Основные работы – «Краткий взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории», ««Чем нам быть?».
В своих теоретических построениях Кавелин ставит проблему изучения истории и сущности русского государства, используя методологию исторической науки и социологии: прежде всего принцип историзма и органическую теорию развития общества. По убеждению мыслителя, оптимальное функционирование социальных институтов становится возможным благодаря знанию их исторических особенностей и закономерностей развития.
Кавелин считал, что развитие русской истории и государства основывается на «родовом начале». Анализируя русскую историю с древнейших времен, Кавелин дает общую характеристику догосударственному состоянию славян. В период родоплеменных отношений власть в семье принадлежала старейшине. Для этого периода истории характерны отсутствие гражданственности и полная юридическая неопределенность, поскольку члены племени находились в родственных отношениях. Однако для функционирования усложняющихся общественных отношений кровные связи не эффектины. Внутри поселений возникают частные, семейные союзы и изменяется характер власти старейшины, который становится посредником, миротворцем и судьей в поселении. С еще большим ослаблением единства поселения усиливаются позиции семей, в то же время власть их общего старейшины ослабевает. В поселениях появляются общие совещания – веча, а сами поселения преобразуются в общины и города. Власть из рук общинных старейшин переходит к главам семейств. Таким образом, политическое единство целого русско-славянского племени было утрачено, исчезало единство внутри племени.
|
|
Историческая особенность России, по мнению Кавелина, проявилась в том, что у русских славян не было предшественников на территории их расселения, они были вынуждены развиваться сами из себя. Процесс образования русского государства Кавелин связывает с призванием норманнов в качестве судей и военноначальников. В IX в. несколько племен призвали варягов. Из русско-славянских племен, покорившихся дружине, образуется сильное большое государство. По оценке Кавелина, варяги «принесли с собою первые зачатки гражданственности и политического, государственного единства всей русской земли». Варягам принадлежит первая идея государственности. Как завоеватели, они основывают обширное феодальное государство. Однако если в других покоренных землях варяги придают свой характер стране, то в России они, напротив, подчиняются влиянию славянского элемента и наконец совершенно в нем исчезают.
|
|
Следовательно, по мысли Кавелина, государственный быт от времени Ярослава Мудрого до периода удельной раздробленности является историей развития родового начала, его постепенного разложения и упадка. В ходе правления Ярослава Мудрого была осуществлена попытка основать государство и утвердить политическое единство Руси на родовом начале. Великий князь был представителем единства княжеского рода, главой всех князей и вместе с тем представителем политического единства Руси. После смерти Ярослава возникло колебание между территориальным началом и личным, родовым и семейным, государственное устройство, основанное на родовом начале, разлагается, образуются многочисленные княжества, вотчины, начинается период удельной раздробленности Руси.
Разрушению удельной системы, воссозданию политического единства Руси способствовало монголо-татарское нашествие. По мнению Кавелина, монголы играют важную роль, так как именно монгольское иго усилило власть великого князя и тем самым восстановило видимый центр политического единства Руси.
Мысль о государстве проявилась в изменении порядка наследования. Московский князь Иван Калита оставляет старшему сыну большую часть земель, младшим – меньшую. В период усиления Москвы происходит уничтожение удельной системы и соединение России в нераздельное целое под властью одного великого князя.
Обобщая результаты исторического развития России, Кавелин приходит к заключению, что система Ярослава Мудрого основывалась на родовом начале и положила начало дроблению России на княжества. Семейное начало при Андрее Боголюбском обратило княжества в вотчины, делившиеся до бесконечности. «В московской системе территориальное начало получило решительный перевес над личным. Кровные интересы уступают место политическим; держава, ее нераздельность и сила поставлены выше семьи».
С появлением государства Кавелин связывает освобождение начала личности от исключительного, кровного быта. Личность становится началом гражданского, юридического быта. Единство государства представлял царь. Он олицетворял личностное начало. Образуется государственная территория – не случайное соединение земель, а политическое целое. «Внешняя политика московских государей… перестает быть частным делом и получает высокое разумное значение». На годы правления Ивана Грозного приходится борьба с аристократическими элементами, которая завершилась окончательной победой самодержавия при Петре I.
Новый период истории, начавшейся с Петра I и продолжавшийся до середины XIX в., ознаменовался тем, что в политической и государственной сфере личность стала независимой. Государственная деятельность Петра является первой фазой осуществления начала личности в русской истории. Несмотря на различное историческое прошлое России и Европы, далее они пошли по одному пути.
Обозначив схему исторического развития как «род – вотчина – государство», Кавелин близок к фазам развития человеческого общества, отмеченным Гегелем. У Гегеля стадии исторического развития соответствовали законам диалектики и стадиям логического мышления и интерпретировались как «семья – гражданское общество – государство».
Впоследствии историческая теория Кавелина претерпела определенную эволюцию. Идейная эволюция Кавелина связана прежде всего с его отходом от гегельянства, а также с попыткой перенести центр тяжести в изучении русской истории на русскую почву.
В «Кратком взгляде на русскую историю» Кавелин обращается к проблеме выяснения исторического типа, который стал фундаментом государства, образованного великорусским элементом – единственным среди славянских племен, сумевшим основать проч-ное государство. Этот исторический тип получил в работах Кавелина название «дом и двор». Характерными чертами исторически сложившего типа государства стали, во- первых, совершенная и безусловная зависимость подданных от царя (они были его собственностью). В таких условиях аристократические стремления, занесенные из Польши, рушились. Во-вторых, государь являлся безусловным господином и наследным владельцем земель, а массы народа назывались по отношению к нему сиротами. В-третьих, в XVII в. была окончательно установлена пожизненная и наследуемая обязанность всех слоев общества нести в пользу государства личную службу.
|
|
Идеал государства, по Кавелину, воплощен в цивилизованной Европе – личность служит там основанием общественного устройства и права, ее свобода признана и гарантируется законом. Задача преобразования России в правильную, хоть и неограниченную монархию была решена Петром I, который упразднил форму «дом и двор»» и заменил ее европейскими государственными формами. Это проявилось в изменении государственной политики в отношении основных социальных слоев общества: дворянства, городского сословия, духовенства, сельских классов. Было положено начало освобождению общества от государственной опеки, начался процесс раскрепощения сословий, освобождения от телесных наказаний. В результате реформ, по мнению Кавелина, в России возникли зачатки гражданского общества, были заложены основы для нравственного развития свободной личности, без сильной аристократии и самостоятельной церкви. В этом Кавелин видел залог успешного развития России.
Кавелин систематизирует свои взгляды в работе «Мысли и заметки о русской истории». Самым важным в этой монографии является выяснение исторических особенностей великорусского племени и самобытно выработанного им начала самодержавия. Кавелин делает акцент на различии не только исторического прошлого Европы и России, но и их последующего развития.
Итак, историческая задача Великороссии состояла в том, чтобы создать и упрочить государство. Тип «двор и дом» с домоначальником во главе, с подчиненными его полной власти чадами и домочадцами лежал в основе всех частных и общественных элементов. Исторический тип «двора и дома» привел к образованию государства, которое Кавелин назвал «азиатской» монархией.
|
|
По мнению Кавелина, государство – это высшая, наиболее совершенная форма человеческого общежития, которая имеет несколько видов или стадий. Прообразом и основой государства является семья. Следующий вид общежития – города или села, сословия и корпорации, ученые общества и промышленные компании. Все эти частные общества и общественные союзы в совокупности представляют собой государство.
Среди обязательных признаков государства, таких как территория, население, Кавелин указывает на особенные черты русского государства: имеется единый политический центр, осуществляется государственная политика в интересах всех сословий, отсутствуют сильные позиции аристократии и церкви, государство становится «гарантом нравственного развития личности».
Вслед за Кантом и Гегелем Кавелин выводит морально-этические основания государства. По его мнению, в государстве находит свое выражение реализация закона справедливости. Правило: не делай другому, чего себе не желаешь – вытекает из убеждения, что справедливость является основным общественным законом. Действительно, Кавелин попытался разработать теорию государства, в котором были бы созданы условия для всестороннего развития личности. Решать этот вопрос, по его мнению, следовало с учетом исторических, политических, национальных особенностей России.
В статье «Чем нам быть?» Кавелин указывает на необходимость правильного государственного учреждения, самостоятельного и коллегиального органа, который будет представлять русскому монарху интересы страны. С этой целью следует создать административный, или правительствующий, сенат. По мысли Кавелина, треть из состава сената назначается непосредственно верховной властью, треть – по выбору губернских земств, еще треть избирается самим сенатом. Ежегодно необходимо переизбрание одной трети сената. Председателем сената является император. По проекту Кавелина, сенат должен делать свои заключения по различным направлениям, а от верховной власти зависит, дать этим соображениям дальнейший ход или оставить их без последствий. Кавелин подчеркивал, что «Административный сенат как государственное учреждение в стране, управляемое неограниченной монархической властью, имеет только совещательную, а не решительную власть».
Далее Кавелин конкретизирует свой проект и предлагает поставить административную власть в определенные рамки с помощью учреждения совещательных при государе органов, независимых друг от друга (сенатов), – законодательного, судебного, административного. По замыслу К.Д. Кавелина, сенаты не ограничивают верховную власть государя, так как государь лишь выслушивает их заключения, а право принимать окончательные решения остается за ним. Сенаты должны состоять из представителей, назначенных верховной властью, и такого же числа представителей, выбранных на местном уровне. Для обеспечения гласности сенаторам должно быть дано право выбирать специалистов из представителей интеллигенции, количество которых не должно превышать числа выбранных от земств или назначенных монархом. Сенаты подчиняются непосредственно императору.
Переходя к описанию функций сенатов, Кавелин отмечает, что Административный сенат должен руководить внутренней администрацией империи. Из существующих министерств остаются четыре: министерство иностранных дел, военное, морское и императорского двора. Под контролем сената находятся министерство военное и морское, ему подчинены политическая полиция, цензура, земства, города и губернаторы. Законодательный сенат занимается законодательными вопросами, подготовкой законопроектов. Судебный сенат по статусу является высшим государственным учреждением для организации правосудия в империи. По значению этот орган равен Законодательному и Административному сенатам. Задача Судебного сената состоит в том, чтобы дать суду полную самостоятельность от других отраслей государственного управления, освободить судебную власть от зависимости от администрации.
Ученый полагал, что создание указанных учреждений будет способствовать централизации системы управления, определению функций и полномочий учреждений на местах, положит конец бюрократическому произволу, позволит качественно улучшить положение дел в империи.
В 1880 г. в статье «Разговор с социалистом революционером» Кавелин формулирует идею о том, что русский народ «стремится к осуществлению своего исторического идеала не в грубой конституционной борьбе большинства с меньшинством, но в общинном единогласии под эгидой самодержавной власти». Выражая свое недовольство бюрократией, Кавелин говорит, что Россия может развиваться во главе с самодержавным, т.е. свободным царем, который не зависит ни от бояр, ни от плутократов. Историческая миссия России, по его мнению, заключается в создании своеобразного политического строя, который называется «самодержавная республика». Кавелин исходит из единства верховной власти и народа в России: поскольку народ по своему существу самодержавен, постольку и единая с ним власть должна быть самодержавной. Государственное устройство, которое Кавелин считает оптимальным для России, выглядит следующим образом: «Я начинаю с крестьянской общины, вполне автономной во всех делах, до ее одной касающихся; затем союзы общин уездные и губернские или областные со своими выборными представителями; а целое завершается общим земским собором под председательством самодержавного, наследственного
В последнем варианте политическая программа Кавелина по-прежнему сводилась к попытке сформулировать требования административных преобразований без нарушения принципа самодержавия. Кавелин указывал на то, что в России отсутствует разумный закон о печати, нет эффективных государственных учреждений, однако, благодаря истории и обстоятельствам, Россия «есть единственная страна в мире, где возможен твердый законный порядок и широкие гражданские свободы при полноте самодержавной власти».
С этой целью необходимо создать временный верховный распорядительный совет под председательством государя в составе 15 или 20 лучших представителей высшего государственного управления. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы: амнистия, отмена смертной казни и административных ссылок, принятие закона о печати, свобода совести, отмена стеснений народного языка в школах и повседневном употреблении. Нужно так же отменить несообразности в действующих законах, сформулировать основные принципы всей системы государственного управления.
Таким образом, Кавелин обобщает результаты исторического развития России, дает характеристику условиям, в которых происходило становление российской государственности, определяет сущность российской государственности в исторически сложившейся форме правления – самодержавии. Из приведенных проектов Кавелина по реформированию государственного строя России в XIX в. следует, что суть предлагаемых им реформ заключалась в учреждении законосовещательных органов при абсолютном монархе. На протяжении всего творческого пути Кавелин являлся сторонником монархической формы правления, считая ее наиболее оптимальной для социально-политического развития России.
2. Политические воззрения Б.Н. Чичерина (1828-1904)
Б. Н. Чичерин считается основателем политической философии как науки в России. Его основные труды « О народном представительстве», «История политических учений», «Собственность и государство», «Курс государственной науки», «Философия права» заложили фундамент классической либеральной теории в России.
Особенностью взглядов Чичерина, было с одной стороны то, что он был сторонник реформ Александра II, а с другой с большим скепсисом, а часто и с нескрываемым презрением относился к так называемой «либеральной общественности» с ее вечной «позой» и оппозиционностью, с ее радикализмом, с ее презрением к праву и законному порядку, с ее радением за некий абстрактный народ и нарочитым стремлением принести себя в жертву этой абстракции. Чичерин постоянно подчеркивал, что такой настрой российской общественности не свидетельствует ни о чем хорошем. Потребность общества в реформах и готовность к ним — это не одно и то же. Предельный радикализм требований к власти — это как раз свидетельство интеллектуальной неготовности общества к реформам, свидетельство отсутствия понимания глубины и значимости реформ, масштаба преобразований и путей их реализации. Радикализм, при всей своей кажущейся нравственной чистоте и жажде полного обновления, на деле является требованием неосуществимого, а, следовательно, и преградой на пути реальных реформ. Радикализм — это не то, что заставляет власть действовать энергичнее, как это может показаться на первый взгляд, а то, что реально только тормозит реформы.
Далеко не все, кто называет себя в России либералами, являются таковыми по сути. В статье «Различные виды либерализма» Чичерин выделяет три типа либерализма:
Первый тип — это «уличный либерализм». По сути это даже не либерализм, а всего лишь давняя российская привычка по каждому поводу и без повода ругать власть. Этот «либерализм» крайне нетерпим к чужой точке зрения, для него все, кто с ним не согласен — люди непорядочные.
Второй тип либерализма в России — это «либерализм оппозиционный». Он рассматривает свободу всего лишь как независимость, для него законы — это только стеснение, а его идеалы — чистый вымысел, который по необходимости приходится помещать где-то в отдаленном будущем. Постоянная оппозиционность, по мнению Чичерина, делает человека узким и ограниченным, а главное, такой «либерал» не способен принести хоть какую-то пользу стране, хоть в чем-то продвинуть ее вперед. Да он к этому и не стремится, а просто «наслаждается блеском оппозиционного положения».
Свой собственный либерализм Чичерин относил к третьему типу, который он определял как «либерализм охранительный», то есть консервативный. Охранительный либерализм осознает необходимую связь между свободой, законом и властью, и стремится примирить их. В этом заключается его главная отличительная черта. «В политической жизни лозунг его — либеральные меры и сильная власть; либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан, охраняющие свободу мысли и свободу совести, дающие возможность высказыгосударственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, пресекающая всякое его нарушение»
Либерализм охранительный стремится получить действительное влияние в обществе и государстве, понимать уроки истории и учитывать условия реальной жизни. Наконец, охранительный либерализм должен понимать те условия, в которых действует власть, понимать ее значение в обществе. Признание этого ее значения отнюдь не означает апологетики всех конкретных действий власти. Сохраняя беспристрастность и независимость суждений, охранительный либерализм все же ищет положительные начала в действиях власти и точки соприкосновения с ней.
В России охранительный либерализм признает, что важнейшим условием успешного осуществления реформ является стабильная и сильная государственная власть. «Истинный либерализм, — пишет Чичерин, — состоит не в отрицании государственных начал; цель его должна быть водворение в обществе законной свободы согласно с условиями народной жизни, а правильное развитие свободы обеспечивается только сильным развитием власти» («Очерки Англии и Франции»).
Чичерина часто упрекали в том, что он был сторонником сильного государства, однако не все понимали, какой смысл он вкладывал в это понятие. Сильное государство — это в первую очередь государство эффективное, способное решать возникающие в обществе проблемы посредством установления баланса интересов, предоставления самому обществу простора для его развития, посредством обеспечения всем группам гарантий через установление соответствующих правовых норм. Если государство не способно выполнять эти функцию, оно начинает бороться с какими-то группами в обществе, наращивая в первую очередь свой репрессивный аппарат и расширяя сферу прямого административного регулирования. Именно этот разросшийся репрессивный и бюрократический аппарат люди ошибочно принимают за сильное государство. Но это отнюдь не так. По Чичерину, наличие сильного репрессивного аппарата, полиции, политического сыска является признаком слабости государства, неспособности отвечать своему предназначению, неспособности подняться на уровень стоящих перед государством задач.
Сильная власть — это не та власть, которая способна остановить любое движение в обществе, не дать чему-то развиться, не та власть, которая имеет достаточно силы, чтобы по собственному произволу осуществить любые преобразования, невзирая на народ. Сильная власть — это власть, способная реализовать главную цель государства — общее благо. В основе такого взгляда на государство лежит представление о нем, как о союзе людей, а не просто как об учреждении, которое на каждом из исторических этапов защищает интересы господствующих классов.
Такая интерпретация понятия «сильное государство» хотя и может быть оценена как либеральная, но все же не составляет сердцевины либерализма. Либерализм как мировоззрение и как идеология основан на глубоком убеждении в том, что именно личность, ее достоинство, права и свободы являются смыслом как общественной жизни, так и всего исторического процесса.
В основании либеральной доктрины Чичерина лежит учение о личности и ее свободе. Личность не есть нечто производное от общества, она есть самоопределяющаяся сущность, сохраняющая свою идентичность в процессе изменений. Поэтому личность всегда осознает свое «Я» и себя как единое целое в прошлом и настоящем, поэтому она может предвидеть себя в будущем. Личность обладает свободой воли, она может выбирать между мотивами, может отказаться от одних мотивов в пользу других, может поступать не так, как велит ей ее биологическая природа или как того требует общество.
В противовес социологическим концепциям, рассматривающим личность исключительно в качестве производного продукта общества, Чичерин твердо стоит на принципах персонализма — «в сравнении с вечным назначением лица общество есть нечто преходящее». Чичерин считает, что теории, утверждающие первичность общества и вторичность личности, несостоятельны в принципе: «В действительности сознанием и волей обладают только отдельные лица, а не общие учреждения, которые существуют и действуют единственно тем, что они представляются лицами. Если разум и воля составляют начало и конец всей общественной деятельности, если самые общие начала осуществляются лишь через сознание лиц и окончательно служат их же удовлетворению, то нет ни малейшего сомнения в том, что личность есть основной и необходимый элемент всякого общежития» («Философия права»).
То, что обычно называют обществом является, по сути, системой «человеческих союзов». Чичерин выделяет четыре их типа: семья, гражданское общество, церковь и государство. В этом вопросе русский философ следует за Гегелем, который впервые разработал учение о человеческих союзах. Однако в концепции Чичерина есть и серьезные отличия. Гегель считал, что поскольку люди приходят и уходят, а союзы и учреждения остаются, то изучать надо последние, именно они развиваются, и именно через них происходит развитие и становление объективной нравственности. В гегелевской системе государство становилось «действительностью нравственной идеи», а все предыдущие союзы должны были государству подчиниться. Лицо в этой системе низводилось до преходящего момента развития учреждений. Чичерин с таким подходом категорически не согласен: «Не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц. От них исходит и совершенствование учреждений. Последние развиваются и улучшаются именно вследствие того, что лицо отрывается от существующего порядка и предъявляет свои требования и свои права» («Философия права»). Чичерин не согласен с Гегелем и в том, как должны строиться отношения государства с другими союзами. Именно потому, что лицо является краеугольным камнем человеческих союзов, недопустима ситуация, когда государство подминает под себя другие союзы. Для человека важно, чтобы все союзы находились в гармоничном сочетании, чтобы его многообразные потребности могли быть реализованы в разнообразных формах, чтобы его интересы, права и свободы были гарантированы всей системой человеческих взаимоотношений, а не только государством. При отсутствии надежных противовесов государству в лице других союзов и в первую очередь гражданского общества само государство может представлять опасность для свободы и прав людей.
Учение о свободе Чичерина тесно связано с его учением о личности и с его антропологической концепцией. Свободу Чичерин понимает в первую очередь как самоопределение личности. Но ведь и личность у Чичерина — это самоопределяющаяся сущность. Таким образом, свобода — это не некие внешние условия жизни, дарованные или завоеванные, как это обычно представляется, это не некие общественные конвенции, а в первую очередь способ, каким человек существует в мире. Природа человека двойственна: с одной стороны, он часть природы и его физическое существование определяется природным в нем, с другой, он разумное и нравственное существо и живет по законам, совершенно отличным от естественных законов природы. Природный и духовный миры соприкасаются, сосуществуют и взаимодействуют в человеке, и только в нем. Это соединение, уникальное в каждом конкретном случае, и создает личность, но именно это соединение требует от личности и постоянного самоопределения, постоянного выбора между мотивами своего поведения. В известном смысле человек просто обречен на свободу, без нее его просто нет. Именно так понятая свобода лежит в основании всех других, в том числе гражданских и политических свобод.
Чичерин выделяет внутреннюю и внешнюю свободу. Внутренняя свобода формирует нравственность, внешняя — право. В отличие от внутренней, свобода внешняя неизбежно затрагивает других людей и может вести к конфликтам. Чичерин вслед за Кантом утверждает, что каждый человек свободен, однако ограничением его свободы является свобода другого человека. Внешняя свобода человека неизбежно будет ограничена, но она должна быть гарантирована в объеме, обеспечивающем человеку самоопределение. Именно этим и занимается право, оно, по сути, ограничивает произвол людей во имя их свободы.
Свобода в обществе имеет по необходимости двойственную природу: с одной стороны, она ведет к расширению прав людей, однако расширение прав означает, что люди должны соблюдать те же самые права других людей. Уже из одного этого видно, что расширение прав неизбежно расширяет и обязанности. Верно и то, что требовать от кого-то исполнения обязанностей возможно только потому, что у него есть права. Для Чичерина права и обязанности — «это два начала неразрывные».
Уважение свободы других в действительности осуществляется в форме уважения установленного правопорядка. Но его поддержание — это прямая функция государства. Государство не только поддерживает порядок, но и дает позитивные законы. В конечном счете, полагает Чичерин, только власть в состоянии обеспечивать свободу в обществе. При этом следует иметь в виду, что, согласно Чичерину, источником права не могут являться ни распорядительные функции государства, ни охраняемый законом интерес, ни некие от века присущие человеку естественные права. «Источник права есть свобода, из нее вытекает и требование взаимного признания», из нее, в конечном счете, проистекают и задачи государства.
Внутренняя свобода определяет нравственное развитие личности, формирование нравственных понятий и идеалов, в том числе и понятий о человеческом достоинстве. Человек как «разумно-нравственное существо» наделен способностью судить действительность и установленные в обществе порядки. Право, по Чичерину, не сводится к совокупности действующих законов, а включает в себя еще идеалы, представления и понятия, в том числе и философские. Именно с высоты этих понятий оцениваются и сами законы, решается вопрос об их справедливости или несправедливости. Государство не творит право, а лишь устанавливает в обществе правомерный порядок в соответствии с идеями права, которые порождаются в обществе. В известном смысле государство само есть производное от права, оно порождено правом, действует посредством права. Защита права — одна из главных его целей. «Право для государства есть не только средство, но и цель. Охранение права составляет одну из первых и самых существенных его обязанностей… Установить в обществе правомерный порядок и охранять права граждан от нарушения, такова первая задача общественной власти. И чем выше стоит государство, тем глубже и полнее оно понимает эту задачу» («Курс государственной науки», ч. 3). Таким образом, представление о государстве как о творце права — представление явно преувеличенное.
В чем же состоит прогресс права и в чем его смысл? Он в первую очередь состоит в укреплении правового статуса личности, ее свободы и достоинства. Чичерин называет это укреплением личностного («индивидуалистического») начала в обществе. Укрепление этого начала есть, по сути, раскрытие и установление в обществе его подлинного основания — личности. Соответственно и право при всей его относительной автономии есть, в сущности, проявление и обеспечение глубинных процессов признания в обществе ценности личности.
Как мы видим, учение о праве у Чичерина тесно связано с его философской антропологией, с его пониманием природы человека и его свободы. Многим его современникам даже казалось странным, что один из крупнейших теоретиков государственного права в России видел истоки права не в том, что есть государство, а в том, что есть личность.
Развитие свободы в обществе может вести к нестабильности, которая, в свою очередь, подрывает самые основы свободы. Никакие преобразования в направлении большей свободы, считает Чичерин, не должны разрушать общество, а обеспечение его устойчивости должно быть важнейшей целью любого реформатора. Что же обеспечивает устойчивость общества, его стабильность? Консерваторы очень часто видят источник стабильности в обычаях, преданиях, поверьях и традициях, в «инстинкте народных масс». Но это слабая опора, она мало что дает во времена, когда общество просыпается, когда назревает реальная потребность в обновлении.
Жизнь устроена так, что без устойчивости ее просто нет, без элементов, придающих жизни неизменность, стабильность, прочность и упорядоченность, распадается и само общество. Источник устойчивости общества Чичерин видит, прежде всего, в «началах гражданского устройства», в реальных отношениях, которые связывают людей. В этом многообразии «начал» надо выделить те, которые реально что-то создали и обеспечили жизненные интересы людей, скрепили общество, обеспечили его единство. Эти элементы он назвал «охранительными началами». К этим началам, по мысли Чичерина, относятся также власть и порядок.
Сама концепция «охранительных начал» не несет в себе какого-то консерватизма и сводится, по сути, к довольно простому и вполне либеральному тезису: преобразования не должны разрушать общество, а обеспечение его устойчивости должно стать важнейшей целью любого реформатора. В той модели развития общества, которую Чичерин рассматривает как оптимальную, нет места революциям, в ней происходит плавный эволюционный переход от одной «устойчивости» к другой. Действительно, революция — это сбой, а точнее — это результат некоего сбоя в развитии, тогда как нормальный процесс — это более или менее плавный переход от одной фазы устойчивости к другой, с более широким кругом прав и свобод. Революция может быть вызвана не только и не столько радикалами, сколько реакционной политикой властей, и в этом смысле реакционеры более всего повинны в революциях. Поэтому любая власть должна быть достаточно либеральной, чтобы понимать необходимость развития свобод.
Если консервативная партия видит свою опору и источник устойчивости общества не в преданиях старины и не в обычаях, а в реальных связях людей, то такая партия становится естественным союзником либералов. Возможность и даже необходимость союза с умеренными и разумными консерваторами Чичерин объяснял тем, что история демонстрирует взаимную дополнительность консерватизма и либерализма. Прорыв в области свобод чаще всего осуществляют либералы, в этом вопросе их приоритет неоспорим. Общество, однако, не может постоянно находиться в процессе преобразований, к тому же достигнутым свободам необходимо придать устойчивую институциональную форму, а эта работа лучше удается консерваторам. Поэтому союз либералов и умеренных консерваторов не просто желателен, но и жизненно необходим для прогресса свободы.
Идея взаимной дополнительности либерализма и консерватизма возникла у Чичерина в связи с изучением политической системы Англии. В конце 50-х гг. XIX в. он изучал работу парламента, ходил на его заседания, слушал выступления лидеров партий, работал в архивах. И его поразило в частности то, что английские консерваторы порой перехватывали инициативу у либералов и фактически проводили их политику. Однако расчет на то, что нечто подобное возможно в России, оказался несостоятельным, поскольку разумный консерватизм в России сошел на нет, а сращение реакционных форм консерватизма и бюрократии сделало невозможным для либералов какой-либо союз с ними. Чичерин видел, что консервативно-бюрократический вектор развития российской государственности, который появился после контрреформ Александра III, противоречит всем ключевым целям и задачам государства, как они понимаются в либерализме. Противоречит курс на контрреформы и задачам общественного развития и укрепления правового статуса личности. Чичерин понимал, что все это, в конечном счете, может привести к революционному взрыву. В одной из своих последних работ «Россия накануне двадцатого столетия» он уже напрямую обвиняет режим личной власти монарха, за которым в действительности стоит интерес набравшей силу бюрократии, в том, что он ведет Россию к катастрофе. Такая оценка режима привела Чичерина в конце его жизни в лагерь оппозиции, хотя он не примыкал и никогда бы не примкнул ни к какой партии.
Главная задача либерализма в России, считал Чичерин, это развитие правовых форм жизни или права в широком смысле, то есть развитие и расширение практики самоопределения личности во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в экономической. Поэтому не борьба за власть, считал Чичерин, и не ее простая смена, а развитие этих форм жизни, которые в свою очередь будут определять правильное развитие власти в стране — вот что должно стать основной задачей либералов на многие и многие годы.
Чичерин был представителем того высокого либерализма, который не мог стать массовым, не мог стать политической силой или программой какой-нибудь партии, потому что его смысл был совсем не в этом. Бердяев отмечал, что Чичерин глубже других понимал «метафизическую природу либерализма», его «онтологическое ядро». Действительно, его исследования направлены на познание вечных основ человеческого существования, и именно там он увидел подлинные основания либерализма. Его либерализм был, по сути, либерализмом не политика, а интеллектуала. Быть может, именно это и делало его «одинокой фигурой» в истории русского либерализма. В то же время влияние его теоретического наследия, в первую очередь его учения о свободе, на дальнейшее развитие либерализма в России было весьма значительным.