Воз сена. Триптих. 1500-1504. Дерево, масло. Центральная часть 140х100. Боковые створки 147х66. Музей Прадо (1), Эскориал (2), Мадрид

Туринско-Миланский часослов (Прекрасный часослов Богоматери). 1380/90-1450.

      Большая часть сгорела в 1904 году. Заказан герцогом Жаном Беррийским (принадлежал ему в 1413 году).

 Авторы (предположительно):   Губерт и Ян ван Эйки,

                                                           Эриан и Жан Лимбурги,

                                                           Мастер Нарбоннского парамана (Жан Орлеанский?)

                                                           Или Руки от А до К.

Был разделен на части, хранится в разных местах:

               Национальная библиотека (Париж) – 126 листов, 25 миниатюр,

               Туринский часослов, Национальная библиотека Турина – 93 листа, 40 миниатюр

                                       (погибла при пожаре, известна по факсимильному изданию 1902 года),

               Миланский часослов, городской музей Турина – 28 миниатюр,

                Лувр – 5 миниатюр,

                Музей Гетти – 1 миниатюра.

Всего 105 страниц с миниатюрами, размер страниц 234х203 мм.

                

Основоположником живописной школы Нидерландов стал

Ян ван Эйк (ок.1390 - 1441).

Начал работать в Гааге. Придворный художник герцога Филиппа Доброго. Человек разнообразных дарований: изучал различные науки, выполнял дипломатические поручения герцога (поездки в Испанию, Португалию). С 1430 года жил и работал в Брюгге.

 

Мужчина в красном тюрбане. 1433. 25,8х18,9. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.

Предполагаемый автопортрет.

Темный фон, фигура в три четверти, ясно выражен объем. Акцент сделан на индивидуальных чертах.

 

Портрет Маргариты ван Эйк. 1439. 32,6х25,8. Музей Груннинге, Брюгге.

Портрет с руками. В обоих портретах использована традиционная для Нидерландов схема портрета: полуфигура на темном фоне в три четверти. Лицом портретируемый обращен влево, иногда изображались руки. Тщательность, миниатюрность письма.

 

 

Поклонение мистическому агнцу. Гентский алтарь. 1432. Дерево, темпера, масло. 375х520 (с раскрытыми створками). Собор Святого Бавона, Гент.

Картина выполнялась вместе с братом Губертом ван Эйком.

      Наружные (будничные) створки: 3-х ярусная композиция.

  • Верхний: пророки и сивиллы.
  • Средний: благовещение.
  • Нижний: в центре статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста (собор первоначально был посвящен Св. Иоанну), по краям – заказчики Иодокус Вейдт и Изабелла Бурлют.

Внутренние створки: 2-х ярусная композиция.

  • Верхний ярус: в центре Иисус как царь царей,

                    справа – Мария, слева – Иоанн Креститель,

                    на крайних створках – поющие и музицирующие ангелы.

  • Нижний ярус представляет собой единую композицию:

                     в центре – поклонение мистическому агнцу (символ жертвы Христа).

                                        Фонтан – источник живой воды, т.е.христианской веры.

                                        Слева апостолы и дальше представители церкви,

                                        справа – пророки и дальше святые мученики.

                     На боковых створках:

                                        Слева – Христовы воины (среди них – Филипп Добрый и

                                                      сам художник) и праведные судьи.

                                        Справа – отшельники и пилигримы во главе с святым

                                                       Христофором.

Нарушения перспективы, несомасштабность фигур с пейзажем, подробность исполнения деталей.

Мадонна канцлера Ролена. 1435. Дерево, масло. 66х62. Лувр, Париж.

       Композиция с предстоящим. Более хрупкая мадонна выделена цельным пятном красного плаща, фигура Ролена дробится за счет пестрой ткани плаща. Пейзаж справа – изображение церквей, со стороны канцлера – город. Есть нарушения в пропорциях (фигура канцлера), фигуры несомасштабны (ангел, венчающий мадонну короной). Картина наполнена массой деталей религиозного характера при всем реализме сцены:

 

Портрет четы Арнольфини. 1434. Дерево, масло. 81,8х59,7. Лондонская национальная галерея, Лондон.

Джованни Арнольфини – купец из Лукки, представлял в Брюгге интересы семьи Медичи, его супруга – Джованна Ченами, хотя есть версии об изображении или двоюродного брата Арнольфини, или самого художника с женой. Новым в портрете является двухфигурная композиция в полный рост в интерьере. Мужчина дает клятву в верности перед свидетелями, которых можно увидеть отраженными в круглом зеркале. В зависимости от того, кто изображен на картине, это может быть брак левой руки, когда после смерти мужа жена и дети не имели прав на наследство.

Картина полна символов, почти каждый бытовой предмет имеет символическое значение:

зеркало – символ мира,

четки – символ благочестия,

горящая свеча – незримое присутствие Иисуса, свидетеля церемонии,

метелка – символ чистоты и порядка семейной жизни,

туфли, стоящие рядом – символ супружеской верности (этот символ актуален

                                     будет и в 17 веке).

Кроме этого: фигурка святой на стойке кровати – или святая Марфа, покровительница 

                                                                               домохозяек,

                                                                               или святая Маргарита - покровительница

                                                                               беременных женщин,

 собачка – символ верности,

 яблоки – грехопадение,

 апельсин - райское блаженство,

 вишни – символ плотских удовольствий.

По цвету картина делится на две части по вертикали: левая с мужской фигурой монохромна в теплых тонах, правая с женской – построена на цветовых контрастах.

 

Иероним ван Акен. Босх (голл. лес). (ок. 1450-1516).

Родился и жил в городе Гертогенбосхе (сокр. Ден Бош). Отец и дед были художниками, а также два дяди и брат.

Выработал своеобразный художественный язык, полный фантастических образов, который сформировался на основе известных религиозных символов, фольклора (пословицы и поговорки). В работах Босха можно увидеть знания художника по инженерному и строительному делу, музыке, религиозной литературе, из сферы разных наук.

  На основе последних исследований руке Босха приписывают 25 картин и 8 рисунков.

Босха считают основоположником сюрреализма, но на самом деле он моралист.

 

Воз сена. Триптих. 1500-1504. Дерево, масло. Центральная часть 140х100. Боковые створки 147х66. Музей Прадо (1), Эскориал (2), Мадрид.

 На внешней стороне изображен путник и много деталей, показывающих опасность его пути.

Центральная часть триптиха отражает нидерландскую пословицу «Мир – это стог сена, каждый берет, сколько сможет». Левая створка – «Грехопадение», правая – «Ад».

Движение воза, которому предшествует кавалькада странных существ, которые изображают демонов (рыба – олицетворение жадности), - идет вправо, т.е. в ад. Желание обладать материальным достатком, символом которого и является сено, выливается в ожесточенную драку среди простых людей, и спокойное движение знати во главе с папой, королем и их приближенными. На возу изображены влюбленные, которые не участвуют в общем действии, но детали (пустой кувшин на палке – сосуд греха) свидетельствуют, что речь идет о пороке любострастия.

Если учитывать, что сено – товар совсем дешевый, то можно понять, что все человеческое копошение тщетно, суета сует. Но тем не менее ради этого совершаются и убийства. 

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: