Сад земных наслаждений. Триптих. 1500-1510. Дерево, масло. Центральная часть 220х195. Боковые створки 200х97. Музей Прадо, Мадрид

      Триптих решен по аналогии с предыдущим складнем.

 На внешних створках изображен мир, созданный богом, но пока без животных и людей (первые три дня творения).

Центральная часть – «Сад земных наслаждений».

Левая створка – последние три дня творения, т е. создание животных и человека.

Правая створка – «Ад» («Музыкальный ад»).

 Главная мысль в центральной части – греховность плотских удовольствий (разнообразные ягоды – символ греховной сексуальности).

На правой створке в картине рая обращают на себя внимание кошка, несущая в зубах мышь и птица, проглотившая лягушку.

На створке, изображающей ад, среди какофонии странных ситуаций и образов, знаменующих мучения грешников, выделяется лицо, которое скорее всего является автопортретом художника. Выделены группа музыкальных инструментов, птицеголовое существо, пожирающее людей, а также грешники- любители азартных игр. Уши, проткнутые стрелой – символ глухоты, связанный с выражением из Евангелия «Имеющий уши да услышит».

     

 

 

Несение креста. 1490-1500. Дерево, масло. 83,5х76,7. Музей изящных искусств, Гент.

      Картина имеет фрагментарную композицию. Образы людей имеют шаржированный, уродливый характер, в том числе и святая Вероника. Образ Христа далек от идеального облика в картинах итальянских художников. Сопоставление лица Иисуса с гротескными лицами толпы наводит на мысль о том, за каких людей он принял смерть на кресте.

Общие черты живописи 15 века:

  1. Реалистическое толкование религиозных сюжетов.
  2. Статичность композиций.
  3. Высокая точка зрения.
  4. Изображение глубокого пространства с привлечение как прямой, так и обратной перспективы. Знание воздушной перспективы.
  5. Непропорциональность фигур (удлиненность).
  6. Несомасштабность фигур между собой и с пространством.
  7. Тщательная проработка деталей.
  8. Яркий декоративный цвет.
  9. Тщательность и равномерность выполнения красочного слоя.

 

ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 16 ВЕКА.

 

 

Нидерланды в 16 веке в результате открытия Америки становятся сосредоточением международной торговли. Более активно начинают идти процессы, знаменующие переход страны к капиталистическим отношениям: цеховые ремесла вытесняются мануфактурами. Центром торговых и денежных операций становится Антверпен. В обществе на первый план выдвигаются люди, нажившие капиталы за счет своих личностных качеств.

Одновременно политическая ситуация усложняется: Нидерланды находятся под властью Испании. При Филиппе II (наследник Карла V) усиливаются религиозные преследования, что приводит к многочисленным народным выступлениям против испанского гнета.

     

Главной фигурой нидерландской живописи 16 века становится

Питер Брейгель Старший, или Мужицкий. (1525/30-1569).

Прозвища художника значат то, что он:

  Во-первых, был главой семьи художников. Два его сына также стали художниками: Питер Брейгель Младший («Адский») и Ян Брейгель Старший («Райский»).

   Во-вторых, художник по происхождению был крестьянином. Но вряд ли это стало основой прозвища, если бы главным героем его картин не был крестьянин.

   Питер Брейгель обучался у Кука ван Альста, придворного художника Карла V (Антверпен). В 1552-1553 годах посетил Италию, Францию, Швейцарию. Затем работал в мастерской Иеронима Кока, где познакомился с работами Босха, которые произвели на него очень сильное впечатление. С 1663 года переселился в Брюссель.

 

  Некоторые работы Брейгеля сделаны под явным влиянием Босха, это

Безумная Грета. 1562. Холст, масло. 115х161. Музей Майер ван ден Берг, Антверпен.

      Героиня картины из фламандского фольклоравоплощает воинственность, алчность и безумие, охватившее мир. По мнению искусствоведов является отражением испанского террора над жителями Нидерландов, или народного религиозного фанатизма в процессе иконоборческого движения

Триумф смерти. 1562. Дерево, масло. 117х162. Прадо, Мадрид.

   Тот же г од, те же настроения, но на основе другой вечной темы.

Битва Масленицы и Поста. 1559. Дерево, масло. 118х164,5. Музей истории искусств, Вена.

      Картина написана еще в традициях 15 века: высокая линия горизонта, большое пространство площади, заполненное людьми, яркий цвет, назидательная тема. Противостояние Масленицы в виде толстяка на бочке и Поста в виде тощей фигуры. Соответствующие кулисы: со стороны Масленицы – кабак, со стороны Поста – церковь.

 

Падение Икара. 1558. Холст, масло. 73,5х112. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

      Тема античного мифа – новая для Нидерландов. Никто не замечает падения Икара, занятый своими земными делами. Второстепенные персонажи играют главную роль.

  Серая куропатка на ветке радом с рыбаком –обращенный в птицу Афиной племянник Дедала, которого Дедал убил, опасаясь конкурента в лице этого способного юноши (Овидий, Метаморфозы). В итоге в картине звучит тема возмездия.

Фигура крестьянина на первом плане довольно крупная, и хотя пейзаж по-прежнему весьма обширен, но точка зрения уже значительно ниже.

 

  Эти же изменения можно видеть и в пейзажах, которые входят в серию «Времена года».

Охотники на снегу. 1565. Дерево, масло. 117х162. Музей истории искусств, Вена.

Возвращение стад. 1565. Дерево, масло. 117х159. Музей истории искусств, Вена.

      В серию, возможно, могли входить 12 картин.

Кроме названных в нее входят: Сенокос (Национальная галерея, Прага)

                                                  Жатва (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)

                                                 Сумрачный день (Музей истории искусств, Вена)

Новшеством является пейзажный жанр, психологизм, выраженный через позы и движения героев, точность реальных наблюдений. Более тонким становится цветовое решение.

 

В последних сюжетных картинах художника многое меняется.      

Крестьянский танец. 1568. Дерево, масло. 114х164. Музей истории искусств, Вена.

       Незамысловатый тяжеловесный танец на деревенском празднике. Масса наблюденных в реальной жизни ситуаций: танцующие дети, парень, откровенничающий с волынщиком, который всецело сосредоточен на игре; целующаяся парочка; кавалер, вытягивающий застеснявшуюся даму на танец…

  Бытовой жанр в чистом виде. Изображение сцены с точки зрения стоящего среди людей человека. Массивность, тяжеловесность фигур. Психологизм.

      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: