Вид Инсбрука. 1495. Бумага, акварель. 12,7х18,7. Музей графического искусства Альбертина, Вена

Один из пейзажей, написанный во время поездки в Италию. Более мягкое акварельное письмо, панорамность в передаче пространства.

 

Целый ряд произведений связан с изучением пропорций. С теорией пропорций Дюрера познакомил в Германии Якопо деи Барбари, итальянский художник.

Автопортрет в облике Христа. 1500. 67х49. Старая пинакотека, Мюнхен.

«Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными

красками». Чтобы проследить пропорции собственного лица, обратился к фронтальной постановке и черному фону.

Занимаясь пропорциями, сделал много рисунков с пропорционированием, и гравюр.

 Адам и Ева. 1504. Гравюра на меди. 24,7х19,1. Торонто.

      Сюжетом по сути является грехопадение, но фронтальная постановка фигур позволяет показать гармоничные по пропорциям, классические тела прародителей.

 

Адам и Ева. Диптих. 1507. Дерево, масло. 209х80. Прадо, Мадрид.

      Здесь фигуры написаны болу мягко, нет того напряжения мышц, что есть в гравюре. Черный фон позволяет ясно выделить силуэты, земля напоминает позем в иконах. Фигура Адама повторяет изгиб торса  в гравюре.

Как и Леонардо да Винчи, Дюрер внимательно изучал окружающий мир и делал много натурных зарисовок. Его работы выполнены в цвете акварелью и более подробны, чем наброски Леонардо.

Кусок дерна.1503. Бумага, акварель, гуашь. 41х32. Музей графического искусства Альбертина, Вена.

Зайчик. 1502. Бумага, акварель, гуашь. 25,1х22,6. Музей графического искусства Альбертина, Вена.

 

Большое количество работ выполнено Дюрером по заказам на религиозные темы, в том числе алтари.

Алтарь Паумгартнеров. 1498-1503. Дерево, масло. 155х126 (центральная панель), 151х61 (каждая створка). Старая Пинакотека, Мюнхен.

Традиционный складень, в центре – «Рождество», на боковых створках – святые Георгий и Евстафий. В центральной части сюжетом по сути является поклонение младенцу. Знание прямой линейной перспективы выразилось в картине несколько утрированным ее построением. Опорный столбик крыши подводит взгляд к младенцу Иисусу, тельце которого выделено светлым тоном на синем. Фигуры заказчиков с гербами намеренно сильно уменьшены.

 

Поклонение Святой Троице. Алтарь Ландауэра. 1511. 135х123. Музей истории искусств, Вена.

     Заказ нюрнбергского купца Матиаса Ландауэра. Использованы приемы, характерная для итальянских алтарных картин: конфигурация формата, ярусное построение композиции. Все действо происходит на небесах. Внизу справа художник на земле изобразил себя.

Четыре апостола.1526. Дерево, масло. 214х76. Старая Пинакотека, Мюнхен.

       На диптихе изображены Иоанн, Петр, Марк и Павел. Традиция подразумевает в фигурах четыре темперамента. Если же учитывать характер деятельности каждого, то можно видеть в Иоанне – искателя, в Петре – толкователя, в Марке – деятеля, в Павле – борца с несогласными. По расположению фигур в формате диптих напоминает боковые части триптихов Джованни Беллини, ближе к триптиху Фрари.

Тексты написаны каллиграфом Нейдерфером, представляют собой тексты из Библии. Выбор этих текстов происходил с ведома художника, и поэтому их можно считать своеобразным нравственным завещанием Дюрера: «в эти опасные времена пусть они остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».

 

Огромную долю творческого наследия Дюрера составляет графика. Он занимался книжной графикой, станковым рисунком, создавал как отдельные листы, так и серии гравюр на меди и дереве.

       Знамениты его серии «Апокалипсис» или «Откровения Иоанна Богослова», большие и малые «Страсти господни», «Жизнь Марии».

Гравированию на дереве Дюрер обучился в мастерской Михаэля Вольгемута, а во время своего путешествия по Германии посетил Кольмар, где жил и работал знаменитый живописец и гравёр Мартин Шонгауэр, который прославился своими гравюрами на меди.

  Дюрер значительно усложнил гравюру на дереве: он создает многофигурные композиции с большим количеством деталей, вводит штриховку по форме, за счет чего его гравюры становятся более разнообразными по тону. Нужно также учитывать, что во времена Дюрера это была обрезная гравюра, т.е. каждая линия в оттиске обрезалась на доске, и фон вынимался между линиями.

      

   Одной из знаменитых гравюр является лист из «Апокалипсиса»

Четыре всадника Апокалипсиса. 1498. Гравюра на дереве. 39,5х28,5. Кунстхалле,

                                                                                                                                             Карлсруэ.

    Композиция построена по традиционной схеме, изображающей голод, мор, войну и смерть, под ногами коней которых гибнут люди. В пасть Левиафана попадает в первую очередь римский папа, что опять напоминает о борьбе идей в период Реформации.

 

Рыцарь, смерть и дьявол. 1513. 24,8х19. Кунстхалле, Карлсруэ.

  В гравюре отражена мысль о непреклонности рыцаря, несмотря на угрозы смерти и козни дьявола.

Меланхолия. 1514. Гравюра на меди. 23,9х18,7. Государственный Эрмитаж, Санкт-

                                                                                                                                            Петербург.

       Исследователи сходятся во мнении, что данный образ является духовным автопортретом художника. Через предметы представлены разные сферы духовной деятельности человека, среди которых в первую очередь выделена геометрия как один из семи искусств. Семь искусств: геометрия, арифметика, музыка, астрономия, грамматика, диалектика, риторика, - представляли собой основу, на которой строилось философское понимание окружающего мира.

Святой Иероним в келье. 1514. 24,8х19,1. Британский музей, Лондон.

       Святой, один из отцов церкви, проживший четыре года отшельником в пустыне и приручивший льва, представлен в гравюре в современном кабинете как ученый. Сложные тональные отношения передают нюансы света в интерьере.

 

Общие черты в творчестве Дюрера:     

  1. Сочетание старых традиций с новыми гуманистическими тенденциями.
  2. Наряду с религиозными темами – мифологические, жанровые, аллегории.
  3. Научный подход как творческий метод.
  4. Использование традиционных композиционных схем.
  5. Декоративность цвета.
  6. Эмоциональная напряженность, выраженная или в цвете, или в форме: в движении, напряженных мышцах тела, мимике, в жестких складках, напряженных руках.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: