Действие происходит в большом сарае: расставлены столы, гостей угощают, наверно, кашей и киселем, разнося их на дверях, снятых с петель. Справа находятся особо почетные гости: должностное лицо, сидящее в кресле, монах, и мужчина в черном с кинжалом, явно принадлежащий к высшему сословия, но судя по тому, что сидит он на перевернутом ушате – свой среди крестьян человек. Под ушатом заметна игральная кость
Слепые. 1568. Холст, темпера. 86х154. Музей Каподимонте, Неаполь.
Темой картины является библейская притча «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». По жанру это аллегория на общество людей. Пейзаж выглядит пустынным, помочь слепым некому, приходится рассчитывать только на свои силы.
Обращает на себя внимание изысканная цветовая гамма.
Художник и знаток. Ок. 1565. 25х21,6. Музей графического искусства Альбертина, Вена.
Острая, жесткая, ломающаяся линия. Точные характеристики, данные персонажам: напряженно всматривающийся в натуру художник и шаржированное изображение оценивающего, готового заплатить за работу знатока.
|
|
Лукас ван Лейден, или Лука Лейденский. (1494-1533).
Становление художника как самостоятельного мастера произошло очень рано. Занимался живописью и гравюрой (174 гравюры на меди, 30 рисунков для гравюр на дереве).
Исцеление иерихонского слепца. Триптих. 1531. Холст, масло. 115,7х217,3. Государственный Эрмитаж, Петербург.
Триптих. На боковых створках снаружи изображены герольды (мужчина и женщина) с гербами заказчиков. Композиция центральной части строится по классическим принципам (трехчастная композиция): в центре – главные герои – Иисус и слепой с мальчиком-поводырем, справа и слева свидетели. Фигура мальчика на первом плане, указывающего на главных героев, условна в своем движении. Вытянутость фигур, манерность движений мужских фигур, несомасштабность женских фигур с детьми, которых они держат на руках. Массивность деревьев. Яркость, декоративность красок.
Коровница. 1510. Гравюра на меди.
Жанровый мотив, непропорциональность фигур.
Ян Госсарт (Мабюз) (1479-1541).
Его называют первым романистом, т.к. именно в его творчестве после поездки в Италию появляются мотивы и приемы, характерные для итальянского Возрождения.
Нептун и Амфитрита. 1516. Дерево, масло. 188х124. Картинная галерея, Берлин.
Мифологические образы, типы обнаженных фигур, близкие итальянским; классическая архитектура.
Общие черты живописи 16 века:
1. Появляются новые жанры: мифологический, аллегория, бытовой жанр и пейзаж.
Ведущей является религиозная живопись.
|
|
2. Динамичные композиции.
3. Пространство изображается с помощью прямой перспективы, низкая точка зрения.
4. Фигуры людей сомасштабны с окружающим пространством, пропорциональны,
правильны анатомически.
5. Влияние итальянского искусства – романизм.
6. Смягчаются цветовые отношения, хотя декоративность цвета сохраняется.
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ
Германия долго была отсталой феодальной страной, раздробленной на отдельные владения. Области развивались неравномерно: северные города торговали с северо-восточной Европой, южные города, испытывавшие влияние Италии, развивались интенсивнее, воспринимая новые культурные идеи. Провинция жила еще средневековыми традициями.
Новые тенденции в культуре Германии стали активно формироваться с 30-х годов 15 века, т.е. позже не только Италии, но и Нидерландов. Расцвет новой культуры относят к рубежу 15-16 веков, который развивался на фоне Реформации, т.е. борьбы с католической церковью. Это привело к освобождению культуры от влияния церкви. Важнейшим политическим событием является Великая крестьянская война 1525 года.
Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Сын ювелира, выходца из Венгрии. Учился у отца ювелирному делу, у Михаэля Вольгемута – живописи. После того, как кончил обучение, совершил поездку по Германии, посетил города Кольмар, Базель, Страсбург. В 1494 году женится на Агнессе Фрай. Дважды совершил поездки в Италию (в 1494-1495 и в 1505-1507 годах).
Как и многие крупные художники Возрождения, был не только практиком, но и теоретиком. Им написаны на основе опыта предшественников и собственного книги:
«Руководство к измерению циркулем и линейкой» (геометрия, перспектива, шрифты),
«Четыре книги о пропорциях»,
«Руководство к укреплению городов, замков и теснин».
Творчество Дюрера соединяет черты старых традиций и гуманистические идеалы новой эпохи.
Портрет отца художника. 1490. 48х40. Галерея Уффици, Флоренция.
Барбара Дюрер, мать художника. 1490. 47х38. Германский национальный музей, Нюрнберг.
Портреты исполнены по известной схеме: полуфигура в три четверти с руками на нейтральном фоне. Жесткость рисунка, четкость контура, декоративность цвета (особенно в женском портрете). Композиция портретов, одинаковость размеров и время исполнения позволили предположить парность портретов. Оба портрета двухсторонние, на обороте мужского – гербы Дюреров и Хольперов, на обороте женского – пейзаж с утесом и драконом.
Вызывает интерес и та беспристрастность, с которой художник изобразил своих стареющих родителей в более поздних работах.
Портрет отца. 1497. 51х40. Национальная галерея, Лондон.
Фон и надпись сделаны другой рукой.
Барбара Дюрер, мать художника. 1514. Бумага, уголь. 42,2х30,6. Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.
Первым в Германии начал создавать автопортреты.
Автопортрет в возрасте 13 лет. 1484. Бумага, серебряный карандаш. 27,5х19,6.
«Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер»
Автопортрет с чертополохом. 1493. Пергамен, масло. 56х44. Лувр, Париж.
«Мои дела определяются свыше». Сделан накануне женитьбы, о чем говорят и материал (проще пересылать), и чертополох в руке, который символизирует мужскую верность. Напряженными и жесткими выглядят руки.
Автопортрет в перчатках. 1498. Дерево, масло. 52х41. Музей Прадо, Мадрид.
«Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Портрет написан в духе итальянских портретов и по формальным моментам (окно с пейзажем), и по сути, т.к. абсолютно светский по характеру.
Интерес к окружающему миру проявился в пейзажах.
Проволочная мастерская. 1494. Бумага, акварель, гуашь. 29х42,6. Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.
|
|
Пейзаж написан до поездки в Италию. Яркий по цвету, несовершенен по перспективе.