Отклонении уходит своими корнями в философию; считая какие-то действия людей девиантными, мы тем самым занимаем философскую позицию

Отсюда следует, что девиантолог просто обязан быть компетентным в области философских морально-этических учений. Философские вопросы считаются "вечными", но люди всегда так или иначе отвечали на них - в разные исторические эпохи по разному. Любой ответ сразу задавал координаты проявлений девиантности, очерчивал круг того, что делать (или думать) нельзя. Нам с вами очень пригодится знание этих примеров - ведь прошлое дает повод для размышлений о настоящем. Теперь к последнему вопросу этого параграфа - вопросу о соотношении личной моральной позиции с требованиями научной объективности.

Девиантология как наука и девиантолог как человек. "А в чем, собственно проблема?" - недоуменно спросит читатель. И будет неправ -проблема как раз таки существует. Каждый человек, и девиантолог - не исключение, имеет свой взгляд на мир. Взгляд, который включает в себя представления о добре и зле, норме и отклонениях. Это - личная нравственная позиция, и человек ее не имеющий - не очень нормален.* Однако девиантолог не имеет права (как ученый) руководствоваться своими представлениями о норме и отклонении в своих исследованиях. Сами посудите: ученый, не одобряющий однополый секс, выносит "научное заключение": "все эти голубые - чокнутые". Это, конечно, не наука - это обывательское мышление. Но, что же теперь отказываться от личных убеждений? Вопрос может быть поставлен так: Как ученому сохранить научную объективность и свои личные ценности? Один из, считающихся классическими, ответов дал немецкий социолог М.Вебер (1864-1920). Он предложил разделять ценностные суждения и отнесения к ценности. Ценностное суждение - это, например, утверждение, типа "воровать плохо!".

"Это, как вы понимает, наша личная нравственная позиция. НО! эту позицию можно подтвердить данными психологии, поэтому мы ее и приводим.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                55

Когда мы даем оценку какому-либо действию (в категории "хорошо-плохо"), мы используем ценностные (или оценочные) суждения. Однако большинство оценочных суждений субъективны, связаны с личной нравственной позицией конкретного человека. Люди часто исповедуют разные ценности, тогда, как наука стремится к объективной истине. Поэтому ученый, изучающий человеческое поведение, не должен делать оценочных заключений, а использовать отнесение к ценности. В этом случае, вместо, например "воровать плохо", мы должны будем сказать "в таком-то обществе, в такую-то историческую эпоху большинство людей считало, что воровать - это плохо". Другими словами, девиантолог должен соотносить наблюдаемое поведение не со своими личными ценностями, а с ценностями того общества, которое он изучает. Разумеется, очень часто в обществе можно наблюдать различные группы, придерживающиеся разных ценностей. Например, домохозяйки, феминистки, водопроводчики и панки скорее всего имеют различающиеся представления о норме и отклонении. В этом случае ученый должен ориентироваться на ценности той группы, которую он изучает. Так с точки зрения сообщества панков, ношение строгого костюма и галстука часто рассматривается, как девиантное поведение. Девиантолог, описывающий это сообщество должен оперировать отнесением к ценности: "панки считают ношение строгого костюма девиантным поступком".

Введенная Вебером практика использования отнесения к ценности, вместо оценочных суждений не решает проблему "субъективности -объективности" полностью. Дело в том, что личные ценности ученых все равно влияют на их исследования человеческого поведения. Во-первых, это связано с самим выбором проблемы для исследования. Ученые изучают то, что считают интересным и важным. Соответственно представления об интересном и важном формируются под влиянием личных ценностей. Не случайно многие ученые-девиантологи расходятся в своих суждениях, относительно наиболее значимых отклонениях в современных обществах.


56 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Одни считают самой важной проблемой рост преступности, другие - кризис семьи, третьи - сексуальную революцию. Различные оценки связаны с различиями в личной системе ценностей.

Во-вторых, личные ценности исследователей в неявной форме проникают в их выводы и теории. Связано это, прежде всего, с огромным богатством человеческого языка. Говорим ли мы о "агрессивных девочках", "пай-мальчиках" или "жадных до новостей журналистах" - мы в неявной форме используем оценочные суждения. В любом языке для обозначения одного и того же есть "слова-рычалки" и "слова-хвалилки". Следовательно для любого явления можно найти различные определения. Говоря о самоубийстве, мы можем воспринимать данный поступок, как "слабость, трусость и отказ от великого дара жизни" (точка зрения христианской этики) или, как "достойный выход и сохранение чести" (точка зрения самурайской этики). Представителей сексуальных меньшинств можно назвать извращенцами, а они склонны себя называть "продвинутыми геями". Более того, большинство теорий человеческого поведения просто пронизаны влиянием ценностей. Описание здоровой личности по В.Франклу включает в себя "напряжение, борьбу и поиск смысла", тогда как по З.Фрейду - это "невротические симптомы".

Таким образом, ценности влияют на выводы ученых в явной или скрытой форме. Иногда это приводит к "ошибке описания": вместо того, что бы описывать то, что есть, ученый начинает рассуждать о том, что должно быть. Не следует думать, что влияние ценностей лишает науку всякой объективности, конечно нет. Наоборот - зная об этом влиянии, легче сделать на него поправку. Дело в том, что в изучении человеческого поведения, полной объективности просто не может быть никогда! Объективность (относительная) возможна при описании физических явлений, например, закона всемирного тяготения - как бы ученый к нему не относился, но "все тела притягиваются.... и т.д.". Но говоря о людях, их поступках и мыслях, мы


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                57

Релятивизм —

тенденция

рассматриеа

тъ нормы, как

относительн

ые,

изменчивые,

отказ    от

абсолютных

ценностей и

абсолютной

истины

вольно или не вольно интерпретируем эти поступки и мысли в соответствии с нашей личной шкалой добра и зла - это одно из базовых свойств челове ческой психики. Ученый должен стараться

избегать субъективности и стремятся к объективности, но

полная объективность - недостижима. Более того, в чрезмерном

тъ нормы, как

относительн

ые,                                                 .,

поразительную изменчивость человеческого поведения легко прийти к мысли, что не существует абсолютных ценностей и

изменчивые,  стремлении к ней может таиться опасность релятивизма. Видя

отказ       от абсолютных ценностей и абсолютной истины

норм. Раз их не существует, человек свободен в своем поведении - ведь все представления о добре и зле - относительны. Однако такая позиция, по определению безнравственна, поскольку позволяет оправдать любой поступок. Более того, вся история человечества доказывает пагубность подобной позиции. Общества, где аналогичные настроения преобладали, всегда в скором времени погибали и исчезали с исторической арены. Достаточно вспомнить эллинистическую Грецию или позднеимперский Рим.

Наконец, наверное, самый важный аспект проблемы влияния ценностей связан с прикладными задачами девиантологии. Ведь мы должны не просто описывать поведенческие отклонения, но и давать рекомендации по их коррекции и предотвращению. А это заставляет нас с особой строгостью относится к своим выводам и предложениям - ведь ответственность за их применение будет целиком лежать на нас. Большая опасность связана со свойственным многим интеллектуалам тщеславием. Любой ученый хочет закрепить за собой открытие истины в области своих научных интересов. Но настоящий ученый всегда честен с собой и избегает окончательных выводов, если есть хоть малейшее сомнение в их достоверности. Подчиняясь профессиональной совести, он обязательно перепроверит все еще раз, и если нужно, проведет дополнительные исследования.


58 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Современная девиантология развивается в очень сложном мире. Мире, где разрушены барьеры между культурами и культуры смешиваются друг с другом. Изменяется характер отношений между обществами, размываются привычные представления о нормальном и ненормальном, человечество сконцентрировало в своих руках небывалые возможности. Ученый, изучающий многообразие форм человеческого поведения, подвергается двум сильным искушения. Первое - это искушение релятивизмом, мы о нем уже говорили. Второе - это искушение претензией на конечную истину, часто связанное с попыткой обрести стабильность в изменчивом мире. Следует понимать, что релятивизм ведет к нравственной деградации, а слишком жесткая позиция не дает возможности воспринимать новое, а значит, ведет к интеллектуальной закостенелости. Поэтому девиантолог должен в полной мере не забывать и опираться на нравственный и нормативный опыт предшествующих поколений и обладать достаточно гибким мышлением, для беспристрастного восприятия нового. К тому же ученые в современном мире, как и остальные люди сталкиваются с мощным давлением на свое сознание со стороны массовой культуры и СМИ. Задача - крайне сложная, но делать нечего. И последнее - следует помнить, что наука не может научить человека, как ему жить. Наука объясняет и описывает окружающий мир. А цель и смысл жизни придают ценности - сфера влияния философии и религии. Вместе с тем, науки о человеке сегодня вынуждены давать человечеству советы по организации своей жизни. Для того, что бы эти советы были оправданы, и ученый не боялся брать на себя ответственность за их последствия, необходимо (помимо моральных качеств) профессионально владеть научными методами исследования поведенческих феноменов. О чем мы и поговорим в следующем разделе.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                59

Резюме:

девиантология в полной мере заимствует достижения социологии, которая считается одним из ее "родителей"; социологи изучаютто, как люди в процессе повседневных взаимодействий создают иподдерживают сложную реальность, называемую обществом; приэтом для социологов и девиантологов общим является интерес ктому, почему некоторые члены общества отказываются отпривычных, диктуемых обществом, моделей поведения идемонстрируют склонность к девиантности;

девиантология не теряет связи и со "вторым родителем" - с психологией личности (персонологией); персонологи изучаютзакономерности деятельности индивидуального сознания; пытаясьобъяснить человеческое поведение, они создают различные теорииличности; и девиантологов и персонологов в равной степениинтересует вопросы о том, что такое психологическая патология,затрудняющая нормальную жизнедеятельность личности, что естьпсихическое здоровье и каковы возможности коррекциипсихологических отклонений;

с социальной психологией девиантологию роднит интерес куниверсальным   психологическим  реакциям,    свойственнымбольшинству людей; многие из типичных социальных моделейповедения и мышления, связаны с проблемой девиантного поведения- например "эффект зрителя" или ситуации психологическогодавления в группе; используя социально-психологический подход,девиантологи пытаются понять как взаимодействуют личностныекачества человека и ситуационное давление на него приповеденческих отклонениях;

если интерес социологии, персонологии и социальной психологиишире интереса девиантологии, то область девиантологии шире


60 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

области криминологии; криминологи изучают самый опасный вид отклонений - преступность; однако не все виды поведенческих отклонений попадают под категорию преступного поведения, поэтому девиантологи, в полной мере заимствуя результаты криминологических исследований и теорий, работают в гораздо более широкой области;

базовой дисциплиной не только для девиантологии, но и для всехгуманитарных  наук  выступает  философия;       философияинтересуется "вечными" вопросами, на которые не можетответить наука: о смысле жизни, о предназначении человека, ограницах познания и т.п.; важнейшим для девиантолога разделомфилософии является этика - учение о том, как должен житьчеловек, что для него благо, а что - зло; этические учения задаютобщие представления о норме и отклонении и всегда значительновлияют на жизнь человеческих, сообществ;

в своем изучении человеческого поведения девиантолог долженсочетать требования научной объективности и верность своей нраестеенной позиции; избежать ловушек релятивизма ипретензии на окончательную истину ему должно помочь умение различать ценностные суждения и отнесение к ценности; зная,что личные ценности ученого неизбежно влияют на его работу,девиантолог вынужден с особой тщательностью относиться ксвоим выводам и рекомендациям, зная, что на нем лежит моральнаяответственность за их применение в жизни.


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                61









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: