Девиантология в системе гуманитарного знания

Девиантология и социология. Социология (наряду с психологией) по праву претендует на роль одного из "родителей" девиантологии - это общепризнанно, хотя разобраться, кто здесь "мама", а кто "папа" значительно сложнее. Любой учебник по общей социологии в обязательном порядке включает в себя раздел "Девиантное поведение". Но, как мы уже говорили, Девиантология сегодня переросла границы социологии, поэтому имеет смысл присмотреться к их взаимоотношениям подробнее. Среди профессионального социологического сообщества до сих пор сохраняются претензии на монополию в области девиантологических разработок. Нередким является стремление вообще отрицать существование девиантологии, как самостоятельной области знания. "Нет никакой девиантологии - есть социология девиантного поведения!" - подобные высказывания - не редкость.

Объект науки -

та        честь

реальности,которая даннойнаукой изучается(для социологии -общества); предмет -   уголзрения на объект(что           нужно

знать                  об

объекте) неотделим от конкретного ученого, школы или теории.

Чем же все-таки занимается социология и почему Девиантология не сводится к роли отраслевой социологической дисциплины. Социология изучает общество, как следует из самого названия этой науки

(societas - лат. - общество и logos - греч. знание, наука). Однако сказанное мало что проясняет, поскольку общество изучается многими науками - экономикой, политологией, этнологией т.п. В учебниках и энциклопедиях можно найти с десяток или более определений объекта и предмета


Глава I. Девиантология и изучение отклонений                                                                35

социологии. Одним из лучших, по нашему мнению, является метафорическое определение шведского социолога Пера Монсона, известное, как "Лодка на аллеях парка".

В своей метафоре Монсон предлагает использовать социологическое воображение. Представьте, говорит он, что вы рано утром поднялись на вертолете и неподвижно зависли над городским парком. Вот появились первые прохожие, идущие по широким асфальтированным парковым аллеям. Постепенно людей в парке становиться все больше. Основная часть прохожих идет по аллеям, однако, некоторые выбирают узкие неасфальтированные тропинки. Другие вообще лезут напролом через клумбы и густые колючие кусты, ограждающие аллеи. Некоторые из пошедших напролом скрываются в кустах и больше не показываются, другие вновь появляются, оцарапанные колючками. Иногда вслед за одним смельчаком, свернувшим с дороги, устремляются другие и там, где недавно не было никакой тропинки, возникает широкая протоптанная тропа. Возможно, вскоре она будет заасфальтирована и станет одной из парковых аллей. Наконец наступает вечер, поток прохожих редеет и аллеи скрывает тьма.

На следующий день, продолжает Монсон, вы опять садитесь в вертолет рано утром. На этот раз вы зависаете над морем. Вот показываются первые корабли, плывущие по водной глади. Кажется, что корабли и лодки двигаются совершенно бессистемно, каждый сам по себе. Но вскоре вы замечаете, что они следуют невидимым фарватерам. Одни лодки плывут быстрее, другие медленнее, иногда они почти соприкасаются бортами, потом расходятся, или же вместе удаляются за горизонт. Некоторые кораблики налетают на рифы и тонут. Вот несколько маленьких лодочек буксируют большую баржу. Каждый кораблик сам прокладывает себе путь в морских просторах, сверяясь с ему одним ведомым маршрутом. Наконец снова наступает вечер, корабли зажигают бортовые огни. Постепенно водная гладь пустеет, вы возвращаетесь домой.


36 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Образ парка символизирует социальную структуру общества. Аллеи -это метафорическое описание типичных моделей социального поведения -

тех образцов поведения, которые считаются правильными и поддерживаются большинством людей. Люди, пришедшие в парк, воспринимали его, как некий заранее установленный порядок - именно так большинство людей воспринимает социальные структуры. Но как в парке были посетители, топтавшие клумбы и забирающиеся в гущу кустарника, так и в обществе встречаются люди, демонстрирующие отклоняющееся поведение. Так же, как и дорожки, протоптанные в клумбах, со временем превращаются в


С труктуралистс кий подход

акцент          на

изучении

социальных

структур

устойчивых,

воспроизводящих

ся         моделей

социального

взаимодействия

могут превращаться в

асфальтированные аллеи, так и виды поведения, считающиеся

изначально отклоняющимися, нормальные.

Когда социолог подходит к обществу с позиций образа парка, он выбирает структуралистский подход. При этом

социолог отвлекается от вопроса о том, почему конкретный человек ведет себя так, а не иначе. Его интересует как возникают, изменяются и исчезают социальные структуры.

Образ лодок символизирует восприятие человека, как творца собственной жизни. Так же, как корабли в море плывут по одним им ведомым маршрутам, так и каждый человек может строить свою жизнь в соответствии со своими личными целями и представлениями. Символ кораблей - это символ свободы воли человека. Такое восприятие характерно






Экзистенциальн

ое направление в социологии - от англ.  existence (существование) подход,

акцентирующийвнимание          на

личном смысле социальных действий; человек

рассматриваетея,                какозабоченныйсмыслом своей жизни      


для экзистенциального направления в социологии, где общество рассматривается, как результат поступков отдельных индивидов, обладающих свободой воли.

Современная социология рассматривает общество в обеих перспективах. Общество создается в процессе деятельности людей, вступающих друг с другом в различные отношения. Вместе с тем, люди несут в себе идеи и


Глава I. Девиантология и изучение отклонений


31


представления предшествующих поколений. Первое обеспечивает изменчивость, второе - устойчивость. Как считает П.Монсон, этот парадокс "свободных индивидов в тюрьме общества" стал источником и широты социологии и невероятного разнообразия того, что изучается, как изучается и для чего изучается этой наукой. Опираясь на рассуждения Монсона мы можем дать одно из возможных определений предмета социологии: социология изучает, как люди, обладающие свободой воли, вступая друг с другом в различные типы отношений в течении жизни, создают сложную, устойчивую систему, называемую обществом. Повторим - это - лишь одно из многих возможных определений предмета социологии.

Социальный институт

устойчивая  формавзаимоотношениймежду людьми,

выполняющая важныедля общества

функции; имеющаявнутреннююструктуру - системустатусов и ролей;форма безличная, гдеимеют              значения

прежде всего роли, исполняемые индивидами, а не их личности.

клумбы" правила.

Приведенная нами метафора шведского социолога была использована не случайно. Она прекрасно иллюстрирует область совпадения интереса девиантологии и социологии - интерес к тем, кто "топчет

нарушает устанавливаемые обществом

Социологи считают очень важными вопросы о социальных институтах (устойчивых формах взаимоотношений между людьми, отличающихся

обезличенностью,       структурированностью      и

функциональностью). Среди социальных институтов особое место занимают институты социального контроля, призванные защищать общество от опасных отклонений. Вопросы о том, как действуют эти институты, что они


собой представляют, в чем заключается их воздействие на

представляют

отдельного человека и группы людей

огромный интерес для девиантологии. Подробно тема социального контроля рассматривается во второй главе.

Не менее интересны вопросы, касающиеся социализации членов общества. Ведь социализация - это не








Социализация

процесс превращениябиологическогоиндивида (какимявляется ребенок) всоциальную единицу,умеющую жить идействовать      в

обществе;специфическаядеятельностьагентов       и

институтов, участвующих в этом процессе


38 Глава I. Девиантология и изучение отклонений

что иное, как воспроизведение «нормальных» (с позиций данного общества) индивидов. Почему не все люди оказываются в результате «нормальными»? Почему процессы социализации дает сбои? Вопросы интересные, особенно для девиантолога.

Культура, как совокупность норм, ценностей и идей, упорядочивающая жизнь людей, придающая их жизни смысл и направление - еще один из предметов изучения социологии, очень интересный девиантологам. Ведь именно закрепленные в культуре матрицы мышления и социального взаимодействия, определяют формы отклонений в конкретном обществе. Кросс-культурный анализ девиантности дает массу интересного материала. Равно, как и наблюдения за изменениями в культурной сфере, влияющими на поведение и мышление людей.

Социология действительно способна ответить на многие девиантологические вопросы, возникающие в связи с нарушением институционального порядка. Однако - пусть не обижаются социологи - на все возможные вопросы социология ответить не в силах. Например, знания о тех общественных условиях, которые побуждают людей нарушать нормы (скажем, слабость правоохранительной системы или деформации культурной сферы) конечно необходимо девиантологу. Но не менее интересно и необходимо ему знать о внутреннем мире человека, нарушающего правила. Можно сказать, что социальные условия создают общие предпосылки проявления девиантности, но реализуются эти предпосылки на уровне конкретных личностей. Почему, находясь в одних и тех же условиях, одни люди становятся девиантами, другие - нет? Ответ - причина в психике отдельного человека. О закономерностях психики, влияющих на поведение




Персонология -

психология личности. Термин

«личность» англ.. personality) происходит от латинского слова "persona ", обозначавшего театральную маску, которую


людей, и о формах отклонений от этих закономерностей. Здесь уже никак не обойтись без психологии личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: