double arrow

Приёмы показа и рассказа в экскурсии.

1

Выбор темы

Выбор темы зависит от целенаправленного создания определенной тематики

экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою чётко определённую тему. Тема является стержнем, который соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Отбирая объекты для создания экскурсии, автор должен постоянно сверяться с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти

конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.

Изучение литературы и составление библиографии

В ходе создания экскурсии ведется составление библиографии по теме

экскурсии. Выписываются названия книг, брошюр, статей в журналах и газетах, содержащие необходимый по теме материал. Их располагают в необходимой последовательности, в соответствии с разделами подготавливаемой экскурсии.

Перечень литературы позволяет обозначить примерные границы (объем)

предстоящей работы по изучению литературных источников, упорядочить

использование теоретического и фактического материала при подготовке

экскурсии.

Работа над содержанием экскурсии

Приступая к отбору материала, необходимо четко определить, какой




исторический период будет в нем освещен, какие события, а, следовательно, и какие экспонаты станут его основой. Огромное значение имеет фактическая сторона экскурсии, т.е. в рассказе следует использовать только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, обоснованные выводы. Составители экскурсии изучают письменные, вещественные, этнографические (орудия труда, утварь), устные (традиции, обычаи, народное творчество), видео- и фотодокументы. Большое значение, как источник для содержания экскурсии, имеют рассказы участников и очевидцев событий. Главным же источником содержания экскурсии является музейная экспозиция.

Материал, необходимо отобрать так, чтобы намеченная тема раскрывалась

последовательно и стройно. Здесь следует иметь в виду обязательность связи

материала со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается

использовать при показе. Работа эта тесно связана с определением маршрута,

целью которого является ясное изложение и последовательное развитие темы.

Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал, подлинник либо копия, должен достоверно отражать суть событий и фактов затронутых в экскурсионном рассказе.

 

Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются:

источники, история их поступления в музей, использование в среде бытования, уникальность и реликвийность. После отбора объектов экскурсионного показа завершается процесс формирования маршрута экскурсии.



В практике подготовки экскурсии применяется определенная методика

оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, сталкиваясь с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется

использовать следующие критерии:

 познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим

событием, определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры;

 необычность объекта - имеется в виду особенность и неповторимость

объекта;

 сохранность объекта - производится оценка состояния объекта в

данный момент, его готовность к показу.

Составление маршрута

Маршрут должен быть составлен так, чтобы, во-первых, показ объектов

велся в логической последовательности, во-вторых, обеспечивалась зрительная основа для раскрытия темы.

В основу построения маршрута музейной экскурсии могут быть положены

три принципа:

 хронологический;

 тематический;

 тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить

экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей. По

тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием

определенной темы. Все обзорные экскурсии построены по тематико-



хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по

хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, при раскрытии каждой подтемы. Выбор какого-либо из этих принципов для построения конкретной экскурсии зависит от её характера и цели.

Маршрут удачно начинать с такого пункта, где зрительные впечатления сразу вводили бы экскурсанта в тему предстоящей экскурсии. Но интересно также построить маршрут и начать новую экскурсию казалось бы со случайного пункта, который призван заинтересовать экскурсантов и создать нужное настроение для экскурсии. Очень ответственен и конец маршрута, последние экскурсионные впечатления. Здесь надо остановиться у такого экспоната музея, который бы дал

почувствовать экскурсантам завершенность темы и подвести итоги. Разработка маршрута неразрывно связана с длительностью экскурсии. Это один из основных вопросов и зависит он от характера материала, возраста и развития группы и других условий. Поэтому она может продолжаться иногда лишь  полчаса (для группы младшего школьного возраста) и доходить до 1 часа (для старшего возраста).

Содержание экскурсии

В структурном отношении содержание экскурсии включает три основные

части: введение, основную часть и заключение. Все эти части необходимы. В

введении раскрывается цель экскурсии, значимость её темы, называются основные вопросы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. Основная часть состоит из ескольких подтем. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии.

Введение в экскурсию необходимо, но оно должно быть кратким. Там, где

оно более 10 минут, это уже вводная лекция или беседа, которую лучше провести в удобной обстановке, а не в самом музее. Желательно в введении дать характеристику музея в целом, дать тему, основной план экскурсии, наметить её цель. Заключение должно логически вытекать из текста последней остановки и произноситься там же. В заключении может быть подытожено увиденное, должны быть сделаны выводы по всей теме экскурсии.

Приёмы показа и рассказа в экскурсии.

Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа

экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т.д. Эти два главных составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Но на первое место в экскурсии ставится показ. Осмотр сопровождается рассказом, включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы. Средства наглядности подразделяются на три группы:

 подлинные экскурсионные экспонаты по маршруту экскурсии;

 дополнительный иллюстративный материал;

 словесно-образная наглядность, достигаемая описанием событий.

Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь

основой экскурсии является зрительное восприятие. Сначала в поле зрения

экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод даёт необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый экскурсант отчётливо видел предмет рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести группу к такому пункту осмотра, где характерные и нужные особенности особенно чётко выявляются, улавливаются глазом.

Успех музейной экскурсии во многом зависит от правильности

расположения группы перед объектом. Выбрав место для показа объекта, нужно правильно расставить группу. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является расположение группы полукольцом. Экскурсовод стоит с краю и полуоборотом к экскурсантам. Такая позиция позволяет экскурсоводу видеть как экскурсионный объект, так и группу. Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов – важное условие эффективной работы. Очень важно избегать длительных задержек у витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения.

При проведении экскурсии большую роль играет не только показ, но и

рассказ.

Рассказ – основной элемент экскурсии, он неотделим от показа. По

отношению к показу он вторичен, подчинен показу и вне показа не существует. В своём рассказе экскурсовод призван систематизировать наблюдения экскурсантов, поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны изучаемого экспоната, активизировать их мышление. Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен. При помощи рассказа экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит.

Приёмы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приёмы, связанные с формой рассказа. Приемы

этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, её запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. К этой группе приемов относятся:

Экскурсионная справка – сжатое изложение фактического материала об

объекте.

Прием описания, то есть последовательное перечисление основных качеств

и свойств экскурсионного объекта, призван оказать помощь экскурсантам –

правильно отобразить объект в их сознании. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Экскурсовод излагает характерные черты, приметы, особенности внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием описания относится не только к объектам, но и историческим событиям.

Вторая группа приёмов рассказа рисует внешнюю картину событий,

действия конкретных персонажей. Эта группа объединяет следующие методические приемы:

-Приём характеристики близок к приёму описания, но отличается от него

тем, что даёт более полное представление о данном объекте, позволяет лучше

понять его сущность.

-Приём объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. То есть событие не только излагается, но и объясняется. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

-Прием персонификации. Используется для мысленного создания образа

конкретного человека (писателя, государственного деятеля и т.д.). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии.



1




Сейчас читают про: