Мифология Римской родовой общины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Социальные коммуникации»

Специальность Реклама и связи с общественностью

Специализация «PR и стратегические коммуникации»

 

 

Реферат

по дисциплине

«Древние языки и культуры. Латинский язык»

 

 

на тему

Философия Рима

 

 

Выполнил: обучающийся

группы РСО/19-б-1-о

Комарова Кристина Алексеевна

 «16» апреля 2020 года

 

Проверил:

доцент кафедры «Теория и практика перевода»

к.ф.н. Селиверстова М.О.

«___» ______________

 

Оценка:

«___» ______________

 

Севастополь

2020


 

Оглавление Введение………………………………………………………………………. 3

Мифология Римской родовой общины…………………………………… 3

Римский Пантеон……………………………………………………………. 6

Земледельческие культы…………………………………………………… 7

Мифология города Рима…………………………………………………… 12

Заключение………………………….……………………………………….. 13

Список литературы…………………………………………………………..15


Римская мифология. Введение

Римская мифология - понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.

Самое распространенное заблуждение, связанное с римской мифологией, - это обвинение ее, как и всей римской литературы, в несамостоятельности, в подражательности грекам. Согласно этой точке зрения, римская мифология - это греческая с римскими именами, где Зевс просто называется Юпитером, не меняя при этом своих функций. То же самое происходит со всеми богами и героями. Подобное утверждение, разумеется, в корне неверно. У римлян, как у любого другого народа, были свои собственные мифологические представления, но в отличие от любого другого народа они создали гигантскую империю, завоевали множество государств, в том числе Грецию и Египет, обладавшие развитой и самобытной культурой. Победители мира испытывали различные влияния, которые отразились и в мифологии (римляне чтили египетскую Исиду и греческого Аполлона), но никогда не отказывались от собственных традиций.

Мифология Римской родовой общины

Ранний этап развития римской мифологии представляет сложнейшую проблему для исследователей, поскольку сведения о ней носят отрывочный и неполный характер. Опираясь на немногочисленные существующие источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Кроме того, на раннем этапе своего развития римская цивилизация испытала влияние этрусков. Этот особый феномен Вил Дюрант называет "этрусской прелюдией".

Этруски жили в Италии севернее Рима, и по своему языку и культуре резко отличались от остального населения полуострова. Считается, что на рубеже IХ - VIII вв. возникли 12 государств Этрурии, которые впоследствии образовали союз, объединенный, как считают ученые, религиозными традициями. Часто города Этрурии, соперничающие в политике и экономике, на общем национальном собрании выступали как единое целое. Главными богами этрусков были 12 богов, делившихся на 6-ть мужских и 6-ть женских. Главным считался Тиния - бог неба, небесного света, представлявшийся этрускам "царем людей и богов", его знаком власти был скипетр с изображением орла. Основным проявлением сил и воли Тиния была молния. Его супруга Уни почиталась как царица - покровительница верховной власти и государства. Их дочерью была Менерва (впоследствии любимая римская богиня), а вместе эти боги образовывали верховную триаду. Политизированные этруски, как и их продолжатели римляне, были убеждены, что боги внимательно отслеживают жизнь их городов: Тиния осуществлял верховный надзор за жизнью всех обитателей, Уни "отвечала" за политическую сторону государственной жизни, благополучие семьи и рост населения. Менерва покровительствовала хозяйственной стороне жизни во всех ее проявлениях: учила ремеслу и врачеванию (ее спутницей даже считалась богиня бессмертия), помогала рыбакам и артистам. Ее супругом был бог Херкле - могучий воин и защитник города. Сыном его часто называли Мариса - бога, помогающего всякому росту (даже движению времени), умножающего силы, могущество и величие. Как и его отец, он защищал город, но в то же время мог вызвать внутренние распри, его даже считали владыкой смерти, а изображали вооруженным всадником. У римлян он будет называться Марсом и станет фактически прародителем нации. Следует отметить еще одну этрусскую богиню, которая перейдет "по наследству" римлянам и будет играть в их мифологии важную роль - это Веста.

Итак, в начале формирования римской государственности этрусское влияние было значительным, однако постепенно его удалось преодолеть. Когда Тарквинии были изгнаны из Рима, и город стал республикой, может показаться, что этрусский след навсегда затерялся в истории, но, разумеется, это не так. Этрусское прошлое останется в новой римской жизни, являя себя в именах собственных (предполагается, что само имя Рома восходит к этрусскому названию реки), в церемониях триумфов и парадной одежде императоров, в архитектурных и театральных традициях, и, конечно, в мифологии. Но, наследуя имена и функции богов, ритуалы и празднества, Рим придавал всему свой собственный смысл, формировал уже на самых ранних стадиях развития общества свою самобытную, отличную от всех традицию и ментальность. Отмеченная установка сохранится и в будущем: Карфаген, Египет и, наконец, Греция - все они оставят в культуре победителей мира свой след, но не изменят сути.

Главной характерной чертой ранних мифологических представлений римлян является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, пола, функции. Обращение к богам носило следующий характер: "или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться". Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом - произвольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и к образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн - Фавна, Либер - Либера).

Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел - спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скандинавских и славянских народов олицетворял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди которых на первом месте находится история волчицы, вскормившей царственных близнецов Ромула и Рема и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) - праздник очищения и плодородия - начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну. Во время его проведения обнаженные юноши - луперки - обегали вокруг Палатинского холма. Если им попадались женщины, то луперки стегали их кнутами, так как, согласно преданию, это помогало женщинам стать плодовитыми. Волку приписывались особые магические свойства: шерсть и кончик хвоста помогали добиться любви, встреча с волком, переходившим человеку дорогу с правой стороны, предвещала удачу; перед приходом в дом новобрачной порог натирался волчьим жиром, охраняющим от болезней.

Римский Пантеон

Янус - древнейший римский бог. Его изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, первоначально он был создателем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда два лица). Затем трактовка его образа развивалась в двух направлениях: с одной стороны - как бога всякого начала, ворот и дверей; с другой - как первого царя предков латинов и римлян, гостеприимно встретившего Сатурна, который научил его народ земледелию. Имя Януса произносилось перед каждым обращением к богам. Первоначально двуликий бог неба мыслился как металлический свод, затем его храм представлял собой покрытую бронзой арку на колоннах - символ неба.

Являясь богом дверей, Янус стал покровителем начала любого предприятия, включая войну, поэтому с началом новой военной кампании открывался храм Януса, которого молили о покровительстве. Считалось, что этот бог покровительствует каждому дню, особенно раннему утру, затем его влияние распространили на любой отрезок времени: год, месяц, неделя и т.д.

Юпитер в обращении к богам традиционно называлось вторым, но, по сути, его культ является главным. Первоначально Юпитеру приписывалось множество функций: повелитель света и тьмы, грозы и молнии; покровитель земледельцев и виноделов, гарант верности клятвы, дарующий победы в битвах и триумфы. Однако очень скоро этот бог утратил свои функции покровителя земледелья и стал "отвечать" за римскую государственность: свободу римского народа, утверждения его славы и величия. Его главный храм находился на Капитолии, и у его стен происходили все самые главные события города. Воины отправлялись на войну, а в случае благоприятного исхода здесь завершались триумфальные шествия и победитель, сам уподобленный Юпитеру - в пурпурной одежде, в венке из дуба - приносил богатые жертвы богу. Орел Юпитера стал не просто священной птицей Рима и гербом, приносящим победу его легионам, но символизировал величие государства. Юпитер был как богом охраняющим, (под его покровительством находились даже семейные союзы), так и карающим -обманщиков, клятвопреступников, нарушителей договоров.

Юнона - супруга Юпитера, покровительница брака и материнства, помогающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой. Ей был посвящен начинающийся 1 марта праздник матроналии, а месяцем богини считался июнь. Римляне были убеждены, что каждая женщина имеет свою Юнону, священную прародительницу и покровительницу рода.

Минерва - третья богиня великой триады. Как уже говорилось, ее культ римляне заимствовали у этрусков. Если Юпитер покровительствовал мужественности, Юнона - женственности, то Минерва - юности, хотя этому прекрасному периоду жизни покровительствовал и другой римский бог - Ювентус. Возможно, такое распределение ролей связано с тем, что у этрусков Минерва - младшая богиня. Минерве был посвящен храм на Авентинском холме.

Меркурий - п окровитель ремесленников и торговцев. Культ этого бога достаточно древний, о чем свидетельствует посвященный ему храм, построенный недалеко от большого цирка в 495 г. до н. э. Меркурий считался добрым богом, приносящим удачу и прибыль; его покровительство сулило богатство: например, неожиданное обнаружение клада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: