Мифология города Рима

Ядром римской мифологии является миф о создании города Рима. Считается, что к латинам он проник от этрусков, а затем подвергался значительным изменениям и дополнениям. Его канонический вариант рассказывается Вергилием в "Энеиде". Миф об Энее выполнял несколько важных функций: утверждал римлян преемниками греческой цивилизации (Рим - вторая Троя) и потомками богов (Эней - сын Афродиты), которым было предначертано свыше править народами; объяснял некоторые важные события истории нации (война с Карфагеном). В своем законченном варианте миф о прародителе римлян выглядит следующим образом. Эней - сын Афродиты и Анхиса - мужественно сражается на стороне Трои против ахейцев, а после взятия города готов разделить его судьбу. Но, послушный воле богов, он забирает свой народ, троянские святыни (пенаты) и отправляется искать новую родину. Буря прибивает его корабли к берегам Карфагена, где его радушно принимает Дидона, царица города. Любовь, возникшая между ними, становится причиной гибели Дидоны, когда по велению богов Эней ее покидает. Трагическая смерть царицы (она восходит на костер и пронзает себя мечом Энея) призвана объяснить будущие войны между Римом и Карфагеном. Дальнейший путь Энея связан с Сицилией, где он хоронит отца и устраивает игры в его честь, посещением царства мертвых, где Кумская прорицательница открывает ему великое будущее Рима и славу его потомков.

Впоследствии Эней основывает город, названный в честь жены Лавинием, и ведет войны с Этрурией. В одном сражении, победоносном для латинов, Эней погибает. Однако вскоре распространяется слух, что многие воины видели его, шествующего в сияющих доспехах и утверждающего, что боги взяли его в свой мир. С тех пор Энею поклоняются как богу-родоначальнику, основателю римского города.

Заключение

Римская мифология, как и римская культура в целом, оказала огромное влияние на формирование европейского менталитета.

В отличие от греков, которые создавали мифы о рождении космоса, богах и героях, центральное место в мифологии римлян занимал сам Рим, его героический народ и тот особый нравственно-этический кодекс римского гражданина, для которого высшими приоритетами были чувство долга и преданности родине, суровое мужество и способность к самопожертвованию, непоколебимая вера в провиденциальную роль Рима, которому покровительствуют боги. Мифы являли примеры поразительной стойкости жителей города, их умения, забыв все социальные и политические противоречия, сплотиться перед лицом опасности идо конца бороться за свою свободу. Мифы рассказывали о многочисленных примерах гражданской доблести воинов, готовых в одиночку сражаться с многочисленными врагами; консулов, во имя свободы родины казнящих сыновей, ставших предателями; римских женщин, неоднократно останавливавших кровопролитие. Так формировалось понятие "римлянин", контрастировавшее с понятием "грек", поскольку первое ассоциировалось с определениями "суровый", "воинственный", "стойкий", а второе - "изысканный", "жизнелюбивый", "гармоничный". И наконец, впервые именно в мифологии появился образ великого и вечного города Рима, славного своими нерушимыми традициями.

Римляне мифологизировали свою историю, которая на ранних этапах существования города заменила им философию и эпос и сыграла важную роль в формировании национального самосознания. Именно поэтому историческое повествование становится одним из любимейших жанров римской литературы. В.Г. Белинский справедливо заметил: "Римляне имели своего истинного и оригинального Гомера в лице Тита Ливия, которого история есть национальная поэма и по содержанию, и по духу, и по самой риторической форме своей. Но высшей поэзией римлян была и навсегда осталась поэзия их дел, поэзия их права". Впоследствии процесс мифологизации истории можно наблюдать в разных странах. Например, на рубеже XIX-XX веков Ницше и Вагнер обращаются к истории и германо-скандинавской мифологии, что в известной мере способствовало формированию в Германии нового национального мировоззрения.

Римская история, мифологизированная и настоящая, служила для европейского искусства такой же лабораторией сюжетов, как и греческая мифология. Подвиги героев древнего Рима легли в основу трагедий Шекспира и Расина, романов и повестей писателей различных времен, оживали в скульптурах и на живописных полотнах эпохи Возрождения, вдохновляли художников-классицистов. Таким образом гражданский идеал гордого благородства, верности долгу и свободолюбия, возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.


 


Список литературы

1. Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995.

2. Культура древнего Рима: М., 1985.

3. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. М., 1990..

4. Плутарх.Сравнительные жизнеописания: т. М., 1987.

5. Словарь античности. М., 1989.

6. Ливии Тит.История Рима от основания города: В 3 т.

7. Фрезер Л. Золотая ветвь. М., 1986.

8. Циркин Ю. Мифы Древнего Рима. М., 2004.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: