Первая средняя в начале войны

 

Нападение на нашу Родину фашистской Германии 22 июня 1941 года перевернуло и нашу школьную жизнь тоже. Заботясь о том, чтобы выпускники школы не оказались беззащитными цыплятами перед безжалостным врагом, руководство отреагировало изменением учебного плана с первого дня учебы. На каждой неделе был введен военный день. Я учился в 9 классе. Кое-какие темы (при раздельном обучении) юноши и девушки изучали вместе. Например, политподготовка. Часть вопросов освещал директор Василий Захарович Разумков, а о положении на фронтах, о междуна­родной политике комитет комсомола школы поручил вести мне. Я прочи­тывал газеты и слушал радио, советовался с отцом. В целом военный день вел наш учитель физкультуры Василий Александрович Оглоблин. Выступали и офицеры военкомата, и врачи, и руководители Осоавиахима. Учились мы по курсу молодого бойца, изучали материальную часть оружия, минное дело, устройство гранат,- тактику боя. Часто проводились стрельбы в Кислом логу сразу после марш-броска; занимались строи­тельством окопов, траншей, соеди­нительных ходов сообщения на Мертвяцкой горе.

Медсестра учила нас делать перевязки, соблюдать стерильность. Изучали мы Уставы Красной Армии и строевую подготовку. Учитель физики Владимир Алексан­дрович Бусыгин преподавал устрой­ство и работу двигателей и основные принципы управления транспортом. Все уроки физкультуры были нацелены на получение нужного результата в экстремальных условиях. Это и бег на длинные и короткие дистанции, бросание гранат, прыжки в длину и в высоту, бег на лыжах без лыжни в противогазе и без него. Практиковались ночные походы зимой по лесу по карте и азимуту со взятием высоты и стрельбами. В таких походах обязательно участвовали офицеры военкомата с оружием, и мы тоже - с охотничьими ружьями, у кого они были в семье, а у кого не было - со школьными мелкашками. Военный день длился не менее 6-8 часов.

Девчонки занимались по курсу фронтовой и госпитальной медсестры. У них тоже проводились занятия по перевозке и выносу с поля боя раненого бойца, по уходу за больными в стационаре нашей райбольницы. Взрослое мужское население деревень да и поселка было мобили­зовано. Убирать урожай 1941 года было очень сложно. Придержали «на брони» лишь ведущих работников, трудящихся на оборону страны, прежде всего, трактористов, комбай­неров. часть токарей и фрезеров­щиков, литейщиков. Школа приняла решение включиться в уборку урожая. Так, начиная с 1941 года, старшеклас­сники вместе с учителями помогали убирать урожай в самых «безлюдных» колхозах. Мы считали своим святым долгом помогать совершенно безвоз­мездно, если не считать, что нас там кормили и неплохо. В первый же военный 1941- 42 учебный год в школу начали прибывать эвакуированные из Москвы, Подольска, Ленинграда. Прибыли воспитанники двух детских домов для обучения и трудоустройства. Арти принимали всех как радушные хозяева, помогая и жильем, и одеждой, питанием, и медицинской помощью... Обидеть таких ребят в школе счи­талось верхом безобразия... Обидчику его обида была себе дороже. Жизнь в школе приобрела новую окраску и интерес.

Прибыл из Ленинграда с семьей учитель рисования Владимир Федорович Оттлие, он же художник-пейзажист, который оставил в домах артинцев свой след в виде картин, воспевающих нашу природу, которой он был безмерно очарован. Начал работать завучем Кельдшман. Прибыла с военно-морской базы полуострова Ханко (Финляндия) учительница математики, комсомолка Раиса Алексеевна Никитина, бывшая артянка, позднее - директор школы №1 Шатохина. Прибыла на работу после пединститута Елена Георгиевна Суханова, математик. Она была нашим настоящим другом. Приехала новый литератор Анна Ивановна Вахрушева, человек, бесконечно влюбленный в свой предмет. Мы во время зимы очень часто все свое свободное время проводили в школе. Книг, которые нужно прочесть по программе, было одна- две на класс, и мы читали их вслух в классе после занятий.

Школа стала своеобразным вечерним клубом. Молодые учителя тоже с удоволь­ствием проводили с нами свое сво­бодное время. Готовясь к обще­школьному вечеру, комитет поста­новил: каждому комсомольцу нау­читься танцевать. И девчонки учили нас танцевать. Аккомпанировал нам на рояле наш учитель физики В.А. Бусыгин. Появился у нас час танца, на большее он не соглашался. Жалел время. Владимир Александрович руководил в школе кружком физики. Принимал он в это «физическое общество» «школьную элиту». Это эрудиты, интеллектуалы, «золотые руки».

Первым президентом общества был Владимир Кронидович Васильев. Поскольку школа была новая и не успела накопить приборы, нужные для уроков физики, кружок был и кон­структорским бюро, и заводом- изготовителем. Например, из старого сепаратора создали генератор тока с ручным приводом и демонстрировали законы электричества, так как электри­чества в школе еще не было, только керосиновые лампы. Для изучения тракторных двигателей нужны были плакаты, которые Пристанинская МТС школе давала на день-два, и мне было поручено делать с них копии. За «кульманом» я работал часов по пять в день, весь трактор вычертил в деталях, что и позволило мне летом 1942 года работать в колхозе трактористом. Летом 1942 года, уже перейдя в 10 класс, в районе урочища Медвежий лог возле Старых Артей наш класс рубил дрова для школы под руководством лесника Бузмакова. Мы сами валили сосны, пилили их на метровник. В школе дежурный класс их пилил, колол и натаскивал их к печкам. Все это делалось весело, в духе соревнования. В пять часов технички начинали топить печки. Во время занятий печи было топить нельзя.

Тем летом мы с Толей Милю­тиным и Витей Рябухиным пошли на работу в колхоз «Вторая пятилетка» сначала разнорабочими, а потом Толя работал на комбайне «Коммунар», Витя - на жнейке, - я трактористом на ХТЗ. Думали вернуться в школу к 1 октября, но работа нас не отпустила. Председатель колхоза Александр Яковлевич Ваулин упросил нас помочь обмолотить хлеб. Витя заболел и ушел, а мы с Толей пришли в школу только после 7 ноября, то есть ко второй четверти, и стали догонять ребят в классе. К новому, 1943 году догнали, а в феврале ушли в армию в Черкасское пехотное училище. Нам было 17 лет. На фронте из маминого письма я узнал, что тем, кто хорошо учился, выдали аттестаты об окон­чании средней школы по текущим оценкам. Много выпускников школы, а также директор школы В.З. Разумков. учитель физики В.А. Бусыгин и другие погибли в боях за Родину. Война разбросала нас по всем фронтам, и все вернувшиеся были ранены, но не посрамили нашей родной школы, отмечены наградами. И не раз гово­рили спасибо школе за подготовку к войне.

 

О войне…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: