Помним погибших, сраженья, походы

Зимой 1943-го года нас, юношей Артинского района 1925 года рождения, из числа учащихся 10- го класса или уже имеющих среднее образование, в количестве 50 человек призвали в Красную Армию и направили на обучение в город Свердловск, в эвакуированное с Украины Черкасское пехотное училище. Училище располагалось недалеко от мясокомбината, врезаясь в сосновый лес в районе Гореловского кардона.

За 5 месяцев нужно было из нас, семнадцатилетних юнцов, подготовить командиров взводов по трехгодичной программе обучения мирного времени. Отсюда ясно, что занятия шли по 15 часов в сутки, а ночью были постоянные тревоги, или ночной поиск, или ночные стрельбы после маршброска. Все это по глубокому снегу зимы 1943-го года без дорог, а по азимуту. Занятия по расписанию всегда начинались в 8 утра, но как будто бы и вовсе не ты бегал ночью по лесу с карабином.

Учили нас высококлассные офицеры-специалисты, фронтовики, которые знали войну на практике. Они обучили нас всем видам оружия всех участвующих в войне государств от пистолета, карабина, автомата до артиллерийского орудия, различных пулеметов, огнеметов, минометов, ампулометов. Мне не пришлось на фронте встретить оружия, которого бы я не знал. Учили нас и рукопашному бою без оружия — с лопатой, палкой и так далее. Это то, что сегодня мы можем видеть в фильмах- боевиках, а тогда это было секретными приемами, которые разрешается использовать только против врага и никого не обучать им в гражданской жизни.

Понемногу мы стали привыкать к нашей новой жизни в училище, знакомиться поближе друг с другом. Именно тогда я впервые близко познакомился с Иваном Петровичем Меньшиковым из села Новый Златоуст. Мы как-то сразу понравились друг другу и часто вспоминали наш дом, свои семьи в один единственный свободный час в сутках — вечером после чистки оружия и ужина. Часто вместе занимались самоподготовкой — так назывались в училище домашние задания по предметам. У Вани ум был аналитический, склонный к расчету. Особенно он помогал мне по баллистике, артиллерии, а я ему по политподготовке, тактике. Так мы и успешно учились, поддерживая друг друга. Оказалось, что оба мы были влюблены в природу — в наши сельские пейзажи и лесные просторы, не говоря о реках, озерах и прудах.

В начале июля немцы прорвали фронт на Курской дуге. По приказу И. В. Сталина 25 тысяч курсантов военных училищ Сибири и Урала были подняты ночью по тревоге и спешным порядком были доставлены на фронт, на Курскую дугу, и брошены в бой, в составе частей, которые мы пополнили. Тут мы тысячу раз сказали спасибо нашим офицерам училища, которые научили нас воевать в самых экстремальных условиях и побеждать. Здесь судьба нас с Иваном разлучила, воевали мы в разных батальонах. Встретились вновь после войны, работая уже в школах учителями.

Хоть у Ивана Петровича был математический склад ума, но он, как и все физики, был еще и лириком и писал стихи. Одно из них он посвятил нашей общей с ним судьбе, к моему 55-летию.

 

Нас семнадцати лет на войну призывали

В сорок третьем суровом военном году.

В кровавых боях отвести посылали

От Родины нашей лихую беду.

Воевать нас серьезно в Черкасском учили.

Позднее, на курской горящей земле,

Осколки снарядов и пули крестили

Нас в дымной, гремящей, сверкающей мгле.

Пятьдесят человек из Артей провожали

Военных курсантов — парней молодых.

От Козельска к Берлину мы путь пробивали —

Немного курсантов осталось в живых.

Помним погибших, сраженья, походы

И горячую, клочьями рваную сталь.

Кровью оплачен был мир для народов.

Но за это ни сил, ни здоровья не жаль...

 

Иван Петрович длительное время работал заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе в селе Свердловском. Мне приходилось по долгу службы бывать в школе и знакомиться с его работой. Кроме похвалы, ничего нельзя было сказать в его адрес. Он высоко держал марку чепэушника, как и все выпускники Черкасского училища. Сейчас все учителя, с которыми он работал, с огромной благодарностью вспоминают его за глубоко человеческий подход к каждому учителю, ученику и его высокий профессионализм. Память о нем живет и будет жить в наших сердцах, пока мы сами живы.           

Солдат и учитель

Кончался кровавый, беспокойный в стране, и в Артях тоже, восемнадцатый год. Октябрьская революция разделила артян: или всей душой «за», или всей душой «против». Равнодушных почти не было.

Василий Истомин, красный партизан, рабочий косного цеха Артинского казенного завода, из пристанинской многодетной семьи (у него было восемь братьев) был женат на Елене Гурьяновне. В семье было трое детей. Елена была в положении четвертым ребенком и ходила буквально последние недели, а, может, дни до родов.

Артинская «контра» (так тогда называли противников революции) постоянно угрожали Василию и всей его семье расправой. Василий принял решение увезти семью из Артей и дать Елене необходимое спокойствие, чтобы она родила в стабильной обстановке.

Поехали они в Пермскую губернию, подальше от обычных путей-дорог артян. Однако это надо было сделать раньше. По пути к месту назначения Елене пришла пора родить, и Истомины остановились на постой в селе Большая Соснова. 5 января 1919 г. Елена благополучно родила девочку, дитя революции, и назвали ее Татьяной.

Когда Елена окрепла после родов, а обстановка в Артях, как говорят артяне, «ушомкалась», семья Истоминых решила вернуться домой в Арти, ибо русская пословица гласит: «В гостях хорошо, а дома лучше». В Артях и дом, и хозяйство, и то и другое требует догляда и работы.

Кончилась гражданская война, и Арти зажили своей обычной жизнью. Мужчины работали на заводе, а у кого была земля, занимались полеводством, а женщины - семьей, ребятишками, огородами, скотиной.

Летели годы экономического и политического становления государства.

Таня, рожденная на путях гражданской войны, росла крепкой, любознательной, развитой, непоседливой девочкой. Успешно окончила школу, а потом и Воткинское педагогическое училище. Воспитанная постоянным трудом в своем домашнем хозяйстве, пионерской и комсомольской организациями школы и училища, она выросла горячей патриоткой Родины и земли артинской. У нее всегда было много друзей и подруг, таких же патриотов страны и поселка.

Это было первое поколение молодежи после Октябрьской революции, взращенное и воспитанное идеологически и физически для труда и обороны Отечества, готовое отдать жизнь и свободу за независимость Родины не по приказу, а по велению души. Это дорогого стоит, не больше и не меньше, как собственной страны.

После окончания Воткинского педучилища в 1938 году Таня приехала домой в Арти с дипломом учителя начальных классов. Я считаю, что нет сложнее и ответственнее учительской работы. Именно учитель начальных классов формирует характер, уровень воспитанности всех моральных качеств человека, стремление к знаниям. Что заложит учитель в маленького человека за четыре года, пока его учат с 1 по 4 класс, таким он будет и в старших классах, и в жизни.

Когда Таня пришла в райком ВЛКСМ, чтобы встать на комсомольский учет, первый секретарь райкома Николай Всеволодович Власов уговорил Таню работать в райкоме в качестве заведующего отделом пионерской работы в школах района. Она приняла предложение. В работе показала себя с положительной стороны, и ее перевели в Артинский райком партии в отдел пропаганды. Тут она не нашла себя, и ее потянуло на учительскую работу в школу.

В августе 1939 года Татьяна начала работать учителем, а затем заведующей начальной школы №7, которая располагалась в Серебровке на левой руке перед спуском с крутой горки в Широкий Лог к магазину, в кирпичном здании. Сейчас этого, наверное, уже никто не помнит, что серебровские ребятишки получали свое начальное образование именно в школе №7, и не бегали зимой через пруд или по плотине в центр поселка, в школу №3 (ныне библиотека).

И вот он, черный день для всех людей, обрушила весть 22 июня 1941 года, в воскресенье, – война! В душах молодежи вспыхнуло неудержимое стремление срочно попасть на фронт бить фашистов. Началась всеобщая мобилизация военнообязанных. Часть молодых была отправлена на формирование воинских частей, а части было сказано: «Ждите, придет время - позовем».

Ненависть к немецким фашистам, захватывающим один город за другим, возрастала с каждым днем и превращалась во всенародную ярость. А молодежи не ждалось, «когда позовут». И комсомольцы-добровольцы штурмовали райкомы комсомола и военкомат, добиваясь отправки на фронт. Среди них была и наша Таня Истомина, рожденная на дорогах гражданской войны, и ваш покорный слуга вместе с Толей Милютиным.

Наконец, свершилось! И первые шесть девушек комсомолок-добровольцев Артинский райком комсомола и военкомат призвали в ряды Красной Армии и направили на оборону Москвы, где тогда было труднейшее положение. Это был апрель 1942 года. По прибытии в Москву девушек откомандировали на краткосрочное обучение на связистов зенитных полков ПВО г. Москвы, а нас с Толей Милютиным призвали в феврале 1943 года из 10 класса. Летом 1942 г. работали в колхозе «Вторая пятилетка» до октябрьских праздников, а со второй четверти учились в 10 классе школы №1. Так хотелось помочь Родине, если не с оружием в руках, то хотя бы на самой нужной работе. Мужчин-то почти всех призвали в армию.

Вот почему люди работали, не считаясь со временем, на тракторы сели женщины. Тыл тоже стал жить по-фронтовому, только что в тылу не убивали, а работа была ничуть не легче.

Таня Истомина на курсах радистов, куда ее назначили, преуспела в обучении и боевой подготовке. По окончании ее откомандировали в 751-й малокалиберный зенитный полк радистов. Началась ее боевая служба в противовоздушной обороне города Москвы. Полк дислоцировался в подмосковной Кубинке. За отличные успехи в учебе и на практической работе ей присвоили звание сержанта.

В июне 1945 года в связи с окончанием Великой Отечественной войны она была удостоена государственных наград и демобилизована. Ей предлагали остаться в Москве и поступить в институт, но милые Арти звали домой, да и отец был нездоров.

По прибытии домой Артинский райком комсомола направляет ее в Свердловскую областную школу партработников ВЛКСМ. По окончании школы Татьяна Васильевна избирается секретарем райкома комсомола 14 августа 1946 г.

Но учительское нутро не дает ей покоя. В 1947 г. она вновь возвращается на учительскую работу и трудится в начальных школах поселка. Татьяна Васильевна выходила замуж за Михаила Голованова, родила троих детей. Девочки-двойняшки Нина и Светлана живут в Артях, а мальчик умер в детстве. Однако семейная жизнь не задалась, и Татьяна Васильевна Голованова вновь стала Истоминой, взяла после развода свою родовую фамилию. Так было почти у всех фронтовичек. В семидесятые годы стало сдавать здоровье, от постоянных высоких нагрузок на общественной и учительской работе. Сказались и неполадки в семейной жизни. Она решила с учительской работы перейти на воспитательскую в детские сады поселка и в группу продленного дня в школе. Однако эти перемены не принесли облегчения, так как разницы особой нет. Все равно дети у тебя на руках. В феврале 1971 г. она уволилась, так как болезнь не позволяла ей иметь нервно-психологические нагрузки, и стала жить как пенсионер.

Умерла Татьяна Васильевна Истомина в 1984 г., известная в Артях как Голованова большинству людей.

Артинские учителя всегда считали за воинскую честь доверие родителей, отдавших им на воспитание своих детей, и благодарили судьбу за избранную профессию. А учитель часто не профессия, а призвание души. Учителя никогда своим трудом не наживали палат каменных, да и не стремились к этому. Всегда работали по призванию сердца на благо Родины. Другие люди с другими целями никогда в учителях не держались, как держатся подвижники всю свою жизнь. Такой была и Татьяна Васильевна. Солдат, общественник, учитель-подвижник.

 

 

О крае родном, о стороне Уральской …

(Из материалов Юрина Виктора Михайловича)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: