В дорожном хозяйстве заработная плата при формировании стоимости производства работ является одним из основных ценообра- зующих факторов. Заработная плата выполняет следующие функции:
- воспроизводственную – ее суть: обеспечение жизненными средствами работников;
- стимулирующую ‒ ее суть: учет результатов деятельности ра- ботников, количества и качество труда;
- ресурсно-разместительную ‒- ее суть: оптимизация размеще- ния трудовых русурсов по регионам, отраслям экономики и предпри- ятиям;
- функцию формирования платежеспособного спроса, когда с помощью заработной платы устанавливаются основные пропорции между товарным предложением и спросом.
В соответствии с перечисленными функциями размер оплаты труда формируется из следующих слагаемых: основная заработная плата, начисления по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окла- дам, включая компенсирующие и стимулирующие выплаты; оплата отпусков и простоев не по вине работников; некоторые виды матери- альной помощи; оплата стоимости питания, жилья, проезда к месту работы в случаях, предусмотренных законодательством.
|
|
К компенсирующим доплатам относят доплаты за совмещение профессий, сверхурочные работы, работу в выходные и праздничные дни, работу в неблагоприятных условиях труда.
Стимулирующие надбавки включают в себя в основном премии (за ввод объектов, экономию материалов и др.).
В Российской Федерации при расчете оплаты труда также при- меняются районные коэффициенты, учитывающие различия в стои- мости жизни в различных природно-климатических условиях, напри- мер районы Крайнего Севера, Сибири.
129
Организация заработной платы состоит в увязке оплаты труда с трудовыми результатами работника. Эта связь должна обеспечивать отражение в размере оплаты труда основных параметров:
- индивидуальных результатов труда:
-конечных результатов деятельности предприятия.
На предприятиях дорожного хозяйства используют две модели:
тарифную и бестарифную.
Тарифная модель основана на применении совокупности тариф-
ных ставок и окладов. Бестарифная модель основана на применении различных видов коэффициентов для оценки квалификации и резуль- тативности труда работников и использовании их для распределения между работниками средств на оплату труда, сформированных тем или иным способом. Большинство предприятий, особенно средних и крупных, используют традиционную тарифную модель.
В основе тарифной модели организации оплаты труда лежит тарифная система. Тарифную систему составляют следующие эле- менты.
|
|
1. Тарифно-квалификационные справочники (ТКС). Эти доку- менты содержат перечни требований к знаниям и умениям работни- ков различных профессий, разряды выполняемых работ. На основе ТКС формируется состав работников для той или иной работы.
Подбор рабочих в строительстве осуществляется на основе Еди- ного тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС), вып. 3. «Строительные, монтажные и ремонтно- строительные работы»; подбор служащих ‒ на основе Квалификаци- онного справочника должностей руководителей, специалистов и слу- жащих, а также квалификационных характеристик должностей руко- водителей, специалистов и служащих строительных организаций.
2. Тарифная ставка ‒ фиксированный размер оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности за еди- ницу времени (день или час). Тарифная ставка первого разряда опре- деляет абсолютный размер оплаты простого труда и служит основой для определения тарифных ставок более высоких разрядов. Ежеквар- тально эта ставка индексируется в соответствии с индексами потреби- тельских цен.
Тарифная сетка ‒ шкала тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка того или иного разряда больше тарифной ставки первого разряда.
В настоящее время предприятия могут применять тарифную сетку, рекомендованную Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству, или сами разрабатывать тарифные сетки с лю-
130
бым количеством разрядов и любыми значениями тарифных коэффи- циентов.
В рамках тарифной модели оплаты труда действуют различные формы оплаты труда, основными из которых являются повременная и сдельная. При повременной форме оплаты труда заработная плата на- числяется по установленной тарифной ставке или окладу за фактиче- ски отработанное время. Повременную форму оплаты труда в строи- тельстве и дорожном хозяйстве применяют для оплаты труда рабо- чих, заработок которых не может быть определен в зависимости от конкретного объема работ (управление подъемно-транспортными машинами, машинами и механизмами при выполнении отдельных ви- дов работ с периодически повторяющимися, но не стабильными опе- рациями, например катками, компрессорами и др.), а также для опла- ты труда рабочих, занятых на подсобно-вспомогательных работах (транспортные работы на строительной площадке, ремонт и техниче- ское обслуживание строительных машин, монтаж и обслуживание электросетей и т. п.).
При повременной форме оплаты труда предприятие оплачивает работнику фактически отработанное время. Если работнику установ- лена часовая ставка, то ежемесячная заработная плата начисляется за то количество часов, которое он фактически отработал в конкретном месяце.
При сдельной форме оплаты труда заработок рабочих (звена, бригады) определяется объемом выполненных работ (продукции) и сдельной расценкой за единицу их измерения. Работник получает за- работную плату в зависимости от количества выполненной работы по установленным сдельным расценкам. При этом выполненные и предъявленные к оплате работы должны соответствовать проекту и требованиям к их качеству, предусмотренным строительными норма- ми и правилами. Размер заработной платы по сдельной форме оплаты труда зависит от объема выполненных работ за месяц.
Сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется в тех случаях, когда имеется возможность учета количества продукции, выполняемой рабочими, и возможность увеличения количества про- дукции без ущерба для качества.
Разновидности сдельной и повременной форм оплаты труда представлены на рис. 5.2.
|
|
131
Рис. 5.2. Формы оплаты труда в дорожном хозяйстве
Разновидностью сдельной формы оплаты труда является аккордная форма, при которой заработная плата начисляется бригаде или участ- ку за комплекс работ, который необходимо выполнить за определен- ный срок. Заработок участка распределяется между бригадами на ос- нове коэффициентов трудового вклада (КТВ), заработок бригады ме- жду ее членами — на основе коэффициентов трудового участия (КТУ). При высоких трудовых достижениях (сокращение сроков про- изводства работ, совмещение профессий) значения КТВ и КТУ боль-
132
ше единицы; при нарушениях трудовой и производственен дисципли- ны ‒ меньше единицы.
Служащие и младший хозяйственный персонал дорожных пред- приятий получают заработную плату на основе должностных окла- дов, которые дифференцированы по тарифным разрядам тарифной сетки; при этом служащие, как правило, имеют разряды, начиная с 7- го. Служащие и вспомогательный персонал могут также получать за- работную плату в соответствии с твердыми окладами, установленны- ми штатным расписанием. Фонд заработной платы служащих, в том числе линейного персонала, может распределяться с помощью КТУ. При этом повышающие коэффициенты могут применяться за досроч- ное выполнение особо важных заданий, участие в работе по повыше- нию квалификации рабочих и другие достижения. Понижающие ко- эффициенты применяются, например, при нарушении установленных сроков сдачи отчетности, наличии ошибок в расчете технико- экономических показателей и других расчетах. Вспомогательным ра- бочим и служащим, так же как и основным, выплачиваются премии.
Одним из технико-экономических показателей, который характе- ризует экономическое состояние предприятия, является уровень оп- латы труда. Данные по среднемесячной заработной плате ОАО «Сла- вянское ДРСУ» представлены в табл. 5.4. Фонд оплаты труда пред- приятия представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. Таблица 5.4
|
|