Вопрос 2. Общество и его структура


  Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы. Элементами общества являются: люди, способные вступать в общественные отношения; общественные отношения, взятые отдельно от их носителей; вещи или предметы.
  Социальные институты–устойчивые самовоспроизводящиеся единицы, функционирующие по определенной целевой программе (материальное производство, государство, образование, наука и другие). В обществе выделяют две группы подсистем: во-первых, это сферы общественной жизни. Идея такого подхода принадлежит К.Марксу, который выделял две сферы – материальную и духовную – в соответствии с формами производства.  В настоящее время выделяют сферы: экономическая– удовлетворяет материальные потребности людей; социальная– включает в себя отношения людей, групп и институтов; правовая– вырабатывает общеобязательные правила деятельности; политическая– отвечает за управление процессами в обществе; культурная (духовная)– удовлетворяет духовные потребности людей.
  Согласно теории факторов развития, общество функционирует и развивается благодаря сложному взаимодействию факторов, в совокупности своей образующих механизм системной детерминации общества: сферы равноценны и взаимодействуют между собой, в результате чего у общества формируются интегративные (целостные) характеристики, не присущие сферам в отдельности (например, саморазвитие). Во-вторых, это различные сообщества людей, которые действуют в различных сферах общества. В XIX веке К.Маркс разработал модель классового деления общества, согласно которой классы–это большие группы людей, занимающие разное место в процессе материального производства, и имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В XX веке возникла критика этого взгляда: все сферы общества равноценны, социальные группы нужно выделять не только по экономическому критерию.  Эта идея лежит в основе теории социальной стратификации.  Страты–социальные группы, выделяемые по тому или иному критерию социального неравенства или различия. Критерии: социальный (образование, престиж профессии, способ получения дохода); демографический (пол, возраст, состав семьи); профессиональный; религиозно-конфессиональный; расово-этнический. Однако выделение любых социальных групп всегда относительно: один и тот же человек по разным критериям принадлежит к    разным     группам.
  Общество, в-третьих, –это сложная, органично-целостная, саморазвивающаяся, открытая и вероятностно детерминированная       система.
  Во-первых, мораль–форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения. Ее нормы базируются на определенных ценностях и санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества. Нормы морали претендуют на абсолютность, не терпят исключений, однако являются все же рекомендательными, их исполнение поддерживается силой общественного воздействия, духовным авторитетом. В морали громадное значение имеет самосознание личности, позволяющее человеку самому контролировать свое поведение, принять моральные нормы к исполнению. Во-вторых, право –форма общественного сознания, выражающая принципы справедливости, равенства людей в общественных отношениях, что подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами права, там, где нет свободы, нет и права. Главной единицей права является закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон всегда предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами их взаимоотношений в обществе. Право, с одной стороны, – это орудие государственной политики, с другой стороны, – механизм осознания самим пределов    дозволенного.
  В-третьих, политика как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Субъектами политики могут быть государства и различные социальные группы, интересы которых на уровне государства представляют политические партии. Главная функция политики – регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп. Политика является одной из сил, преобразующих   общество.
  В-четвертых, идеология–система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие: направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм  права.
  В-пятых, религия–форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и предполагающая наличие определенных сакральных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества. В современном мире это особенно характерно   для исламской цивилизации.
  В-шестых, экономика–сфера материальных отношений между людьми, включающая в себя отношения собственности, а также производства, распределения и потребления материальных благ. Понятие «экономические законы» выражает определенную мотивацию людей (религиозную или рациональную) к деятельности.  
  К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: