Вопрос 1.Пути понимания природы общества

Тема: Философия общества.

План

1.Пути понимания природы общества.                                                                                                                                                                                             2. Общество и его структура.
3. Философия истории.


Вопрос 1.Пути понимания природы общества.

Термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, — индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений. Известный русско-американский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления:
  Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов. Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами «мира понятий». В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».
  Социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы.
  На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей..
   Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности:

1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества     в    целом.
3.Методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.
4.Прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений    и    всего общества.
  Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Только через их целостное единство проявляется специфика и сущность социально философского знания. В XVII-XVIII веках в Новое время в трактовке общества получил распространение механицизм: общество – это своего рода «машина», совокупность людей как социальных «атомов» (Т.Гоббс, французские Просветители). В XIX веке возникло понятие органицизм: общество является живым организмом, а его социальные институты подобны органам живого тела с их функциями (Г.Спенсер). В этих подходах утверждалось, что у общества нет законов, отличающих его бытие от природных законов. К.Маркс первым показал, что законы функционирования и развития общества специфичны, не тождественны законам природы.
  Общество, во-первых, – это обособившаяся от природы, но открытая ей часть материального мира, форма коллективной деятельности людей.
  О.Конт, возражая теории общественного договора, утверждал, что общество – это результат действия исторического закона формирования сложных и гармоничных систем. Г.Гегель тезису Т.Гоббса о «войне всех против всех» противопоставил тезис о гражданском обществе как формы «зависимости всех от всех». В органицизме тоже обнаруживается идея системности общества. К.Маркс утверждал, что общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму отношений, в которых они находятся по отношению друг к    другу.
  Общество, во-вторых, –это социальная система, состоящая из людей, общественных отношений между ними, социальных институтов. Общество следует отличать от некоторых похожих образований: во-первых, от социальной общности–совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и обладающая рядом общих черт, придающих ей своеобразие.
    Виды социальных общностей: неэтнические– семья и община; этнические– род, племя, народность и этнос. Социальные общности возникли в значительной мере стихийно в результате длительного сосуществования людей на одной территории, тесных контактов между ними; общество же предполагает целенаправленную программу своего функционирования и развития. Все социальные общности входят в структуру общества: общество – понятие более широкое, чем социальная общность.
    Во-вторых, общество необходимо отличать от биологических сверхорганизмов (улей, муравейник, стадо). Согласно теории социобиологии, между обществом и такими объединениями в живой природе принципиальных различий не существует (в обоих случаях – коллективный труд, разделение труда). На самом деле обществу присущи только ему специфичные черты.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: