double arrow

Воля истории и воля народа

ТЕМА: ПРОБЛЕМА НАРОДА И ЛИЧНОСТИ. КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

ЦЕЛЬ: обобщить знания по роману «Война и мир»: знать содержание романа,

понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизм. Развивать монологическую письменную и устную речь, работать с текстом романа, проследить «мысль народную» в романе «Война и мир».

 

ЗАПИСАТЬ ЭПИГРАФ

Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...

                                                             Всем народом навалиться хотят…

                                     

Просмотреть

План

1. Причины войны 1812 года.

2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.

3. Бородинское сражение.

4. Роль Бородинского сражения.

5. Истинный патриотизм русского дворянства.

6. Пьер Безухов.

7. Воля истории и воля народа в романе Л.Н.Толстого.

 

ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ

Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863 году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название «Война и мир». Народ как носитель нравственных ценностей занимает всё большее место в произведении.

Развитие событий в романе связано движением самой истории, все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную»

Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.

 

1.Первый вопрос, на котором мы остановимся:   причины войны 1812 года.

ПРОЧТИТЕ Т.3.ч.1. гл. 1.

ЗАПИШИТЕ вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, что характер войны 1812 года для русских носил  справедливый, оборонительный характер, освободительный.

Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.

  • Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?

 ОПИШИТЕ  «Совет в Филях».

 

ЗАПИШИТЕ Вывод.

Царь был против назначения Кутузова главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим. Кутузов как воплощение «мысли народной» и нравственных идеалов Л.Толстого.(т.3. ч. 2 гл.22., т.3. ч.3. гл.4., т.4. ч.4. гл 5, т.4. ч.2. гл.3) Народное представление о величии Толстой подчёркивает в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: «Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить «духом армии», от которого зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.

Правота Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне «дедушки» (Кутузова)симпатии крестьянской девочки Малаши.

Кутузов всегда скромен и прост и потому не только обаятелен, но и значителен.

Думал о народе, о России.

Москву сдали, чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.

Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Кутузов и Наполеон противопоставлены в романе. Оба полководца покидая страницы романа сопровождаются народным судом:

Кутузов – всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон - разговором солдат: «А кабы на мой обычай, я бы его изловимши да в землю закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет ходить».

 (Не бездействует. Мудрость, доброта, «голубчик», простота).

Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению. Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.

 

3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. ПРОЧИТАТЬ Т.3. ч.2. гл. 30, 38.

  • Для чего было дано Бородинское сражение? «требование народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл.21.

Вид Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность минуты». (гл.30)

«Страшный вид поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся «от правды и добра, и от всего человеческого» (гл.38).

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО

  • Какое значение имела Бородинская битва?

ЗАПИСАТЬ Вывод. Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает  участь России и Франции.

 

  • А чем же в это время занимается дворянство? ПРОЧИТАТЬ: (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).

КРАТКО ОПИСАТЬ ЗАНЯТИЯ ДВОРЯН: П.Безухова, семьи Ростовых, семьи Болконских

ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ КРАТКО

  • А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия другие? Какие?

 

ЗАПИСАТЬ Вывод.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.

Толстой показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту своего Отечества.

 

  • Это можно сказать о Пьере?

 ОПИШИТЕ ПИСЬМЕННО КРАТКО «Пьер на Бородинском поле».

 

ЗАПИСАТЬ Вывод.

Истинные патриоты – это русские люди, чувствующие общность, когда Отечество в опасности. Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом».

Переходим к следующему вопросу, который волновал писателя.

Воля истории и воля народа.

Т.3. ч.3. гл.1.

ПРОЧИТАТЬ вывод.

  • Какая сила движет народами?

 Л.Толстой большие исторические события рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров.

Т.4.ч.3. гл.1.3.

«Что касается исторической деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности может быть только народ в целом, а не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие - современники, историки, философы».

Отсюда и «царь есть раб истории». Толстой отрицает волю и власть одного лица.

Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо развенчивал

Преувеличенные представления о роли личности в истории, а временами готов был отрицать вообще эту роль.

Великосветское общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и стремлений, определяет ход событий.

История доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли личности в истории.

(Великая Отечественная война 1941 – 1945).

ЗАПИСАТЬ

Вывод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: