Система естественнонаучных понятий

РЯсМП 28.04.2020

Простые и сложные словосочетания. Сочетания слов с сочинительной связью. Порядок слов в словосочетании.

Словосочетанием

называется сочетание двух или нескольких слов знаменательных частей речи, связанных друг с другом подчинительной связью.

Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому-либо другому (мать и дочь – сочинительная связь), а также сочетания подлежащего и сказуемого (осень наступила).

Словосочетание образуется путем распространения главного слова зависимыми словами.

Классификация словосочетаний

1) В зависимости от того, к какой части речи относится главное слово, словосочетания делятся на 4 группы:

- глагольные (смотреть фильм, просмотрев журнал, быстро проплыл, написанный карандашом)

- именные – распадаются на 3 подгруппы:

а) с именем существительным (студенческий бал, платье в полоску, тетрадь подруги)

б) с именем прилагательным (чрезвычайно опасный, выще дуба)

в) с именем числительным (три задачи, четверо друзей)

- наречные (очень плохо, весьма посредственно)

- местоименные (кто-то из присутствующих, что-то родное)

2) Словосочетания делятся на следующие группы по выражаемому ими грамматическому значению:

Определительные значения выражаются в словосочетаниях, называющих предмет и его признак (наш колледж, синее небо, дочь степей).

Объектное значение выражается в словосочетаниях, называющих действие или признак и предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак (читать книгу, играть с детьми, похожий на отца, достойный награды).

Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, называющих действие или признак и их признаки: способствующие осуществления действия, его меру, степень, время, причину, место, цель (работать хорошо, прийти вечером, отдыхать на море).

Типы связи слов в словосочетаниях

В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением и примыканием.

Согласованием называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том числе, роде, падеже, что и главное слово (прочные знания, река Волга, третьего сорта, твоего брата) Зависимое слово таком словосочетании - прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение (мой брат, этот учебник).

Управлением называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, которого требует главное слово (читать роман, навестить больного, играть в мяч, беседовать с ним).

Зависимое слово – существительное или местоимение, по форме сходное с ним.

Примыкание - такая связь, при которой неизменяемые слова или неизменяемые формы слова зависят по смыслу от той или иной части речи (приехать завтра, выйти освежиться).

Простые и сложные словосочетания. Порядок слов в словосочетании.

Простое словосочетание включает в свой состав 2 слова, между которыми один вид синтаксических отношений (один вид связи): июльский день, впереди всех, читать книгу.

Сложное словосочетание состоит из 3-х и более слов, между которыми 2 и более видов синтаксических отношений (недавно встретиться с одноклассниками, интересная беседа друзей у костра)

В образовании словосочетания как структурно-смыслового единства известную роль играет порядок слов: работа вчетвером –словосочетание, вчетвером работа – не словосочетание, т.к. нарушена связь. Словосочетание, взятое вне предложения (извлеченное из него), имеет устойчивый порядок слов; включенное в предложение, оно может менять порядок слов.

В словосочетаниях с определительными (атрибутивными) отношениями:

1) согласуемые слова помещаются перед главным словом (волшебный аромат, нестареющая поэзия, наши просчеты),

2) управляемые и примыкающие слова стоят после главного слова (книжка для записей, цветы не в клумбе, яйцо вкрутую). Исключение - притяжательные местоимения: его, её, их. Они помещаются в препозиции (перед главным словом) (их успехи, его родители).

В словосочетаниях с объектными отношениями зависимые слова находятся в постпозиции (разорвать записку, пригласить гостя, непохожий на всех, приятный ему).

В словосочетаниях с обстоятельственными отношениями порядок слов определяется характером синтаксических отношений, а иногда и принадлежностью зависимого слова к той или другой части речи.

При наличии обстоятельственных отношений образа действий, меры, степени, выраженных наречиями на –о, -е зависимое слово помещается пред главным (талантливо рисовать, смело действовать, совершенно обезуметь).

При выражении этих отношений другими зависимыми словами их обычное место в постпозиции (стрелять в упор, насмешить до слез, увязнуть по колено).

При наличии обстоятельственных отношений места, времени, цели, причины зависимое слово стоит после главного (ехать в Сибирь, плакать от страха, необходимый для обучения).

 

Практическая часть: задание 5 стр. 282

 

ДЗ: конспект 183-188 (Зиновьева)

 

ЕсМП 28.04.2020

Система естественнонаучных понятий

Конспектируем и читаем

 Понятия - форма обобщенного знания, отражающая объективно существенное в предметах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

«Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам».

Понятие отличается от представления, которое представляет собой процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Понятия связываются друг с другом в речи, помогая человеку формулировать правила и законы, которые, в свою очередь, позволяют давать грамотные объяснения, выдвигать гипотезы, предсказывать будущее.

Понятие вообще и научное понятие в частности представляет собой идеальный вид моделей, образование которых позволяет обнаружить в познаваемом объекте, процессе или явлении такие качества, свойства и отношения, которые обычно ненаблюдаемы и невыявляемы при непосредственном оперировании и практическом взаимодействии с данным объектом, процессом или явлением. Раскрытие опосредованного бытия вещей и их всеобщности есть переход к теоретическому воспроизведению действительности, то есть переход к собственно теоретическому мышлению.

Основными умственными действиями и операциями, приводящими к образованию понятий, являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, отвлечение (абстрагирование), обобщение. Все эти действия и операции должны сознательно «закладываться» в содержание естественнонаучного образования.

Основная функция понятий в процессе формирования у школьников естественнонаучных знаний состоит в открытии новых сторон познаваемого объекта, в более полном раскрытии его сущностных свойств и частных характеристик.

Действительно, не научившись грамотно оперировать понятиями, нельзя правильно провести ни одну мыслительную операцию, просто невозможно ни правильно поставить какой-либо вопрос, ни правильно на него ответить; невозможно также ни логично рассуждать, ни объяснять окружающие явления природы и общества. С помощью понятий (как научных, так и житейских) человек получает возможность успешно ориентироваться в окружающем его внешнем мире.

Всякое понятие всегда раскрывается через систему других понятий, причем через систему понятий более высокого уровня обобщенности. Отдельное понятие может существовать только посредством других понятий. Понятие, взятое в отрыве от других понятий, есть ничего не значащая абстракция.

В процессе естественнонаучного образования у учащихся начальных классов образуется «пирамида понятий», позволяющая мысленно переходить от одного частного свойства объекта к другому через общее понятие. Такое общее понятие-категория образуется у детей раньше, чем его частные «приложения».

Вышерассмотренные положения позволяют сделать принципиально важный для естественнонаучного образования вывод о том, что естественнонаучные понятия объективно представляют собой определенную иерархическую систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Между различными видовыми понятиями не существует обязательных прямых временных связей, но каждое из видовых понятий прочно связано с родовым. Переход от одного видового понятия к другому всегда совершается через родовое понятие.

В понятиях всегда отражаются существенные признаки (свойства и отношения) предметов. Признаки могут быть отличительные и не отличительные, существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных свойств (признаков), то есть таких, каждый из которых взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от остальных. Если изменить несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, если же изменить существенные свойства, предмет становится другим.

Естественнонаучные понятия в зависимости от различного количества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями имеют свою характеристику: для них характерно содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями.

Под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса, предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия делятся на простые и сложные. В применении к начальному естествознанию простые понятия включают в себя один элемент знаний о природе. Простые понятия, объединяясь с другим простым элементом, образуют сложное.

Всякое понятие имеет такую характеристику, как содержание.

По содержанию естествоведческие понятия подразделяются на:

· § геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых, залежи полезных ископаемых и др.;

· § физические: тело, вещество, явление, свойства воды, круговорот воды в природе, свойства воздуха и др.;

· § географические: погода, поверхность, территория, равнина, гора, холм, река, горизонт, ориентирование на местности, масштаб, план, карта, глобус, природная зона, остров, материк, океан и др.;

· § биологические: растение, корень, стебель, лист, цветок, питание, дыхание и размножение растений, бактерии и грибы, особенности их строения и жизнедеятельности; животное, способы питания, способы передвижения, домашние животные, дикие животные, насекомые, рыбы, птицы, звери и др.;

· § сельскохозяйственные: овощи, фрукты, почва, обработка почвы, перегной, минеральные вещества, поступление питательных веществ из почвы в растения, сорняки, удобрения минеральные и органические и др.;

· § экологические: природное сообщество, культурное сообщество, условия жизни, особенности живых организмов в связи с условиями жизни, взаимосвязи живых организмов в природе, охрана природы и др..

Каждое понятие, усваиваемое учащимися при изучении начального естествознания, должно характеризоваться таким числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно должно иметь объем элементов знаний, необходимых для дальнейшего развития. Кроме того, понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если рассмотрены взаимосвязи его с другими понятиями. Это указывает на важность построения логически связанной системы понятий.

Объем понятия характеризует количество объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия или охватываемых этим понятием. Понятия группируются по объему, исходя из количества объектов, отображаемых в знаниях. Они могут быть единичными, частными и общими. Существуют также всеобщие понятия: «движение», «время», «пространство» и др. Они вводятся в развивающих системах начального обучения естествознания.

Уже в начальной школе следует начинать работу по установлению отношений между понятиями. Различают видовые и родовые понятия. Все понятия в содержании школьного естествознания взаимосвязаны.

Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 класса отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его значение, то к 3-4 классу школьники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связь между родовыми и видовыми понятиями. Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию.

 

 

РЯсМП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: