Пропорция – перевод с лат. соразмерность.
П – размерные отношения элементов формы между собой и между разными объектами.
Сравнивая предметы, окружающие нас по высоте, мы можем сказать, одни высокие, другие низкие. Устанавливая соотношения между предметами, мы выясняем их пропорциональные характеристики (толще, тоньше; больше, меньше).
В основе лежит метод сравнения. На практике, метод определения пропорций называется – визирование (вытянутая рука с карандашом, обмер и сравнение размерных характеристик).
Для правильного понимания пропорций схожих, повторяющихся предметов и объектов, вырабатывается удобная схема кратных размеров (канон).
К примеру, в качестве измерения роста человека принято использовать размер головы в качестве пропорциональной единицы основных соотношений частей фигуры (1/8 роста).
Масштабность – соразмерность предметов в сравнении друг с другом или с самим собой. Изменение размера, без изменения пропорций.
Золотым сечением или пропорцией, называется принцип деления отрезка на две части, при этом, бóльшая часть отрезка относится к меньшей части так же, как длина всего отрезка к большей его части. Наглядно это показано на рисунке.
|
|
ЗС характеризуется следующим соотношением:
B: A = C: B
В исчислении эта пропорция выражается значением:
Ф = 1,618
Вопрос №19 Какие приёмы и средства композиции используются в изображении природы в различных состояниях (дождь, туман, солнечный, ветреный или пасмурный день, утро, вечер, ночь)?
Для изображения природы в различных состояниях используют следующие приёмы и средства композиции:
● Контраст, нюанс
● Свет
● Плановость
● Цвет (насыщенность, светлота, теплохолдность)
● Тон
● Светлота (объём)
● Рефлексы, блики, отражения
● Контур
● Фактурность
Туманное состояние природы в картине достигается следующими комп. приёмами:
● Нюанс преобладает.
● Значительно теряется контрастность при удалении объектов от зрителя.
● Свет рассеянный, тени не имеют чётких очертаний.
● 2 и 3 планы сливаются в одно целое.
● Цвет теряет свою насыщенность и становится холоднее, из-за большого количества водяных паров.
● Тон усредняется и стремится к общему оттенку.
● Контрастность светотени исчезает, объём предметов мало выражен (силуэтность).
● Контуры размыты.
● Фактуры видны не чётко и только на переднем плане.
● Рефлексы сглажены, но блики и отражения в воде хорошо заметны.
Илья Ибряев «Туманное утро на озере» акварель.