Вопрос №18 Что такое пропорция, соразмерность, масштаб изображения? Какова их роль в создании гармоничной, целостной композиции?

 

Пропорцияперевод с лат. соразмерность.

П – размерные отношения элементов формы между собой и между разными объектами.

 

Сравнивая предметы, окружающие нас по высоте, мы можем сказать, одни высокие, другие низкие. Устанавливая соотношения между предметами, мы выясняем их пропорциональные характеристики (толще, тоньше; больше, меньше).

  В основе лежит метод сравнения. На практике, метод определения пропорций называется – визирование (вытянутая рука с карандашом, обмер и сравнение размерных характеристик).

  Для правильного понимания пропорций схожих, повторяющихся предметов и объектов, вырабатывается удобная схема кратных размеров (канон).

К примеру, в качестве измерения роста человека принято использовать размер головы в качестве пропорциональной единицы основных соотношений частей фигуры (1/8 роста).

 

Масштабность – соразмерность предметов в сравнении друг с другом  или с самим собой. Изменение размера, без изменения пропорций.

 

Золотым сечением или пропорцией, называется принцип деления отрезка на две части, при этом,  бóльшая  часть отрезка относится к меньшей части так же, как длина всего отрезка к большей его части. Наглядно это показано на рисунке.

 

         

  ЗС  характеризуется следующим соотношением:

                B: A = C: B

В исчислении эта пропорция выражается значением:

                                 Ф = 1,618                                      

Вопрос №19  Какие приёмы и средства композиции используются в изображении природы в различных состояниях (дождь, туман, солнечный, ветреный или пасмурный день, утро, вечер, ночь)? 

Для изображения природы в различных состояниях используют следующие приёмы и средства композиции:

●  Контраст, нюанс

●  Свет

●  Плановость

●  Цвет (насыщенность, светлота, теплохолдность)

●  Тон

●  Светлота (объём)

●  Рефлексы, блики, отражения

●  Контур

●  Фактурность

Туманное состояние природы в картине достигается  следующими комп. приёмами:

● Нюанс преобладает.

● Значительно теряется контрастность при удалении объектов от зрителя.

● Свет рассеянный, тени не имеют чётких очертаний.

● 2 и 3 планы сливаются в одно целое.

● Цвет теряет свою насыщенность и становится холоднее, из-за большого количества водяных  паров.

● Тон усредняется и стремится к общему оттенку.

● Контрастность светотени исчезает, объём предметов мало выражен (силуэтность).

● Контуры размыты.

● Фактуры видны не чётко и только на переднем плане.

● Рефлексы сглажены, но блики и отражения в воде хорошо заметны.

Илья Ибряев «Туманное утро на озере» акварель.                                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow