Тема 1. Цена и ценобразование в деятельности предприятия

Маркетинг товаров и услуг

Для группы: 1102

Преподаватель: Поляничко Р.С.

Тема 1.  Цена и ценобразование в деятельности предприятия

Содержание:

1. Ценообразующие факторы и формирование цен на товары при закупке и продаже товаров

2. Методы ценообразования

3. Формирование ценовой стратегии предприятия

 

 

1. Ценообразующие факторы и формирование цен на товары при закупке и продаже товаров.

Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности

производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие

на производство, распределение, обмен и потребление.

Поэтому одним из ключевых факторов успешной деятельности предприятия может стать выбранная им политика ценообразования, требующая различных

решений. Формируя цену продукции, ее изготовитель стремиться не только возместить затраты, связанные с ее выпуском, но и получить прибыль, которая должна позволить финансировать текущие расходы, развивать и совершенствовать производство и обеспечить коллективу предприятия получение необходимых жизненных благ. Это обязательное условие успеха в бизнесе.

Ценообразование требует от предприятий, особенно малых и средних,

рыночной ориентации. Необходимо постоянно наблюдать за предложениями

конкурентов.

Величина цены формируется под влиянием ряда взаимосвязанных факторов, соотношение которых определяет разнообразие цен. Далее мы подробно рассмотрим эти факторы и сам процесс ценообразования.

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной

экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников

процесса товарообмена – производителей и потребителей.

«Поэтому при выходе на рынок, прежде, чем назвать цену своей продукции, следует в первую очередь

провести тщательное исследование привлекательности сегмента рынка, оценить перспективность и прибыльность того или иного товара, а также реально оценить шансы своего бизнеса в конкурентной борьбе». Результаты такого исследования должны обязательно учитываться при формировании ценовой политики и установлении цены продукции предприятия.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное ценообразование.

В условиях командного (централизованного) ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже

до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным

участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной

роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования

происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос

на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том,

что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением

самим собственником или производителем товара. Государственные органы

могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой

государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам,

определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Факторы, влияющие на уровень цен

Рассмотрим схему факторов внешней среды, влияющих на процесс ценообразования на предприятии

 

 

2. Применяются следующие методы ценообразования:

• затратные (основа – собственные затраты);

• с ориентацией на потребителя;

• с ориентацией на конкурентов.

 

1) Затратные методы ценообразования

В настоящее время наиболее широко применяются следующие затратные методы:

1. Метод, основанный на определении полных издержек, сущность которого сводится к следующему: сначала рассчитываются совокупные издержки (как сумма переменных и постоянных затрат), к ним прибавляется ожидаемая прибыль и полученный результат (ожидаемый доход от реализации), делится на планируемое количество выпускаемой продукции.

Основные недостатки данного метода:

а) предприятие при установлении цены ориентируется только на собственные затраты и желаемую прибыль, не учитывая ситуации на рынке, в частности, относительно спроса, товаров и цен конкурентов и т. д.;

б) возникает проблема распределения постоянных

расходов между различными видами продукции, что часто приводит к искажению их себестоимости.

2. Метод, ориентирующийся на прямые затраты: цена устанавливается

путем добавления к переменным затратам наценки. При этом постоянные расходы предприятия возмещаются за счет разницы между доходом от реализации и суммой переменных затрат, которая называется маржинальной прибылью.

В данном случае может возникнуть проблема недостаточности полученной маржинальной прибыли при неточной оценке возможных объемов сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: