Источники шума | Дальность слышимости, м |
Шаги человека | 40 |
Треск сломанной ветки | 80 |
Негромкий разговор, заряжание оружия | 100 |
Рубка или пилка леса (стук топора) | 300 |
Падение срубленных деревьев | 600 |
Движение автомобиля по шоссе | 800 |
По соотношению скорости звука и света расстояния определяют по формуле
Д = 330 х Т,
где Д – расстояние до места вспышки (м);
Т – время от момента вспышки до момента восприятия звука (с).
При этом средняя скорость распространения звука принимается равной 330 м/с, т. е. округленно 1 км за 3 с, что соответствует зависимости
Д(км) = Т (с).
3с
Определение расстояния по времени и скорости движения заключается в сопоставлении времени движения со средней скоростью, для чего среднюю скорость умножают на время движения. Для расчетов среднюю скорость пешехода принимают равной 5 км/ч, лыжника – 8-10 км/ч.
При движении на автомобиле или мотоцикле пройденное расстояние определяется по спидометру.
Поняв, как можно измерять на местности расстояния и углы, можем перейти к четвертому вопросу лекции.
4. Движение на местности по азимутам и с помощью карты по заданному маршруту
Способ движения на местности по азимутам широко применяется в условиях, когда местность бедна ориентирами, ночью и при ограниченной видимости. Его сущность заключается в выдерживании во время движения заданного магнитным азимутом направления на местности и расстояния по этому направлению. Направления выдерживают с помощью компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины. Предварительно необходимо: выбрать по карте удобный для движения маршрут; изучить маршрут; подготовить исходные данные для движения.
Исходными данными являются магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними. Маршрут движения оформляется в виде схемы или наносится на карту, а исходные данные выписываются в таблицу.
Выбор маршрута движения и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а при проведении специальной операции и скрытный выход к указанному пункту.
Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направления движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые легко опознать на местности (мосты, строения башенного типа, перекрестки дорог и т.д.).
Опытным путем установлено, что расстояния между поворотными точками по маршруту движения не должны превышать 1 – 2 км при движении днем в пешем порядке. При движении ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.
Схема и таблица для движения по азимутам
Порядок подготовки исходных данных, составления схемы и таблицы движения по азимутам:
1. Выбрать на карте, обвести кружками и занумеровать ориентиры в поворотных точках маршрута; прочертить направления движения; измерить дирекционные углы направлений и расстояния между ориентирами.
2. Перевести дирекционные углы в магнитные азимуты, а расстояния выразить числом пар шагов или временем движения.
3. На чистый лист бумаги перенести с топографической карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Все ориентиры изображать на схеме такими же условными знаками, как и на карте.
4. Перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями.
5. Вычертить на листе для схемы форму таблицы записи исходных данных для движения по азимутам и записать в нее рассчитанные по карте значения углов и расстояний.
6. Нанести на схему стрелку «север – юг» и дополнительно показать по направлению маршрута и в стороне от него ориентиры, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные.
Движение по азимутам осуществляется следующим образом: находясь на исходной (начальной) точке, надо сориентировать схему (карту) по компасу, определить направление движения на местности. В направлении движения выбрать и запомнить как можно более удаленный местный предмет – ориентир. В движении ведут отсчет расстояния в метрах, парах шагов или по времени.
В случае, если по прохождению заданного расстояния ориентира, отмеченного на схеме (карте), не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют одного из сотрудников ОВД, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Направление движения определяют и периодически контролируют по компасу. В движении направление выдерживается:
- по ориентирам (зрительным и звуковым);
- по небесным светилам;
- по направлению ветра (на открытой местности);
- по удалению от линии протяженных объектов (лесной массив, береговая линия озера и т.д.), расположенных слева и справа.
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:
– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира;
– ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.
Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.
Движение на местности с помощью карты наиболее вероятно при выполнении оперативно–специальных задач вне населенных пунктов.
Наиболее характерными будут два варианта.
Первый связан с передвижением из одного района в другой на автотранспорте по заранее спланированному маршруту – совершение марша.
Второй вариант характерен при поиске и преследовании преступников. Движение при этом варианте может осуществляться как в пешем порядке, так и на автотранспорте или специальной технике, а маршрут движения чаще всего заранее не определен. Исходя из этого необходимо осуществить первоначальное ориентирование на местности, в ходе движения периодически определять свое местоположение, а при необходимости и наносить пройденную часть маршрута движения на карту.
Порядок ориентирования на местности был рассмотрен нами во втором вопросе лекции. Поэтому более подробно рассмотрим первый вариант.
Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Она включает, как правило, следующие мероприятия:
– выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте;
– определение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки;
– определение магнитных азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте;
– проверку исправности компаса и спидометра автомобиля.
Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.
Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняется в следующей последовательности:
– знакомятся по карте с маршрутом и устанавливают характер и состояние дорог, возможную скорость движения по отдельным участкам маршрута, препятствия и пути их объезда, защитные и маскировочные свойства местности;
– изучают условия ориентирования по всему маршруту, устанавливают наличие придорожных сооружений, других характерных местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. Особенно тщательно изучают места поворотов, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выезды из них;
– по всему маршруту выбирают через 5 – 10 км контрольные ориентиры, они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.
Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают карандашом коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят сплошную линию справа от дороги, прерывая ее в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы. Ориентиры при необходимости поднимаются увеличением условного знака, подтушевкой, подчеркиванием названий прямой линией с целью их большей наглядности и читаемости на карте.
Определение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки. Расстояния по маршруту измеряют дважды. В начале определяют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки на рельеф и извилистость маршрута.
Окончательный результат подписывают в знаменателе у соответствующего контрольного ориентира нарастающим итогом от исходного пункта. Перед началом движения на исходном пункте переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их в числителе.
При изучении маршрута и его оформлении на карте запоминают названия крупных населенных пунктов, по которым проходит маршрут, а при наличии времени изучают и запоминают местность вдоль всего маршрута в полосе шириной 2 – 4 км.
Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и ориентируют ее по ходу движения (по дороге).
Во время движения карту держат перед собой так, чтобы она была постоянно ориентирована, сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения. На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог.
При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывают на карте.
Для контроля движения наряду с местными предметами следует широко использовать формы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы.
Заключение
Изучение данного материала даст возможность уверенно чувствовать себя на местности, ориентироваться на ней и правильно определять направление движения. Приобретенные знания необходимо будет закрепить в ходе практических занятий, проводимых на местности.