Зависимость дальности слышимости от источника шума

Источники шума Дальность слышимости, м
Шаги человека 40
Треск сломанной ветки 80
Негромкий разговор, заряжание оружия 100
Рубка или пилка леса (стук топора) 300
Падение срубленных деревьев 600
Движение автомобиля по шоссе 800

По соотношению скорости звука и света расстояния определяют по формуле

Д = 330 х Т,

где Д – расстояние до места вспышки (м);

Т – время от момента вспышки до момента восприятия звука (с).

При этом средняя скорость распространения звука принимается равной 330 м/с, т. е. округленно 1 км за 3 с, что соответствует зависимости

Д(км) = Т (с).

           3с

Определение расстояния по времени и скорости движения заключается в сопоставлении времени движения со средней скоростью, для чего среднюю скорость умножают на время движения. Для расчетов среднюю скорость пешехода принимают равной 5 км/ч, лыжника – 8-10 км/ч.

При движении на автомобиле или мотоцикле пройденное расстояние определяется по спидометру.

Поняв, как можно измерять на местности расстояния и углы, можем перейти к четвертому вопросу лекции.

4. Движение на местности по азимутам и с помощью карты по заданному маршруту

Способ движения на местности по азимутам широко применяется в условиях, когда местность бедна ориентирами, ночью и при ограниченной видимости. Его сущность заключается в выдерживании во время движения заданного магнитным азимутом направления на местности и расстояния по этому направлению. Направления выдерживают с помощью компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины. Предварительно необходимо: выбрать по карте удобный для движения маршрут; изучить маршрут; подготовить исходные данные для движения.

Исходными данными являются магнитные азимуты направлений движения между точками поворота на маршруте и расстояния между ними. Маршрут движения оформляется в виде схемы или наносится на карту, а исходные данные выписываются в таблицу.

  Выбор маршрута движения и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и усло­вий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а при проведении специальной операции и скрытный выход к указанному пункту.

Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направления движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые легко опознать на местности (мосты, строения башенного типа, перекрестки дорог и т.д.).

Опытным путем установлено, что расстояния между поворотными точками по маршруту движения не должны превышать 1 – 2 км при движении днем в пешем порядке. При движении ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.

Схема и таблица для движения по азимутам

Порядок подготовки исходных данных, составления схемы и таблицы движения по азимутам:

1. Выбрать на карте, обвести кружками и занумеровать ориентиры в поворотных точках маршрута; прочертить направления движения; измерить дирекционные углы направлений и расстояния между ориентирами.

2. Перевести дирекционные углы в магнитные азимуты, а расстояния выразить числом пар шагов или временем движения.

3. На чистый лист бумаги перенести с топографической карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Все ориентиры изображать на схеме такими же условными знаками, как и на карте.

4. Перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями.

5. Вычертить на листе для схемы форму таблицы записи исходных данных для движения по азимутам и записать в нее рассчитанные по карте значения углов и расстояний.

6. Нанести на схему стрелку «север – юг» и дополнительно показать по направлению маршрута и в стороне от него ориентиры, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные.

Движение по азимутам осуществляется следующим образом: находясь на исходной (начальной) точке, надо сориентировать схему (карту) по компасу, определить направление движения на местности. В направлении движения выбрать и запомнить как можно более удаленный местный предмет – ориентир. В движении ведут отсчет расстояния в метрах, парах шагов или по времени.

В случае, если по прохождению заданного расстояния ориентира, отмеченного на схеме (карте), не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют одного из сотрудников ОВД, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.

Направление движения определяют и периодически контролируют по компасу. В движении направление выдерживается:

- по ориентирам (зрительным и звуковым);

- по небесным светилам;

- по направлению ветра (на открытой местности);

- по удалению от линии протяженных объектов (лесной массив, береговая линия озера и т.д.), расположенных слева и справа.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.

Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира;

– ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию.

Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

Движение на местности с помощью карты наиболее вероятно при выполнении оперативно–специальных задач вне населенных пунктов.

Наиболее характерными будут два варианта.

Первый связан с передвижением из одного района в другой на автотранспорте по заранее спланированному маршруту – совершение марша.

Второй вариант характерен при поиске и преследовании преступников. Движение при этом варианте может осуществляться как в пешем порядке, так и на автотранспорте или специальной технике, а маршрут движения чаще всего заранее не определен. Исходя из этого необходимо осуществить первоначальное ориентирование на местности, в ходе движения периодически определять свое местоположение, а при необходимости и наносить пройденную часть маршрута движения на карту.

Порядок ориентирования на местности был рассмотрен нами во втором вопросе лекции. Поэтому более подробно рассмотрим первый вариант.

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Она включает, как правило, следующие мероприятия:

– выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте;

– определение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки;

– определение магнитных азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте;

– проверку исправности компаса и спидометра автомобиля.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняется в следующей последовательности:

– знакомятся по карте с маршрутом и устанавливают характер и состояние дорог, возможную скорость движения по отдельным участкам маршрута, препятствия и пути их объезда, защитные и маскировочные свойства местности;

– изучают условия ориентирования по всему маршруту, устанавливают наличие придорожных сооружений, других характерных местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. Особенно тщательно изучают места поворотов, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выезды из них;

– по всему маршруту выбирают через 5 – 10 км контрольные ориентиры, они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают карандашом коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят сплошную линию справа от дороги, прерывая ее в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы. Ориентиры при необходимости поднимаются увеличением условного знака, подтушевкой, подчеркиванием названий прямой линией с целью их большей наглядности и читаемости на карте.

Определение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки. Расстояния по маршруту измеряют дважды. В начале определяют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки на рельеф и извилистость маршрута.

Окончательный результат подписывают в знаменателе у соответствующего контрольного ориентира нарастающим итогом от исходного пунк­та. Перед началом движения на исходном пункте переводят расстоя­ния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их в числителе.

При изучении маршрута и его оформлении на карте запоминают названия крупных населенных пунктов, по которым проходит маршрут, а при наличии времени изучают и запоминают местность вдоль всего маршрута в полосе шириной 2 – 4 км.

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и ориентируют ее по ходу движения (по дороге).

Во время движения карту держат перед собой так, чтобы она была постоянно ориентирована, сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения. На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывают на карте.

Для контроля движения наряду с местными предметами следует широко использовать формы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы.

Заключение

 

Изучение данного материала даст возможность уверенно чувствовать себя на местности, ориентироваться на ней и правильно определять направление движения. Приобретенные знания необходимо будет закрепить в ходе практических занятий, проводимых на местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: