Идейно-тематический замысел

(литературный анализ)

В каждом произведении искусства, большом и малом,

все зависит от (концепции) замысла.

Гете

Нельзя написать пейзаж, если художник не заметил в нем чего-то

особенного, чего до него не замечал никто. Способность в самом

обыкновенном и буд ничном увидеть необыкновенное

отличительная черта художника. Он должен уметь смотреть и видеть

суть события, обнаружить самую сердцевину факта, а не только его

внешнюю оболочку.

Спокойное море, волны, не спеша, лобзают берег. На нем тюленьим

лежбищем — человеческие тела. В море, под солнцем, беленький

вертлявый сейнер тащит куда-то старую, полуразвалившуюся баржу.

Люди на пляже ничего не заметили, а художник увидел в этом

несправедливость. Почувствовал, что должен переживать сейчас этот

старик-пароход, который спроваживают на слом, «на пенсию». Увидел и

все постепенно расставил по-новому — и пляж, и людей на нем, и

новенький сейнер, и отяжелевшую задумчивую баржу, и солнце над всем

этим. Изменился цвет, звук, соотношение частей, объемы, ритмы. И вот

художник уже думает, переживает, страдает, возмущается, обобщает,

самую обыкновенную старую баржу наделяет необыкновенной

способностью мыслить, чувствовать, действовать. Художник конструи-

рует, наделяя вещи отношениями, которые подобны взаимоотношениям

человеческого общества.

А если вещи, явлению придать «душу», она приобретает совершенно

новый смысл, становится носителем новой идеи.

Я возвращаюсь домой

Во мне трепещут со стоном

Голубки — мои тревоги.

А на краю небосклона

Спускается день-бадья

В колодец ночей бездонных.

Ф.Г.Лорка. «Алмаз»

Так и с пьесой. Все зависит от того, какую «душу» вдохнуть в

произведение, написанное для театра.

- А, может, здесь и нет никакой морали, - заметила Алиса.

- Как это нет! - возразила герцогиня. Во всем есть своя мораль, *

нужно только уметь ее найти.

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

* Выделено M.T.

27

Можно прочесть очень хорошую пьесу и не заметить в ней самого

главного — не заметить ее «сердца». А ведь «все начинается с сердца»,

— сказал М.Сарьян. Сердце хорошей пьесы никогда не лежит на

поверхности, оно всегда спрятано внутри, так же, как чувства, которые

нельзя увидеть непосредственно глазом.

Видны только внешние проявления внутренних причин. Это как в

медицине: повышенное РОЭ — сигнал для врача, который означает, что

где-то в организме — очаг воспалительного процесса. Пьеса — это

запись, отражающая внутренние процессы.

Прежде всего, надо взглянуть на пьесу не как на списки слов,

которыми переговариваются герои, а как на происшествие,

действительно случившееся в жизни (и записанное автором

посредством слов).

Возьмем для примера пьесу Мольера «Лекарь поневоле»* и

разберемся в ней. Было бы хорошо, если бы читающий эти строки

предварительно еще раз перечитал пьесу (благо она небольшая), чтобы

приводимые примеры были бы ему понятны и доказательны. А еще для

того, чтобы можно было, например, поспорить с некоторыми

положениями этой книги и заиметь свое собственное суждение на этот

счет.

Режиссер перечитывает пьесу и не сразу понимает, зачем ее нужно

ставить. О чем она? Что в ней актуально? Что может в ней взволновать

современного человека? Неужели анекдотическая история о проделках

Сганареля может быть сейчас кому-нибудь любопытна? О чем вообще

здесь речь?!

Первое, что надо попробовать сделать, — по ходу чтения поделить

пьесу на сцены, в нескольких словах определив их содержание. Когда

чтение будет окончено, в наших руках окажется примерно такой список.

1. Семейный скандал.

2. Лука и Валер ищут врача.

3. Мартина мстит мужу, выдавая его за врача.

4. Сганареля бьют, чтобы он признал себя врачом.

5. Слуга Валер сообщает Жеронту, что они отыскали замечательного

врача.

6. Кормилица советует Жеронту выдать дочь за любимого, и болезнь

пройдет.

7. Встреча знаменитости.

8. Сганарель волочится за кормилицей.

9. Осмотр больной, Сганарель болтает глупости. Сеанс

«врачевания».

10. Леандр подкупает Сганареля.

11. Сганарель переодевает Леандра в своего аптекаря.

12. «Частная практика» Сганареля.

13. Сганарель опять волочится за кормилицей, но их ловит ее супруг

Лука.

14. Жеронт волнуется и требует от Сганареля ответа.

15. Сганарель устраивает встречу Леандра и Люцинты.

16. Чудо! Больная заговорила. Припадок «болтовни». Паника.

17. Сганарель устраивает «побег» влюбленных.

18. Ожидание. Обманутый Жеронт ждет результата.

19. Сообщение. Лука мстит Сганарелю за жену.

20. Сганарель попался.

21. Мартина пытается спасти мужа от тюрьмы.

22. Свадьба.

* Скорее всего, Мольер в качестве примера выбран не случайно — еще и по той

простой причине, что это любимый автор режиссера. M.T. ставил его и с большим

успехом: один из лучших его спектаклей — «Дон Жуан» (1982).

28

На несколько дней откладываем пьесу и начинаем обдумывать

прочитанное, что-то нащупывать, пробовать, что-то переставлять. Это

еще только видения, какие-то кусочки эпизодов. Сознание и интуиция

все время пытаются найти ответ на вопрос: а с какой стороны взяться за

пьесу, откуда потянуть, за что зацепиться?

Вспомним еще раз анекдот: «Некая женщина, которая подвергалась

побоям мужа... Таким образом, ей удалось вернуть те удары, которые

она от него получила». Значит, пьеса о том, как жена отомстила мужу? Не

слишком убедительно. И не волнует. И разве это главное происшествие

пьесы?

Находим справку, что в одном из вариантов Мольер назвал пьесу

«Болтун». Может быть, это и есть в пьесе главное? Может быть,

«болтун» в данном случае означает «обманщик»? Тогда что-то

проясняется. Ищем по сделанному списку эпизодов.

Если мы представим себе, что пьеса — это посредством диалогов и

ремарок записанный протокол какого-то судейского заседания, то

начинать надо с поисков протокольного происшествия. Говорят,

крупнейший медик И.В.Довыдов-ский любил сравнивать причину

болезни со спичкой, от которой загорелся дом. Попробуйте-ка отыскать

эту спичку в пепельнице! Но найти ее все равно надо, иначе не размотать

весь клубок.

Как ее обнаружить? Когда людям стала известна трагедия,

происшедшая с Отелло? Только после смерти Дездемоны и несчастного

мавра. До тех пор все было скрыто в их душах, мыслях, страданиях, кое-

что было замечено близкими, но абсолютно все открылось после

кровавой развязки. В чем причина того, что влюбленный мавр задушил

свою супругу, а потом убил и себя? Весть об этом сразу стала достоянием

многих. Вот отсюда, вероятно, и надо потянуть. Если мы постепенно

сумеем все выяснить (как это обычно делают следователи), то сможем

объяснить людям нашу версию трагедии благородного мавра.

Конечно, наш рассказ (спектакль) будет субъективен, но в основу

анализа (следствия) должны быть положены не ощущения и

впечатления, а точные факты, поступки людей, события. Определить

исходный для анализа (разбирательства дела) эпизод происшествия —

это значит найти эпизод, который мог бы быть зафиксирован в протоколе

на месте происшествия (преступления). Отсюда и надо тянуть, находить

причины и связи. Ведь протокольное событие — всегда результат какого-

то происшествия, главного очага конфликта. Помните повышенное РОЭ,

сигнал для врача? Это тоже протокольное событие: оно виднее всех, оно

на поверхности, за него легче зацепиться и тянуть.

Попытаемся обнаружить протокольное событие, происшествие в

молье-ровском «Лекаре поневоле». Может быть, это будет «Скандал в

доме Сганареля»? Вряд ли, так как это происшествие явилось только

причиной последующих. И потом — это такое частное событие, что не

сможет оно стать чем-то особенным. Тогда, может быть, это «Болезнь

Люцинты»? Нет, этого не запишешь в полицейский протокол. В крайнем

случае, это можно было бы записать в историю болезни мнимой

больной. А если «Волокитство Сганареля»? Его донжуанство? Тоже

неправильно. Если нас волнует эта тема, не лучше ли взяться ставить

прелестную пьесу того же автора «Дон Жуан»?

Может быть, протокольное событие — это «Насильственное

принуждение Сганареля стать доктором»? Конечно, нет. Может

быть, это «Побег молодых из отцовского дома», который за

определенную мзду устраивает Сгана-рель, этот пройдоха и жулик? Ведь

несчастный отец Жеронт как раз по этому поводу вызывает полицейского

комиссара. Видимо, поднялся такой шум, что даже Мартина, жена

Сганареля (из-за которой, собственно, вся эта история и началась),

прибежала его спасать. «Побег молодых и арест Сганареля» — это

событие, с которого можно начать тянуть ниточку.

29

Протокольное событие важно найти еще и потому, что рядом с ним

всегда «лежит» результат конфликта. Погибли молодые люди, Ромео и

Джульетта, — почему? Графу Альмавиве не дали воспользоваться

правом первой ночи — каким образом? Нора бросила детей — в чем

дело? Антигона в заточении повесилась, рядом с ней покончил жизнь

самоубийством ее жених Гемон, — в чем причина? Кто даст ответ? Какая

режиссерская версия объяснит все это, и какая версия возможна?

Почему убивает себя Брут, любимец народа? Почему, почему, почему?..

Версии, версии, версии.

Протокольное событие не всегда фиксируется полицейским

протоколом. Это может быть анонимное сообщение, направленное

властям, блюстителям порядка, телефонный звонок, заявление о

разводе («Нора»), письмо («Ревизор») и т.п. Не важно, по каким каналам

происшествие стало известно миру, главное — что оно где-то

зафиксировано, найдено, попалось на крючок. Хорошо было бы

составить такие протоколы, сочинить телефонограммы или анонимки на

основе самых разных литературных произведений. В них сразу бы

обнаружился результат происшествия. Что могла написать полиция в

протоколе о найденной на рельсах Анне Карениной? Что мог бы записать

датский летописец по поводу одновременной смерти короля, королевы и

принца Гамлета? Какие факты в связи с этим предстоит распутывать

следователю-режиссеру?

Начинаем распутывать нить интриги, разбирать «дело», разведывать

обстоятельства. Протокольное событие — это конец нити из клубка

Ариадны, посредством которого Тезей сумел выйти из лабиринта. Пьеса

— такой же лабиринт, и надо начинать изучать этот лабиринт всегда с

выхода. Если сразу сунешься внутрь, потом не выберешься,

заблудишься. А входов и выходов там столько! И все они, на первый

взгляд, похожи друг на друга. Археолог заметил угол врытой в землю

плиты, начал копать и постепенно докопался до исчезнувшей давным-

давно цивилизации, до самой главной ее цитадели. А поначалу сквозь

толщу земли обнаружить ее, вероятно, было почти невозможно.

Итак, у нас в руках нить, протокольное событие (это домашний,

рабочий термин) — «Побег молодых влюбленных» (похищение).

Потянем теперь за ниточку, будем не спеша разматывать запутанный

клубок и выясним, что все началось с мести Мартины, а главное

случилось — во время «сеанса врачевания».

Молодые люди во время осмотра больной Люцинты быстро

сообразили, что имеют дело с необразованным мошенником, который

способен на все. Поэтому сразу же после врачевания Сганареля Леандр

предлагает ему взятку, что очень быстро и приводит к побегу. Вот нить.

Но главное — это наглость и беспечность, с какой этот неуч играет

здоровьем больных людей. Он хам, для которого главное — его

благополучие, его желудок.

Не надо думать, что найти главное событие так легко. Определить

его — значит, найти идейный смысл пьесы, значит, обнаружить поединок,

в котором выясняется идейно-тематическая суть основного конфликта,

заключенного в пьесе.

Главным событием «Пекаря поневоле», вероятно, будет

«врачевание», когда Сганарель делает вид, что лечит. Вот он, центр

пьесы. Сганарель бессовестно обманывает людей, попавших в беду. (В

одном из первоисточников пьесы даже упоминается, что Сганарель

начал принимать очень много больных, к нему стали приходить из других

деревень, люди даже стояли к нему в очереди, и всех он бессовестно

обманывал.)

Главное событие пьесы — это, вероятно, то, которое раньше всех

было придумано автором. Или в котором он смог исчерпывающе

выразить то, что ему обязательно надо было выразить, — ради чего, по

сути, и писалась пьеса. Это

Сганарель — обыкновенный забулдыга, и нечего его идеализировать.

Искалечил жизнь жене, пропивает все деньги, работать не хочет, только

болтает и философствует. Он пьяница, которого случай сделал врачом и

который легко акклиматизировался в «предлагаемых обстоятельствах»

и нагло стал обучать и лечить людей. Пьяницы, вообще, очень любят

читать людям мораль о том, как надо жить. Бессовестно пользуясь своим

положением и несчастьем бедных людей, которые готовы поверить кому

угодно, лишь бы спастись от недуга, Сганарель обирает их до последней

нитки, а заодно и приударяет за своими пациентками. Мне рассказывали

о таких жуликах-врачах. Этот Сганарель — нахальный тип: красная рожа

от бесконечных выпивок, непомерное честолюбие, неизвестно на чем

основанное, и самое главное — бесконечная наглость. Он морочит

людям голову, убеждая всех, что изучал какие-то науки, а, по сути, с

самого детства всегда жил за счет других. Этакий паразитирующий тип,

самый настоящий жулик, бандит с большой дороги. Вот кто этот

Сганарель!

Пользуясь скромностью других, такие люди обычно

стараются выжать из своего выгодного положения все,

что можно: запомнили несколько слов по латыни, взяли

для солидности в руки палку (мало их в детстве

колотили этой палкой) и делают вид, что лечат больных,

а на самом деле безбожно их обирают. И главное —

обманывают. Эти люди — те же мещане во дворянстве,

которым общество наивно и доверчиво дало право себя

обманывать, а иногда и собой руководить. Хотя, на

самом деле, их всех надо как следует отделать

хорошими розгами. Сразу станут шелковыми. Пожалуй,

надо бы сочинить в конце спектакля такую сцену. Но

почему тогда у таких сганарелей все получается?

Во-первых, они обаятельны и по-своему талантливы.

Во-вторых, пугают людей своей настырностью и

пробойной силой. В-третьих, умеют хорошо болтать, рассказывать

анекдоты. А, в-четвертых, их всегда, когда они попадаются с поличным,

освобождает бедная дура-жена. Вот каков наш голубчик Сганарель.

30

та сцена, где автор наконец сказал все, что исподволь готовилось с

самого начала повествования, что давно уже зрело в его душе.

Тогда и разум, и чувство (сердце) начинают искать главного

виновника происшествия.

В «Ромео и Джульетте» Шекспира главными виновниками трагедии

являются Капулетти и Монтекки. Это они, носители застарелой вражды,

называемой традицией рода, довели молодых людей до гибели, А кто

такой мольеровский Сгана-рель? Веселый простак или преступник?

Если, например, исходить из утверждения немецкого критика Юлиуса

Баба, что драма «родилась из восторга перед человеком»...

31

Так что значит «Болтун»? Просто жулик, подонок, нахальный трутень,

болезнь общества — деятель вообще. Бедные люди (такие, как Жеронт,

Лука, Тибо, Мартина) легко подпадают под обаяние таких жуликов.

Мартина с ним весь век мучается: то долги его выплачивала, то пьяного

укладывала в постель и приводила в чувство, то спасала от любовниц, да

еще воспитывает ему четверых ребят.

А эти двое, Леандр и Люцинта? Тоже, в общем, жулики, но по

молодости. Все мы в таком возрасте «жулики» — по любви. Эти хитрят

из-за любви. Им не терпится задушить друг друга в объятьях. И

кормилица все это видит, замечает и понимает, чем это может кончиться.

Не дай Бог, сорвутся. Надо вовремя их поженить, оба они сумасшедшие,

уже ничего не соображают от любви.

Бедный папаша Жеронт! Что ему делать, как устроить дочь, которую

он воспитывал без жены? Ох, как трудно! Вот поэтому он и хочет выдать

ее за своего знакомого. Он хорошо его знает, это человек богатый и с

положением, положительный во всех отношениях, понимает, что такое

семья. Правда, он уже в возрасте, но зато все будет в семье, как надо, и

папаша Жеронт успокоится за Люцинту. Правда, жалко ее, но как

поступить иначе, он не знает. Да еще эта болезнь свалилась ему на

голову! За что? В такие годы и паралич языка! Ужасно! Значит, не

уследил, не уберег. Вот что значит — воспитывать дочь без матери.

Жеронт взволнован, потрясен, не знает, что делать. Тут не только жулику

поверишь, но и самому черту, лишь бы спасти девочку.

Какая же это комедия — это трагедия отца. А если попытаться снять

эти пласты, что там окажется в середине, где бьется человеческое

сердце? Трагедия бедного отца, которого обманул нахальный,

беспросветный пьяница и жулик. Это же страшно. А тут же дочь, которая

от любви вешается на шею какому-то мальчишке-стиляге. Кто он такой,

откуда, кто его родители, что он может, на что собирается жить? Вот какая

страшная и современная история получается из этого фарса, анекдота.

Где уж тут смех — одни слезы!

А как тогда быть с комедией? Ведь Мольер писал комедию. Говорят,

сам Людовик XIV хохотал на ней до упаду!

А кормилица Жаклина? Хочет помочь Жеронту, но под конец, черт ее

попутал, вдруг все-таки «прилегла» с пройдохой Сганарелем. Она тоже

«шалунья», не стерпела, сдалась. Все они здесь такие, не выдерживают

и «шалят». А у мужа Жаклины тоже трагедия, он застал ее с этим

жуликом, он видел позор своей семьи. Горе ему и этому врачу-подонку!

Только месть, только «Крови Яго, крови!». Какая же это комедия?!

А двое сумасшедших влюбленных? Малолетки, сопляки, молокососы,

ни на кого не обращают внимания, бросаются друг другу на шею, всю

совесть потеряли, забыли стыд. Ведь дело зашло слишком далеко.

Люцинта, оказывается, тоже «шалунья» — она в «положении». Где же

выход? Жаклина уже давно обо всем догадалась, сама видела, как

Люцинту потянуло на «солененькое». Отсюда и обморок, и тошнота.

Отец как-то поймал их за поцелуями и прогнал Леандра, а дочь — в

обморок. Отсюда и ее решение — замолчать на всю жизнь.

А этот парень Леандр? Хотя и

стиля га, но, видимо, все-таки

неплохой мальчик. Другой в его

положении вос пользовался бы

ситуацией и убрался восвояси,

«отчалил бы», а этот — нет: рвется к

возлюбленной, требует, добивается.

Вот прокрался потихоньку к окошечку,

стоит, смотрит на любимую, а она

плачет от горя. Какая тут, к черту, ко-

медия!?

32

Но все же Мольер написал комедию, и король хохотал, глядя ее из

ложи!

У всех в этой пьесе какие-то несчастья. А мы почему-то играем такие

сцены как фарс. Какая же это шутка, если у человека умирает мать, а у

другого — бабушка? А пьяница и подлец Сганарель обманывает всех,

валяет с ними дурака, шутит. Безжалостная свинья, краснорожий

пьяница, хам, мужик и нахал, Гиппократов клятвопреступник. Поменьше

бы таких в нашем обществе. Сколько людей под шуточку и анекдот они

спровадили на тот свет. Сганарель, конечно, хам, но обаятелен, и тут уж

не до смеха. Но Людовик же все-таки хохотал?! Проблема жанра!

Как будто бы «враг» обнаружен. Начинаешь вспоминать факты,

истории кого-то из знакомых, думаешь об обществе, в котором живешь,

что-то обобщаешь, ищешь причины подобных явлений, споришь с самим

собой, сопоставляешь факты, перечитываешь отдельные сцены,

делаешь вывод. Ты начинаешь волноваться, явление становится для

тебя очень важным, ты возмущен, переживаешь, начинаешь чувственно

воспринимать и оценивать события пьесы.

И так же, как с той старой баржей, которую тащили куда-то на прикол,

начинаешь видеть то, что сразу не заметно, не бросается в глаза.

Начинает моделироваться, организовываться будущее произведение.

«Враг» найден. Он, этот «враг», не просто «какой-то человек» (в данном

случае — Сганарель), это тенденция, типичное явление, с которым надо

бороться. Сколько таких врачей еще живут среди нас, сколько еще тех,

кто давал клятву Гиппократа, а потом бессовестно ее нарушал.

Режиссер начинает вчитываться в пьесу, часто по много раз ее

перечитывает, проверяет, правильны ли его догадки, его предположения.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего

жить?..» (Л.Толстой. «Война и мир»). Здесь все связано с жизненной

позицией режиссера, с его жизненной философской системой,

мировоззрением.

Но вернемся к анализу пьесы. Если мы определили протокольное и

главное событие происшествия, обнаружить, когда все это

началось, будет гораздо легче.

Таким обпазом. мы получили той обязательных эпизода:

1. Начальное событие. Мартина мстит Сганарелю. Обучает Луку и

Валера, как заставить Сганареля признаться, что он врач.

2. Главное событие, сеанс врачевания.

3. Протокольное событие, побег молодых и арест Сганареля.

Протянем цепочку действия:

33

Эти определения соответствуют основным элементам сюжета. Сюжет

произведения делится на экспозицию, завязку, борьбу, кульминацию и

развязку.

1. ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная часть сюжета, в которой

намечается будущий конфликт. Экспозиция может быть прямой —

предваряющей события в произведении; задержанной — когда автор

сообщает некие сведения после завязки; обратной — когда автор

сообщает эти сведения в конце произведения, объясняя, что было до

начала событий (предыстория) или что было между ними (межистория).

В «Лекаре поневоле» — это все до момента мести Мартины.

2. ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается действие, влекущее за

собой все последующие события. Это момент столкновения действия и

контрдействия (Мартина продает мужа).

3. БОРЬБА — интрига, перипетия, коллизия, развитие конфликта. Это

основная часть пьесы (врачевание, главное событие).

4. КУЛЬМИНАЦИЯ [отлат. «вершина». - М.Т.) — момент наивысшего

напряжения в развитии действия (арест Сганареля).

5. РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в

результате событий, происшедших в пьесе. Заключительная сцена.

Часть сюжета, в которой выясняется итог борьбы. Апофеоз (примирение

Жеронта с молодыми).

Главное событие не обязательно всегда совпадает с кульминацией.

Теперь можно попробовать сформулировать конспект сюжета —

фабулу.

Фабула — это очертание сюжета, сущность содержания, а значит

— один из очень важных моментов сочинения модели спектакля.

Попытаемся рассказать возможные варианты фабулы, чтобы

выбрать тот, что наиболее соответствует намечающемуся идейному

плану постановки.

Фабула «Лекаря поневоле» (варианты).

1. Бедный угольщик Сганарель во время семейной ссоры побил свою

сварливую жену. Разозленная жена (Мартина) встречает на улице

людей, которые ищут врача для умирающей девицы Люцинты. Желая

отомстить Сганарелю, она обманывает их, говоря, что ее муж —

знаменитый врач, который это скрывает. Если его как следует

отдубасить, он признается, что лечит больных, и сделает это как никто

другой.

Пришедшие избивают бедного Сганареля и насильно тащат в дом

своего господина Жеронта. Перепуганный Сганарель вынужден

изображать врача, чтобы его опять не избили. Влюбленный в мнимую

больную Леандр заставляет его согласиться на обман, и Сганарель

вынужден ввести Леандра в дом к Жербнту. Таким образом, он

способствует побегу вдруг «вылечившейся» Люцинты и ее

возлюбленного. За это Сганареля хватают и вызывают полицию. И

только просьба насладившейся своей местью Мартины и примирение

молодых людей с отцом девушки спасают простофилю от тюрьмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: