Смысл спектакля — это его идея

Существование — действия.

Первая и вторая части готовят третью, как раз в ней и происходит

оплодотворение жизни будущего спектакля.

Идейный замысел, идея — это ген, программа спектакля, это его отец.

Действие и форма — его мать. Это среда и системы

жизнеобеспечения спектакля, среда, где намечается, пробуется,

развивается будущее.

Спектакль — это результат.

Сами по себе, поодиночке, они ничего не могут, но, слившись воедино,

создают живой организм — спектакль. Главное здесь — система

внутренних взаимоотношений частей режиссерского плана.

Самое трудное, вероятнее всего, это момент оплодотворения —

собственно сочинение. Сделать это способны не все, а только те, кто

наделен даром сочинительства, кто способен находить режиссерские

приемы и владеет палитрой сценических выразительных средств. Если

режиссер только организатор творческого процесса коллектива, тогда он

всего-навсего иждивенец, хорошо приспособившийся к искусству.

Нахождение приема —это краеугольный камень режиссуры. А как

мало режиссеров занимаются этим вопросом.

Для того, чтобы создать произведение или сочинить режиссерский

план, нужны, как минимум, две идеи — идея идейно-тематического

замысла и идея формы спектакля. Это два главных творческих

момента в процессе извлечения из пьесы смысла будущего спектакля

и реализация этого «смысла» в его форме. Другими словами,

извлечение информации и создание канала связи. Ведь, по Толстому,

суть художественного произведения — это «открытие по содержанию и

изобретение по форме». Сочинять — значит, находить самые нео-

жиданные, но точно выражающие мысль идеи.

Идеи только тогда можно считать творческими, если в них есть:

1. новизна и уникальность решений;

2. полезность и ценность: так как идеи могут быть организованными,

но если они не полезны, то не могут считаться ценными, т.е. творчески

правильно решенными;

3. изящество решений; это значит внести простоту и точность

решений туда, где раньше ощущались неточность и сложность.

Простые, неожиданные, но точные решения сложных задач обычно

изящны;

4. стремление создать новые соотношения; прежде не связанные

между собой элементы (эпизоды, события, факты, черты характера)

приобретают единую стройную систему сквозного действия и

сверхзадачи, превращаются в линии поведений действующих лиц и в

точную модель главного события спектакля.

25

Если эти признаки существуют, идею, решение, форму

Спектакля можно считать творческой.

Схема двух главных идей:

26

Глава VII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: