Их переживаниями, декорацией, режиссерскими метафорами — в конце

Концов, даже надписями и цифровыми данными, если это понадобится

(вспомним Б.Брехта).

А что такое информация? Как это объясняет теория, «информация —

Это мера снятия неопределенности в отношении какого-нибудь

События или системы».

В основе театрального творчества лежит идея выбора

Интерпретации, т.е. выбора формы передачи сообщения. Спектакль

Посредством системы связи (слуховой и зрительной) дает знать зрителю

О сделанном театром (режиссером, актерами) выборе. Этот выбор

Снимает или, по крайней мере, уменьшает неопределенность, которая

Была вначале спектакля. А сколько у режиссеров и актеров

Возможностей (вариантов, версий, приемов) выбора? Бесконечное

Множество. Все зависит от их дарования, знаний и мировоззрения.

Сообщение передается в зрительный зал в форме сигналов.

Преобразование сообщения в сигналы называется кодированием.

Что такое код? Система условных знаков, которыми данное общество

Договорилось передавать (обозначать) определенное значение. Для

Того чтобы передать закодированное сообщение, необходимо изучить

Особенности данного (художественного и словесного) языка, т.е. кода.

М.Г.Каган примерно так формулирует эти особенности: «Язык

Способен распространять информацию лишь в пределах той части

Общества, которая его понимает. Выходы за эти границы требуют

Применения сложной техники перевода с одного языка на другие».

Поскольку невозможно вполне адекватно пересказать содержание

Художественного произведения, то, следовательно, это содержание

Обладает такими качествами, которые непередаваемы ни в какой другой

Системе знаков, кроме данной художественно-образной системы

(театральной, музыкальной, живописной, хореографической и т.п.).

Чтобы передать кодированное сообщение, необходимы

Определенные обязательные условия: передатчик, канал связи,

Приемник, т.е. кто передает, через что передают и кто принимает. В

Театре под передатчиком нужно подразумевать спектакль-образ, а

Конкретнее — актеров, играющих на сцене.

Но актеры — это лишь один полюс. А для того, чтобы создался поток

Творчества, необходим второй полюс. «Играть без публики — то же, что

Петь в комнате без резонанса, набитой мягкой мебелью и коврами.

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что

Петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так

Сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно

Резонатор, возвращает нам свои живые челове ческие

чувствования (К.Станиславский).*

Мертвый во время репетиций, зрительный зал оживает во время

Спектакля: он дышит, в нем чувствуются сдерживаемые движения, он

Начинает казаться живым, огромным, полным сил и напряжения

Существом, которое жадно следит за каждым движением, за каждым

Словом актера.

* Выделено М.Т.

176

ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ

Обратная связь - посох слепого.

Н. Виннер

Создание спектакля — процесс, зависимый от длительной и часто

Мучительной творческой борьбы идей и ее компонентов. Это процесс

Обогащения друг друга, взаимных уступок и притормаживания

Творческой инициативы друг друга.

Во время подготовки спектакля обратные связи осуществляются между

Автором и режиссером (если, конечно, они современники), между

Режиссером и актерами, между режиссером, актерами и художником и

т.п. Вот примерная схема обратных связей репетиционного процесса:

Автор пишет пьесу, он является источником информации. Режиссер

Читает ее, т.е. получает сообщение. Это пример прямой связи.

Если автора нет в живых (Мольер, Шекспир, Клдиашвили и т.п.), то

Обратной связи тем более возникнуть не может.

Но если автор — современник и режиссер высказывает ему свои

Замечания по поводу пьесы, и тот переделывает пьесу, вносит в нее

Коррективы, то это уже будет примером обратной связи.

Опишем процесс подготовки спектакля.

Драматург—режиссер — связь прямая или обратная.

Режиссер—актеры — всегда обратная связь.

177

Актер—актер (партнеры) — обратная связь в идеальном виде.

Драматург—художник — прямая связь.

Режиссер —художник — обратная связь.

Художник (костюмы)—актеры — обратная связь.

Драматург—музыкант — прямая связь.

Музыкант (песня, танец)—актеры — обратная связь.

Драматург—хореограф — прямая связь.

Режиссер—хореограф — обратная связь.

Хореограф—актеры — обратная связь.

Хореограф—художник — обратная связь.

Хореограф—музыкант — обратная связь.

Это процесс воздействия друг на друга и коррекции заранее

Намеченной каждым компонентом (для себя) конечной цели, замысла.

Здесь обратные связи разные — мгновенные и замедленные.

Мгновенные обратные связи возникают между актерами-партнерами и

Режиссером и актерами во время поисковых репетиций. Медленные

Связи возникают между режиссером и художником, авторами и

Художником, режиссером и композитором. Мгновенные — это те

Обратные связи, которые возникают во время репетиционных имп-

Ровизаций, замедленные — к огда работа обсу ждается,

Рассматриваются эскизы декораций или костюмов, оцениваются и

Оговариваются характеры действующих лиц или определяются события

Будущего спектакля и т.п. Это процессы, которые требуют времени и

Продумывания, придумывания. Импровизация, процесс мгновенных

Посылок и ответов — в этой сфере все эскизно, действенно.

ПОЕДИНОК АКТЕРОВ В ПРИСУТСТВИИ ЗРИТЕЛЯ

Искусство театра — это система связи между коллективом творцов и

Группой воспринимающих лиц. Чем сложнее язык театра, тем сложнее

Процесс его восприятия зрителем. Для того чтобы спектакль дошел до

Зрителя так, как на это рассчитывали режиссер и актеры, они должны

Найти такие средства выразительности, которые дадут необходимые

Сведения и, по возможности, полностью снимут неопределенность в

Отношении происходящих на сцене событий. От этого будет зависеть

Количество информации, полученной зрителем от этого спектакля.

«Трудность и особенность нашего сценического общения в том и

Заключается, что оно происходит одновременно с партнером и со

Зрителем. С первым — непосредственно, сознательно, со вторым —

Косвенно, через партнера и несознательно. Замечательно то, что и с тем,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: