Концов, даже надписями и цифровыми данными, если это понадобится
(вспомним Б.Брехта).
А что такое информация? Как это объясняет теория, «информация —
Это мера снятия неопределенности в отношении какого-нибудь
События или системы».
В основе театрального творчества лежит идея выбора
Интерпретации, т.е. выбора формы передачи сообщения. Спектакль
Посредством системы связи (слуховой и зрительной) дает знать зрителю
О сделанном театром (режиссером, актерами) выборе. Этот выбор
Снимает или, по крайней мере, уменьшает неопределенность, которая
Была вначале спектакля. А сколько у режиссеров и актеров
Возможностей (вариантов, версий, приемов) выбора? Бесконечное
Множество. Все зависит от их дарования, знаний и мировоззрения.
Сообщение передается в зрительный зал в форме сигналов.
Преобразование сообщения в сигналы называется кодированием.
Что такое код? Система условных знаков, которыми данное общество
|
|
Договорилось передавать (обозначать) определенное значение. Для
Того чтобы передать закодированное сообщение, необходимо изучить
Особенности данного (художественного и словесного) языка, т.е. кода.
М.Г.Каган примерно так формулирует эти особенности: «Язык
Способен распространять информацию лишь в пределах той части
Общества, которая его понимает. Выходы за эти границы требуют
Применения сложной техники перевода с одного языка на другие».
Поскольку невозможно вполне адекватно пересказать содержание
Художественного произведения, то, следовательно, это содержание
Обладает такими качествами, которые непередаваемы ни в какой другой
Системе знаков, кроме данной художественно-образной системы
(театральной, музыкальной, живописной, хореографической и т.п.).
Чтобы передать кодированное сообщение, необходимы
Определенные обязательные условия: передатчик, канал связи,
Приемник, т.е. кто передает, через что передают и кто принимает. В
Театре под передатчиком нужно подразумевать спектакль-образ, а
Конкретнее — актеров, играющих на сцене.
Но актеры — это лишь один полюс. А для того, чтобы создался поток
Творчества, необходим второй полюс. «Играть без публики — то же, что
Петь в комнате без резонанса, набитой мягкой мебелью и коврами.
Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что
Петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так
Сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно
|
|
Резонатор, возвращает нам свои живые челове ческие
чувствования (К.Станиславский).*
Мертвый во время репетиций, зрительный зал оживает во время
Спектакля: он дышит, в нем чувствуются сдерживаемые движения, он
Начинает казаться живым, огромным, полным сил и напряжения
Существом, которое жадно следит за каждым движением, за каждым
Словом актера.
* Выделено М.Т.
176
ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ
Обратная связь - посох слепого.
Н. Виннер
Создание спектакля — процесс, зависимый от длительной и часто
Мучительной творческой борьбы идей и ее компонентов. Это процесс
Обогащения друг друга, взаимных уступок и притормаживания
Творческой инициативы друг друга.
Во время подготовки спектакля обратные связи осуществляются между
Автором и режиссером (если, конечно, они современники), между
Режиссером и актерами, между режиссером, актерами и художником и
т.п. Вот примерная схема обратных связей репетиционного процесса:
Автор пишет пьесу, он является источником информации. Режиссер
Читает ее, т.е. получает сообщение. Это пример прямой связи.
Если автора нет в живых (Мольер, Шекспир, Клдиашвили и т.п.), то
Обратной связи тем более возникнуть не может.
Но если автор — современник и режиссер высказывает ему свои
Замечания по поводу пьесы, и тот переделывает пьесу, вносит в нее
Коррективы, то это уже будет примером обратной связи.
Опишем процесс подготовки спектакля.
Драматург—режиссер — связь прямая или обратная.
Режиссер—актеры — всегда обратная связь.
177
Актер—актер (партнеры) — обратная связь в идеальном виде.
Драматург—художник — прямая связь.
Режиссер —художник — обратная связь.
Художник (костюмы)—актеры — обратная связь.
Драматург—музыкант — прямая связь.
Музыкант (песня, танец)—актеры — обратная связь.
Драматург—хореограф — прямая связь.
Режиссер—хореограф — обратная связь.
Хореограф—актеры — обратная связь.
Хореограф—художник — обратная связь.
Хореограф—музыкант — обратная связь.
Это процесс воздействия друг на друга и коррекции заранее
Намеченной каждым компонентом (для себя) конечной цели, замысла.
Здесь обратные связи разные — мгновенные и замедленные.
Мгновенные обратные связи возникают между актерами-партнерами и
Режиссером и актерами во время поисковых репетиций. Медленные
Связи возникают между режиссером и художником, авторами и
Художником, режиссером и композитором. Мгновенные — это те
Обратные связи, которые возникают во время репетиционных имп-
Ровизаций, замедленные — к огда работа обсу ждается,
Рассматриваются эскизы декораций или костюмов, оцениваются и
Оговариваются характеры действующих лиц или определяются события
Будущего спектакля и т.п. Это процессы, которые требуют времени и
Продумывания, придумывания. Импровизация, процесс мгновенных
Посылок и ответов — в этой сфере все эскизно, действенно.
ПОЕДИНОК АКТЕРОВ В ПРИСУТСТВИИ ЗРИТЕЛЯ
Искусство театра — это система связи между коллективом творцов и
Группой воспринимающих лиц. Чем сложнее язык театра, тем сложнее
Процесс его восприятия зрителем. Для того чтобы спектакль дошел до
Зрителя так, как на это рассчитывали режиссер и актеры, они должны
Найти такие средства выразительности, которые дадут необходимые
Сведения и, по возможности, полностью снимут неопределенность в
|
|
Отношении происходящих на сцене событий. От этого будет зависеть
Количество информации, полученной зрителем от этого спектакля.
«Трудность и особенность нашего сценического общения в том и
Заключается, что оно происходит одновременно с партнером и со
Зрителем. С первым — непосредственно, сознательно, со вторым —
Косвенно, через партнера и несознательно. Замечательно то, что и с тем,