double arrow

Сам очень активно пытается перевести, расшифровать событие,


Закодированное для него театром (автором, режиссером, актером,

Художником, композитором). Наблюдая за происходящим, зритель

Параллельно вспоминает свое свидание — одно, второе, третье, под

Балконом, на скамье, возле подъезда, на мосту, счастливое, несчастное,

Страстное, грустное и т.п. Он сам насыщает определенным

Содержанием то событие, которое происходит на сцене и свидетелем

Которого он является.

Если его выбор и выбор театра совпадают, зритель и театр —

Сообщники. Зритель становится сопереживателем и соавтором

Творческого процесса. Если нет, он высказывает свое недовольство.

183

Это второе содержание и есть информация спектакля. В ее

Вычитывании принимает участие сам зритель. Качество и количество

Вычитанной информации (сообщения) зависит от его воображения и

Способности мыслить образами по поводу главного содержания и от

Количества знаний в этой области. И еще — от активного желания

Вычитать. «Понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то

Действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно.




Модно слушать и не слышать, смотреть и не видеть»*

(И.Ф.Стравинский). Если этого не происходит, если зритель активно не

Включится в процесс «вычитывания» сообщений, ничего не получится.

Если выбранная зрителем аналогия подходит к сообщению, принятому

Со сцены, и, таким образом, расшифровывается, оно начинает зрителя

Волновать, и он меняет свое поведение.

Реакция зрительного зала — тоже закодированное сообщение.

Зритель кашляет, аплодирует, разговаривает, свистит, подбадривает

Актеров репликами. Или создает необычайную тишину в зрительном

Зале, эту высшую форму слияния сцены и зала. Или, наоборот, — тишину

Отсутствия, пустоты, когда зритель абсолютно выключается из

Происходящего на сцене и просто ждет конца спектакля или в тоске

Дремлет в своем кресле.

Эти сообщения через каналы связи идут на сцену, и актеры тут же

Производят коррекцию своего поведения, стараются изменить форму

Сообщения или, как говорят в театре, пытаются всеми силами взять

Зрительный зал в свои руки, подчинить его себе, понравиться ему. «Если

Бы удалось увидеть с помощью какого-нибудь прибора тот процесс

Включения и излучения, которыми обмениваются сцена со зрительным

Залом в минуту творческого подъема; мы удивились бы, как наши нервы

Выдерживают напор тока, который мы, артисты, посылаем в зрительный

Зал и воспринимаем назад от тысячи живых организмов, сидящих в



Партере» (К.С.Станиславский).

Изменение формы сообщения (поведение актера) моментально

Влияет на поведение зрителя. И точно так же, как два фехтовальщика все

Время меняют свое поведение, чутко реагируя на каждое движение,

Обманный ход, выпад противника, так же, как они зависят друг от друга на

Протяжении боя и все время вносят в свое поведение коррекцию,

Поправки, — точно так же сцена и зрительный зал находятся в

Беспрерывной борьбе-общении.

Актер, творящий на сцене, — это источник и передатчик сообщений,

Но в то же время он обладает всеми качествами приемника. Это

Необходимо для творческого процесса. «Эта особенность — в одно и то

Же время творить и контролировать—и составляет отличительный

Признак сценического творчества» (В.Н.Давыдов. «Рассказ о

Прошлом»).

В процессе творческого акта сообщение как бы циркулирует между

Заключенными в самом актере передатчиком и приемником. (Вспомним

«самоконтроль» К.Станиславского.) То же самое происходит и со

Зрителем, хотя и не с той же степенью активности. Вот схема этого

процесса:

Это и есть схема обратной связи.

* Выделено M.T.

184

Общение — это беспрерывный поединок, воздействие ______________друг на

Друга.

Уникальность театрального творческого процесса заключается во

Взаимной зависимости актера, творящего на сцене, и зрителя,



Реагирующего на это. Обратную связь между сценой и зрителем можно

Представить как развивающуюся по спирали.

Так, по бесконечной (до конца спек-

Такля) спирали, во взаимоотношении

Сценического искусства и зрительного

З а л а и р о ж д а е т с я т е а т р ,

Неповторимое, ни с чем не сравнимое

Искусство, создаваемое на глазах у

Зрителя и при непосредственном

Участии его творческого воображения.

Без этого нет театра.

П р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а ,

Воздействуя на сознание человека,

Будит его воображение, вскрывает (как

Говорят в нау ке) блок памяти,

В ы з ы в а е т э м о ц и и и в е д е т к

Перестройке в его сознании сложившихся установок, привычных норм

Мышления и поведения, способствует формированию нешаблонного

Мышления. В этом процессе действуют обратные связи.

Отрицательная обратная связь корректирует, поправляет,

Стабилизирует прежнее положение, притормаживает. Положительная

Обратная связь всегда усиливает, подталкивает к новым открытиям,

Стимулирует обоюдный творческий процесс. Положительная обратная

Связь имеет лавинный, взрывной характер. Реакция одного зрителя

(смех, аплодисменты) заражает весь зрительный зал.

КРИТИК - ТЕАТР

И, наконец, обратные связи между критикой и театром. Они

Осуществляются гораздо медленнее. Под обратной связью здесь

Подразумевается влияние и воздействие критики на театр посредством

Публичных выступлений и выступлений в периодической печати. Эти

Сигналы, поступающие по каналам обратной связи, могут быть так же,

Как и в других случаях, положительными и отрицательными.

Отрицательная обратная связь не может рассматриваться как нечто

Вредное или мешающее развитию. Просто у этих связей разные

Функции. Для работы системы отрицательная обратная связь так же

Необходима, как и положительная. Но связи могут быть полезными и

Вредными, стимулирующими развитие и тормозящи ми его,

Добропорядочными и преднамеренно вредными. Это ведь тоже борьба-

Поединок.

185

Зритель пришел в театр. Он еще ничего или почти ничего не знает о

Будущем спектакле, для него это уравнение со многими неизвестными.

Тут возможны два случая — когда зритель смотрит спектакль,

Поставленный по знакомой ему пьесе, или же он с ней совершенно не

Знаком.

В первом случае зритель знаком лишь с литературной







Сейчас читают про: