Неприятных последствий. При анализе

Записанных поступков на курсе необходимо

Сперва дать слово для своих выводов

Студенту-наблюдателю, а затем самому

Объекту наблюдения, чтобы можно было

Проверить правильность догадок и анализа.

Это обсуждение обычно вызывает во время

Занятий очень много интересных споров,

Мнений и, как всегда, сопровождается

«открытиями».

Во время упражнения для обострения

Будничной ситуации можно провоцировать

Небольшие события, но делать это надо,

Повторяю, с величайшей осторожностью, с

Большим тактом и вкусом, соблюдая нормы

Этических взаимоотношений с товарищами.

190

Идем по городу»

Это упражнение очень помогает выявить и развить в студенте-

Режиссере способность наблюдать за жизнью и вычитывать из нее

Действенные эпизоды и события.

Для этого педагог, разделив курс на группы, посылает их «в город» на

Поиски «событий». Студенты, по совету педагога, посещают вокзалы,

Переговорные пункты, зубоврачебные клиники, базары и т.п. Можно

Избрать объектом своих наблюдений панихиды, маклерские биржи,

Молодежные кафе, хинкальные, закусочные, музей, билетные кассы и

Т.п.

Главная задача студента-режиссера — научиться из общего потока

Жизни вычленять, вылавливать и осознавать события и практически

Превращать эти события в небольшие этюды, которые впоследствии

Можно отрабатывать на курсе во время актерского мастерства. Это

Избавит от необходимости выдумывать этюды и даст возможность брать

Их из повседневной жизни.

События, подсмотренные, увиденные, прочувствованные таким

Образом, выносятся на суд руководителя курса и товарищей. После

Обсуждения и определения сути подсмотренного, студенты-режиссеры

Начинают работать над этюдами вместе с товарищами, уже

Выступающими в роли актеров. Это и будут их первые постановки.

Подсмотренные по родному городу случаи, происшествия, интересные

Характеры людей, события, которые впоследствии превратятся в этюды,

— прекрасный материал для работы над постижением законов органич-

Ного поведения человека в жизни и на сцене.

Это, фактически, «хождение на этюды», точно такое же, каким

Занимаются студенты Академии художеств во время учебы. «Хождение

На этюды» вовсе не значит — лишь переориентировать натуру, а, скорее

Всего, познать ее.

Ведь для того, чтобы создать, выделить из жизни сценический этюд,

студент-режиссер должен научиться:

а) отобразить событие, подмеченное в жизни;

б) рассказать его в действии, т.е. переосмыслить;

в) организовать схему будущего этюда, создать модель;

Г) превратить этюд в сценическую миниатюру со всеми сценическими

компонентами;

Д) проработать ее с товарищами-исполнителями. Это и есть

Моделирование событий.

Студент, изучая жизнь, пытается создать модели того, что встречается

Ему на пути и привлекает его сознание и воображение.

Картины внешнего мира — его образы, раздражители, сигналы,

Ощущения — необходимо «доставить» во внутренний мир человека. Это

Процесс преобразования, перевода внешних жизненных картин на язык

Внутреннего мира человека. Как только внутренняя модель

Образовалась, начинается ее проигрывание.

События жизни, возникнув, потом ускользают из памяти, сменяясь

Новыми. Все события текущей жизни невозвратимы. Чтобы эти события

Не утерять, нужно научиться их задерживать. А задерживать — значит,

Фиксировать, воспроизводить точно так же, как это делали наши предки

На стенах пещер и в пантомимах охотников. Внутреннее проигрывание,

Или игра с внутренней моделью, есть основа памяти, предвидения и

Обучения. Именно эта игра и соединяет в психике прошлое, настоящее и

Будущее.

С внутренней моделью можно играть. Люди, живущие только

Воспоминания ми, внутренне проигрывают прошлые события по

Н е с к о л ь к о р а з в с а м ы х р а з н о о б р а з н ы х в а р и а н т а х. А

Проигрывание — это всегда творческий процесс, и потому

191

Часто то, что было на самом деле в жизни, не соответствует тому, как

Представляет себе человек ушедшую в прошлое реальность. Если

Пробелы воспоминаний заполняются выдумкой, то это уже процесс

Выстраивания действия, это уже моделирование сценической жизни,

Которую режиссер силой своего воображения старается воспроизвести.

В момент творческой «игры»

Память достает из «складов

Подсознания» накопленные там

Впечатления, действия, поступки,

Э м о ц и и, х а р а к т е р ы л юд е й,

Ситуации. Все это — когда-то

Образо вавшиеся в сознании

Внутренние модели жизненных

Эпизодов. Когда это нуж но

Художнику, он выносит их на арену

Творческого процесса, обогащая ими только что подмеченное событие.

Поэтому это упражнение дает студентам навыки создания и

Совершенствования внутренних моделей жизненных ситуаций.

Ситуации — это создание, проигрывание подсмотренной цепочки

Действий, где звенья воспоминания перемежаются звеньями

Предвидения, звеньями догадки по пути изучения событий. Создать

Внутреннюю модель — значит, обнаружить действенный конфликт. Ведь

кто такие режиссеры? Охотники за конфликтами! Поединок — это

Главное правило сценической жизни. Взаимодействие актеров по своей

Схеме должно быть похоже на спортивную игру.

Возьмем, для примера, жизненную ситуацию,

Подсмотренную студентами в зубной поликлинике.

«У зубного врача». Девушка приходит к зубному

Врачу. У нее очень сильно болит зуб, его надо удалить.

Это операция! Ситуация осложняется еще и тем, что

Девушка замечает неопытность молодого врача. Это

Его первая самостоятельная операция в жизни. Он все

Время старается вспомнить, чему и как обучали его в

Училище. Девушка не хочет разрешить неопытному

Врачу вырвать зуб. А молодой врач упорно не хочет ее

Отпускать: это может плохо отразиться на его

Репутации.

Как будто очень простой случай, а на самом деле —

Сколько сложных проблем во время моделирования

Схемы этюда нужно творчески решить. Врач — в кабинете, боится

Приступить к вызову больных. Потом позвал. Это целый эпизод. Вошла

Девушка — надо выстраивать обязательные, логически вытекающие

Один из другого элементы действия. Надо не просто повторять то, что

Было замечено во время поисков событий по городу, а как бы с самого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: