Его день был неинтересным, самым обыкновенным, будничным,
Серым, и никакими происшествиями не выделялся из самых обычных
Дней. «Утром встал, умылся, поел, поехал в институт, просидел на
Лекциях, пошел домой, потом весь вечер просидел у телевизора.
Поздно лег спать» (свидетельство студента Бадри Какабадзе). В таком
188
Случае необходимо обсудить с курсом список жизненных эпизодов
Студента, за ставить его поподробней рассказать обо всех
Обстоятельствах его жизни в тот день и вместе со всем курсом
Обнаружить главное происшествие дня его жизни. Надо научить
Студента выстраивать обыденные будничные явления в простой со-
Бытийный ряд и выделять из этого ряда главный эпизод. Для этого очень
Полезно следующее упражнение.
Телеграмма. Телефонный разговор. Сплетня»
Студенты должны выделить из будничного дня главный эпизод-
событие и нафантазировать его в форме:
а) телеграммы;
б) телефонного разговора;
В) сплетни.
Нужно учитывать при выполнении этого упражнения, что у студента,
За исключением каких-то особенных дней (кто-то заболел, случился
Пожар, машина сбила соседа и т.д.), не происходит, с первого взгляда,
Ничего особенного, необыкновенного, а он ищет именно это, поэтому
Надо научить его видеть необыкновенное в самом обыкновенном,
Увлекаться этим, жить этими открытиями в течение долгого времени.
Этим способом тоже определяется его профессиональная пригодность
Или наоборот.
Пусть студент иногда даже чуть досочинит эпизод, и это неплохо.
Наоборот, это приучает его к укрупнению обыкновенного, выделению из
Ряда, развивает его воображение, приучает видеть то, что незаметно
Нелюбопытному, приучает придавать вещам и фактам определенное
Значение и т.д.
Именно поэтому определение и оформление этого главного
События дня в форму телефонного разговора, телеграммы, сплетни
Дает очень интересные ре-зультаты.
Как это делается?
А) Текст телеграммы составляют дома и приносят на занятие. В
Телеграмме, которая как будто посылается кому-то, какому-то
Персонажу (другу, бабушке, брату и т.д.), сообщается о главном событии
Дня. Надо найти форму телеграммы. Ценится телеграмма, в которой
Событие выражено наименьшим количеством слов.
Б) Разыгрывается обыкновенный студенческий этюд. Исполняющий
Выбирает себе партнера, и own, расположившись в разных концах
Аудитории, «разговари вают» по телефону. Главная задача
Исполняющего заключается в том, чтобы объяснить товарищу,
Находящему на другом конце «провода», какое значение это обык-
Новенное, с первого взгляда, происшествие сыграло в его жизни. Но так
Как товарищ не сразу может это понять, исполнителю приходится
Объяснить ему смысл и значение происшедшего. Чтобы сделать
«разговор» конкретным, продолжительность его может быть не более
Трех минут. Не успевший передать сообщение отстраняется педагогом. И
Все начинается сначала.
В) Примерно то же самое происходит со «сплетней». Это очень
Короткий этюд, который длится всего одну минуту. Учитывая это,
Исполняющий и товарищ, ему помогающий, сочиняют небольшую
Жизненную сценку (в троллейбусе, на лестничной клетке и т.п.), во время
Которой студент-исполнитель передает «сплетню» своему товарищу. Но
В этой сценке от одного другому должна быть передана «сплетня» как
Главное событие дня исполняющего задание студента.
Самое главное в этом упражнении — то, что помогающий студент не
Должен заранее знать, как определяет исполняющий главное событие
Дня, а после «сплетни» объяснить,- объявить курсу, как он понял
Переданное «сообщение». Если это совпадает с определением
Студента, исполняющего задание, значит, упражнение выполнено
Удачно.
189
После этих упражнений можно перейти к выполнению более сложных
заданий. Студентам дается задание определить главное событие дня:
1. в институте;
2. в нашем городе;
Во всем мире.
Это упражнение-задание гораздо сложнее, но и интереснее. Данное
Упражнение дает возможность педагогу разведать-определить, как
Студент связывает свое личное с общественным, как он ориентирован в
Событиях общественной жизни, читает ли газеты, книги, участвует или
Нет в общественной жизни института и т.д.
Определив главное событие прошедшего дня в жизни института, мира
Студенты опять-таки «передают сообщения» предложенными тремя
Формами (телеграмма, телефонный разговор, сплетня), хотя могут быть
Для этого сочинены и другие формы передачи, общения.
Скрытая камера»
Для внимательного глаза художника будничная жизнь изобилует
Неожиданно возникающими ситуациями. Надо только уметь их
«вылавливать» и замечать. В фиксации и анализе этих ситуаций и
Заключается суть этого упражнения.
Незаметно для других студент должен примерно в течение одного
Часа наблюдать за поведением одного или двух своих товарищей (по
Собственному выбору или, вернее, отбору), записывая или запоминая
Все поступки, действия, которые они совершают и как совершают. Затем
Он пытается проанализировать поведение товарища и выделить главное
В его действиях: что им движет, какие поступки для этого он совершает,
Как совершает, ради чего, что из этого следует? какой можно сделать
Вывод о его стремлениях, характере? Разобрать и выявить, сколько
Целенаправленных и сколько бесцельных поступков наблюдаемый
Объект совершил за этот час-полтора.
Наблюдение «скрытой камерой» за поступками и поведением
Товарищей нужно производить, не привлекая к себе внимания
Окружающих, чтобы они вели себя естественно. Проделывать это надо с
Большим тактом, по-деловому, творчески, тогда результаты наблюдения
Будут очень любопытными.
Окружающие ничего не должны знать о наблюдении «скрытой
Камерой», это обстоятельство вносит в положение студента,
Занимающегося упражнением, некоторую остроту, создает ряд
Психологических и этических проблем. Поэтому записи, получившиеся в
Результате наблюдения и анализа, педагогу необходимо разбирать на
Курсе и при этом учитывать взаимоотношения студентов, чтобы занятие
Этим упражнением не вызвало на курсе