double arrow

Приходит несколько растерянный и разочарованный. Он заявляет, что

Его день был неинтересным, самым обыкновенным, будничным,

Серым, и никакими происшествиями не выделялся из самых обычных

Дней. «Утром встал, умылся, поел, поехал в институт, просидел на

Лекциях, пошел домой, потом весь вечер просидел у телевизора.

Поздно лег спать» (свидетельство студента Бадри Какабадзе). В таком

188

Случае необходимо обсудить с курсом список жизненных эпизодов

Студента, за ставить его поподробней рассказать обо всех

Обстоятельствах его жизни в тот день и вместе со всем курсом

Обнаружить главное происшествие дня его жизни. Надо научить

Студента выстраивать обыденные будничные явления в простой со-

Бытийный ряд и выделять из этого ряда главный эпизод. Для этого очень

Полезно следующее упражнение.

Телеграмма. Телефонный разговор. Сплетня»

Студенты должны выделить из будничного дня главный эпизод-

событие и нафантазировать его в форме:

а) телеграммы;

б) телефонного разговора;

В) сплетни.

Нужно учитывать при выполнении этого упражнения, что у студента,

За исключением каких-то особенных дней (кто-то заболел, случился

Пожар, машина сбила соседа и т.д.), не происходит, с первого взгляда,

Ничего особенного, необыкновенного, а он ищет именно это, поэтому

Надо научить его видеть необыкновенное в самом обыкновенном,

Увлекаться этим, жить этими открытиями в течение долгого времени.

Этим способом тоже определяется его профессиональная пригодность

Или наоборот.

Пусть студент иногда даже чуть досочинит эпизод, и это неплохо.

Наоборот, это приучает его к укрупнению обыкновенного, выделению из

Ряда, развивает его воображение, приучает видеть то, что незаметно

Нелюбопытному, приучает придавать вещам и фактам определенное

Значение и т.д.

Именно поэтому определение и оформление этого главного

События дня в форму телефонного разговора, телеграммы, сплетни

Дает очень интересные ре-зультаты.

Как это делается?

А) Текст телеграммы составляют дома и приносят на занятие. В

Телеграмме, которая как будто посылается кому-то, какому-то

Персонажу (другу, бабушке, брату и т.д.), сообщается о главном событии

Дня. Надо найти форму телеграммы. Ценится телеграмма, в которой

Событие выражено наименьшим количеством слов.

Б) Разыгрывается обыкновенный студенческий этюд. Исполняющий

Выбирает себе партнера, и own, расположившись в разных концах

Аудитории, «разговари вают» по телефону. Главная задача

Исполняющего заключается в том, чтобы объяснить товарищу,

Находящему на другом конце «провода», какое значение это обык-

Новенное, с первого взгляда, происшествие сыграло в его жизни. Но так

Как товарищ не сразу может это понять, исполнителю приходится

Объяснить ему смысл и значение происшедшего. Чтобы сделать

«разговор» конкретным, продолжительность его может быть не более

Трех минут. Не успевший передать сообщение отстраняется педагогом. И

Все начинается сначала.

В) Примерно то же самое происходит со «сплетней». Это очень

Короткий этюд, который длится всего одну минуту. Учитывая это,

Исполняющий и товарищ, ему помогающий, сочиняют небольшую

Жизненную сценку (в троллейбусе, на лестничной клетке и т.п.), во время

Которой студент-исполнитель передает «сплетню» своему товарищу. Но

В этой сценке от одного другому должна быть передана «сплетня» как

Главное событие дня исполняющего задание студента.

Самое главное в этом упражнении — то, что помогающий студент не

Должен заранее знать, как определяет исполняющий главное событие

Дня, а после «сплетни» объяснить,- объявить курсу, как он понял

Переданное «сообщение». Если это совпадает с определением

Студента, исполняющего задание, значит, упражнение выполнено

Удачно.

189

После этих упражнений можно перейти к выполнению более сложных

заданий. Студентам дается задание определить главное событие дня:

1. в институте;

2. в нашем городе;

Во всем мире.

Это упражнение-задание гораздо сложнее, но и интереснее. Данное

Упражнение дает возможность педагогу разведать-определить, как

Студент связывает свое личное с общественным, как он ориентирован в

Событиях общественной жизни, читает ли газеты, книги, участвует или

Нет в общественной жизни института и т.д.

Определив главное событие прошедшего дня в жизни института, мира

Студенты опять-таки «передают сообщения» предложенными тремя

Формами (телеграмма, телефонный разговор, сплетня), хотя могут быть

Для этого сочинены и другие формы передачи, общения.

Скрытая камера»

Для внимательного глаза художника будничная жизнь изобилует

Неожиданно возникающими ситуациями. Надо только уметь их

«вылавливать» и замечать. В фиксации и анализе этих ситуаций и

Заключается суть этого упражнения.

Незаметно для других студент должен примерно в течение одного

Часа наблюдать за поведением одного или двух своих товарищей (по

Собственному выбору или, вернее, отбору), записывая или запоминая

Все поступки, действия, которые они совершают и как совершают. Затем

Он пытается проанализировать поведение товарища и выделить главное

В его действиях: что им движет, какие поступки для этого он совершает,

Как совершает, ради чего, что из этого следует? какой можно сделать

Вывод о его стремлениях, характере? Разобрать и выявить, сколько

Целенаправленных и сколько бесцельных поступков наблюдаемый

Объект совершил за этот час-полтора.

Наблюдение «скрытой камерой» за поступками и поведением

Товарищей нужно производить, не привлекая к себе внимания

Окружающих, чтобы они вели себя естественно. Проделывать это надо с

Большим тактом, по-деловому, творчески, тогда результаты наблюдения

Будут очень любопытными.

Окружающие ничего не должны знать о наблюдении «скрытой

Камерой», это обстоятельство вносит в положение студента,

Занимающегося упражнением, некоторую остроту, создает ряд

Психологических и этических проблем. Поэтому записи, получившиеся в

Результате наблюдения и анализа, педагогу необходимо разбирать на

Курсе и при этом учитывать взаимоотношения студентов, чтобы занятие

Этим упражнением не вызвало на курсе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: