double arrow

Начинает с удовольствием работать, но в это время из другой комнаты


Слышен звонок. Разъяренный маляр бросается в другую комнату, звонок

Прекращается, а вышедший маляр несет будильник с выломанным из

Него звонком.

Само по себе понятно, что второй этюд выстроен правильнее

Первого. Собы тийность и действенность этого этюда не

Вызывала сомнений. Первый этюд «На даче» был неинтересным,

С е р ы м , в н е м н и ч е го н е п р о и с х од и л о . Ч т о н а д о б ы л о

194

Бы сделать, чтобы этюд «На даче» стал действенным? Надо было

Переконструировать композиционные части. Вероятно, надо было бы

сделать так:

Сначала увидеть упавшего птенца, потом подкрадывающуюся к

птенцу змею;

Сорганизовать «бой» со змеей, ее убийство, а затем водворить

Спасенного птенца в гнездо и похоронить убитую змею.

Цикл был бы завершен, борьба привела бы к какому-то

Определенному результату. Талант, воображение и сообразительность

Студента проявились в единоборстве, в поединке со змеей. Чем

Любопытнее была бы эта часть, чем неожиданнее было бы разыграно

Основное событие этюда, «спасение птенца», тем правильнее был бы




Этюд. Начинать сочинять этюд надо всегда с основного события, с центра

Происшествия, а затем организовать обстоятельства, т.е. среду, в

Которой впоследствии произойдет это событие, и логически довести это

Происшествие до окончания, т.е. до части, в которой участники поединка

Разводятся после его окончания на предназначенные им места.

Этюд «У зубного врача» (ситуация чеховской «Хирургии»).

Девушка — зубной врач. Молодой человек сидит в кресле, ему

Доделывают пломбу. Все тихо и спокойно. В коридоре на стуле —

Больной. Он ждет своей очереди. Наконец зуб запломбирован. Первый

Молодой человек прощается и уходит, второй садится в кресло. Врач

Ставит диагноз: нужно вырвать больной зуб.

Во время удаления зуб ломается. Вторая попытка оказалась

Удачной.

3. Больной уходит домой. Теперь все зависит:

1. от того, как смонтировать обстоятельства, как их развить;

2. от сюжета поединка;

От того, какое придумать окончание.

«Монтаж» предлагаемых обстоятельств.

Я люблю пользоваться словом «монтаж», так как оно, как мне кажется,

Точнее других передает суть сочинительского процесса. Так и мы из

Отдельных обстоятельств «монтируем» среду, в которой развиваются

Наши этюдные поединки.

Ведь в этюде мы свободны сочинять, т.е. монтировать среду в

Действие так, как это нам необходимо, чтобы высказать самое главное,

Что нас волнует. Мы лепим среду и готовим героев будущего поединка так



Же, как лепит свои композиции скульптор. Разница заключена только в

Том, что его материалом является глина, пластилин, а у нас — наша

Психика, наше тело, наши чувства и воображаемый мир, составленный

Из кубиков, ширм и т.п.

Расставляя фигуры участников по определенной «системе игры»,

Студенты обращают внимание на каждую деталь, каждую мелочь. Здесь

Все важно: как одета девушка-врач? как ждет больной в коридоре? как

Ведет себя первый больной в кресле? как болит зуб у ожидающего

Молодого человека? каково качество его темперамента? как показать,

Что он пришел в поликлинику в первый раз или, может быть, наоборот, он

Здесь частный посетитель? как он приоткрывает дверь и заглядывает в

Кабинет врача, чтобы поторопить его? нахальный он или скромный, этот

Молодой человек?

Все зависит от того, насколько талантливо мы сможем

Нафантазировать средствами действия мир, о котором хотим повести

Рассказ, насколько будут удачны найденные нами детали места

Действия, нюансы поведения, атмосфера, шифр наших сообщений о

Мире, который мы хотим воспроизвести.

Ведь все зависит от того, что, кто, как делает. Если девушка резко отреаги-

Ровала на первое «заглядывание» в кабинет ожидающего молодого человека,

Значит, она или очень нервная женщина, или очень хочет сосредоточиться на



195

Пломбе больного, но ей мешают. Если она накричала на молодого

Человека, это одно сообщение. Если на многократное приоткрывание

Дверей она не реагирует, это совсем другая женщина.

Из миллиона знакомых нам по жизненному опыту «деталей» мы

«монтируем» свой условный мир, тем самым, готовим почву для

Возникновения «поединка».

Обработка со студентом-режиссером начала — очень важный

Момент воспитания и освоения законов сценической жизни. Ведь

Профессия режиссера — создавать сценические поединки. «Где-то

Читал: «Драма — это, прежде всего, диалог, спор, напряженная

Диалектика. Драма на сцене — это, прежде всего, действие,

напряженная борьба» (Вс.Мейерхольд).*

Все упражнения и этюды, которые мы даем студентам-режиссерам,

Прежде всего, должны воспитывать в них этот непременный закон

Режиссерского искусства. Главная ошибка театральных школ в том, что

Они берутся обучать, между тем как надо воспитывать»

(Е.Б.Вахтангов.).**

Артисты и режиссеры являются сочинителями действий, поведения,

Сочинителями поединков. Поэтому развивать творческое воображение

Студентов-режиссеров необходимо в этом направлении. Ведь сочиняют

Же студенты-живописцы свои композиции, ведь сочиняют стихи поэты,

Сценаристы — сценарии?

Уже с первых дней учебно-воспитательного процесса педагог должен

Постараться выявить способности студентов к фантазированию,

Сочинению композиций, сочинению небольших рассказов-новелл,

Подсмотренных и подслушанных в жизни.

В один из теплых осенних выходных дней курс отправляется за город.

Во время прогулки педагог старается обратить внимание студентов на

Любопытнейшие плоды и листья золотой осени: разноцветные листья

Самых необычных форм и цветов, интересные веточки, колючки, мох и

Т.п. Все это собирается в папки, чтобы через неделю превратиться в

Выставку студенческих работ. «Картины», выставленные студентами,

Представляют собой композиции на темы, выбранные самими

Участниками. Часто это абстрактные сочинения, примитивные иллю-

Страции, настроенческие опусы. Иногда получаются очень интересные,

Эффектные «сочинения», часто примитивные, прямолинейные,

Скучные. Педагог отбирает хорошие и объясняет причину удач и неудач.

Но главное — то, что это уже творческий процесс сочинения,

Фантазирования, который выявляет способность студента силой







Сейчас читают про: