Дает задание новому, вводному персонажу (инкассатору, соседу, спе-

Кулянту и т.п.) — внести в уже налаженный, но скучно развивающийся

Сюжет новую струю конфликта. Это действует освежающе и приучает

Правильно реагировать на заранее не подготовленное действие

Партнера.

Главное во время этих занятий — добиться, чтобы студент научился и

Полюбил использовать малейшую возможность для нового конфликта,

Для борьбы. Такой возможностью порой может быть незначительное

Слово, взгляд, поведение, деталь реквизита, нафантазированное или

Предложенное партнером обстоятельство, настроение, характер. Когда

Студенты научились схватывать на ходу малейшую возможность для

Создания конфликта в семье или с соседями, пришлось объяснять им и

Воспитывать в них самое главное, что нужно актеру, играющему на

Сцене, — умение сдерживать себя, оттягивать возникающий конфликт,

Стремление как можно дольше оттянуть назревающий взрыв. Это

Главное правило этюда — импровизация. Необходимость этого возникла

После того, как, научившись с помощью натренированного воображения

Создавать действенные конфликты, студенты слишком быстро

Развивали каждый этюд к взрыву-скандалу, отчего этюд становился

Примитивным, однообразным. Правильное оттягивание «взрыва» дало

Очень много интересного и заставило студентов находить более

Интересные ходы во взаимоотношениях и действиях героев,

Встречающихся в коммунальной квартире.

Вот один пример импровизации. Тема — «Утренний скандал». Утро,

Квартира постепенно просыпается. У всех свои дела. Кто-то готовит

Завтрак, кто-то умывается, ванная и туалет заняты. Это создает

Интересные эпизоды утренних взаимоотношений в коммунальной

Квартире. Пожилая дама прошествовала с банным полотенцем в

Ванную, чтобы принять душ, но забыла закрыть дверь на крючок. Не

Знавший этого сосед спокойно заходит в ванную комнату, оттуда

Раздается вопль, и на кухне возникает любопытный, очень

Многослойный по действиям скандал между соседями.

Импровизация на материале пьес и рассказов

Вся суть импровизаций заключается в воспитании у студента

Способности моделировать пьесы или отдельные сцены с совершенно

Разных точек зрения, с разных позиций.

Начинать такие импровизации можно только после основательного

Разбора «подопытного» эпизода, пьесы, акта. Участники предельно

Кратко, но как можно точнее определяют суть события, происходящего в

Эпизоде или пьесе. Это не так-то легко сделать.

После этого участники начинают импровизировать с действенного

Рассказа, в котором принимают участие все студенты. На ходу

Распределяются роли, и очень быстро набрасывается в действии весь

Избранный сюжетный ход. Это значит, что студенты по очереди, когда это

Нужно, очень коротко, действуя, рассказывают о поведении своего героя

От первого лица, и, таким образом, за полчаса составляется весь скелет

Событий по канве пьесы.

Так ая импровизация не подразумевает пребывания в

Предлагаемых обстоятельствах. Наоборот, это, скорее всего, способ

Тренировки воображения, чтобы научиться сочинять различные

Варианты событийного ряда. Это очень увлекательные импровизации,

И часто они приводят к самым неожиданным и любопыт-

200

Ным открытиям в сфере предлагаемых обстоятельств и

Взаимоотношений действующих лиц пьес.

На занятиях экспериментальной группы импровизировались

Варианты первой сцены из «Женитьбы Фигаро» Бомарше. Диалог между

Фигаро и Сюзанной превращался то в любовную сцену, то в семейный

Скандал, то в тайное свидание влюбленных, которые потихоньку

Прошмыгнули в комнату, которую им должен подарить граф Альмавива.

Однажды эта сцена превратилась в массовую потасовку между

Друзьями Фигаро и Сюзанны, которая протестовала против того, чтобы

Большую кровать заносили через двери, ведущие в покои графа.

Поиски совершенно новых вариантов с детства знакомых сцен

Тренируют творческое воображение студентов и приучают их

Схватывать, прочитывать своим телом и психикой, нервами и разумом

Всю пьесу, не останавливаясь на мелочах, приучают видеть пьесу как бы

С птичьего полета.

Пример таких импровизаций.

Группа работала над пьесой Де Филиппо «Неаполь — город

Миллионеров». Студенты, не имея грузинского текста, разобрали пьесу

На русском языке, т.е. проанализировали ее по событиям и действенным

Эпизодам, а потом импровизировали их по-грузински, в результате чего

Дней через десять курс показал своему руководителю весь первый акт.

Таким способом натренированная группа студентов-актеров и

Режиссеров очень быстро сможет (а это и есть самое главное в нашем

Деле) действуя и действием разобраться в только что прочитанной

Пьесе, понять и прочувствовать все ее минусы и плюсы, разведать

Потенциальные возможности событийности будущего спектакля. По

Своей сути эти импровизации есть обсуждение пьесы на конкретном

Языке действия, на языке театра. Импровизации дают прекрасную воз-

Можность отучить студента от плохой театральной привычки — сидя за

Столом, долго и нудно разговаривая, разбирать пьесу в сфере,

Совершенно не характерной для этого вида искусства.

Несколько раз со студентами были произведены опыты над сюжетом

Сказки «Красная Шапочка», когда весь курс разыгрывал импровизации

На тему начала сказки, где заведомо менялись предлагаемые

Обстоятельства экспозиции. Это совершенно меняло развитие сюжета и

Давало много неожиданного и увлекательного.

Такие каждодневные упражнения дают студенту возможность

Воспитать в себе способность «вычитывать» всевозможные варианты

Развития и разработки сквозных действий пьесы и роли — для того,

Чтобы потом из этих многих вариантов выбрать наиболее правильный,

Точнее всех остальных выражающий идею данного произведения, и то,

Что через него хочет сказать режиссер со своей группой актеров.

Импровизацию ни в коем случае нельзя «ставить». Во время занятий

Надо упражняться весело и увлеченно, от импровизаций нельзя ждать

Результатов сразу, это тренаж творческого воображения актеров и

Режиссеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: