Смерть импровизации. Наоборот, студентов нужно как можно быстрее

Вернуть в «лоно» сочинительства, предложив самые неожиданные

Этюдные темы.

Проделывать импровизацию лучше, не меняя места действия. Частая

Смена места действия мешает сосредоточиться на сочинении

Действенных ходов и взаимоотношений «действующих лиц».

Такие импровизации в начале занятий представляют из себя нечто

Крайне нестройное, часто даже непонятное, но зато проходят всегда при

Большом волнении и с увлечением. Если такими этюдами заниматься в

Течение одного года, двух лет, студенты постепенно овладевают

Хорошей техникой импровизации и сочиняют увлекательнейшие этюды,

Соотнося при этом части композиции и, что самое главное, соблюдая

Момент развития.

Обычно в начале работы над импровизациями отсутствие действия

Студенты пытаются подменить многословной болтовней, или, как это

Часто называют, отсебятиной. С этим пороком нужно бороться очень

Активно, так как многословие — бич самой природы импровизации.

Очень важно приучить студентов к тому, что в этюде главное — действие,

А не слово. Если происходит иначе, педагог должен немедленно

Остановить импровизацию.

Чтобы отучить студентов от многословия в этюдах, можно применять

Два средства. Первое — это когда во всем этюде участнику разрешается

«растратить» только семь-десять слов («обойма слов»), а второе — это

когда вместо слов студентам дается «таблица умножения»*. Эти «меры

Наказания» нужно применять вперемежку с нормальным этюдом, где

Слово становится органичным продолжением действия, а не

Задерживает его.

Существует три вида импровизации:

Когда импровизация представляет собой так называемый поток

Жизни. Это импровизации, возникающие сами собой, случайно, не по

заранее задуманному плану;

Когда участники заранее договариваются о примерном сюжете

Будущего этюда. В таких случаях кто-то из участников становится

Инициатором. Обычно это

* Здесь надо понимать, как «абракадабру», ничего не значащий набор слов.

198

Бывает наиболее талантливый студент, обладающий развитым

Творческим воображением, он фактически становится ведущим этюда,

его воля управляет всеми, и все ему подчиняются;

И, наконец, высший класс импровизации, когда у всех участников

Этюда есть свои варианты и они начинают их приводить в действие, не

Открывая своего замысла, но навязывая партнерам свою волю.

Почувствовав, какой из вариантов наиболее любопытный, более точный,

Участники с этого момента стараются довести его через обострение до

Своеобразной кульминации, выражающей суть разыгрываемой темы.

Этот дар конструирования участники приобретают долгими и частыми

Тренировками, но зато это дает поразительные результаты. Такие

Импровизации способны сочинять только очень привыкшие друг к другу

Партнеры и только те, кто научился сочинять действия в самом процессе

Действования, сочинять и, сочиняя, тут же выполнять.

Импровизации приучают студентов быстро соображать в самой

Невероятной ситуации, ориентироваться в самых разнообразных

Жизненных условиях и реагировать на малейшее изменение в действии

И поведении партнеров, требуют от участников много выдумки и

Находчивости.

Историк итальянского театра Л.Риккобони почти двести пятьдесят лет

Тому назад писал: «Актер-импровизатор играет живее и естественнее,

Чем актер, играющий заученную роль, он лучше чувствует, а,

Следовательно, и лучше говорит то, что творит, чем те, что заимствуют у

Других при помощи запоминания... Внешности, памяти, голоса, даже

Чувства недостаточно актеру, который хочет импровизировать, — он не

Может иметь успеха, если у него нет быстрой и плодотворной фантазии,

Большой и легкой выразительности, если он не владеет тонкостями

Языка и если он не изучил всего того, что необходимо знать при

Разнообразных положениях, в которые ставит его роль».

Импровизация вырабатывает у ученика стремление находить свой

Собственный способ выражения желаний и стремлений, привычку

Самостоятельно решать действенные ходы отдельных эпизодов.

Обычно в начале работы над импровизациями студент стесняется,

Ему неловко, он ужасно скован, но постепенно увлекается игрой-

Импровизацией, овладевает техникой этой игры, и тогда счастливее его

Нет никого на свете. Он телом и психикой ощущает суть своей

Профессии, он понимает, с помощью каких «нот» он может сочинять свои

Откровения, смешные или грустные, трагедийные или комедийные — все

Равно.

Импровизация — путь к истинному драматическому искусству, суть

Которого сформулирована Вл.Н.Немировичем-Данченко: на площадь

Придут три актера, положат на землю коврик и начнут играть — и театр

Уже есть. Это и есть самая сущность театрального представления.

Импровизационные этюды воспитывают и направляют творческое

Воображение актера, приучают его сочинять на языке драматического

Искусства, на языке поведения, действия.

Обычно студенты занимаются импровизациями увлеченно, страстно,

Каждодневно, поэтому к концу учебы они являются хорошо

Натренированными в этом смысле актерами. Конечно, очень большое

Значение имеет дарование студента и развитие его интеллекта. На

Экзамене по мастерству в конце второго курса студенты уже абсолютно

Свободно делают импровизационные этюды по темам, которые тут же

Предлагают им педагоги других курсов, присутствующие на экзамене.

К примеру, на одном из курсов все импровизационные этюды

Проделывались на кухне коммунальной квартиры. У каждого из

Квартирантов был свой стол, свой угол, здесь же были плита

Общего пользования, мусорные ведра, общая ван ная, туалет,

Где вечно текла вода. Тут же в углу — кран. На кухне, кроме членов

199

Двух семейств, которые живут в одной трехкомнатной квартире,

Уборщица Зина, часто сюда приходят торговцы мацони, инкассаторы,

Соседи и т.д. Педагог обычно вводит через эти персонажи неожиданные

Для студентов события, которые они обязаны воспринимать как

Естественные, даже несмотря на то, что у них налажен свой вариант

Конфликта и все развивается как будто по знакомой тропинке. Педагог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: