Ритмическое ощущение событий, изображен ных в пьесе,
Эмоциональный настрой по отношению к фактам и, что самое главное,
Определяют его возможности сочинять пластический образ будущего
Спектакля через актеров.
Делаются «картины» обычно так. Студенты одеваются в черные
Облегающие рабочие костюмы, к которым добавляются, в зависимости
От литературного материала, необходимые элементы (плащи,
Воротнички, шляпы, шпаги и т.д.). Лучше, если эти детали будут в цвете,
Это всегда оживляет общий рисунок «картины». Вообще, таких деталей
Должно быть как можно меньше — только самое необходимое. Кроме
Этого, студенты могут использовать кубики, стулья, кресла, столы и все,
Что понадобится. Иногда одна точная деталь сразу создает необходимую
Атмосферу и настроение.
Хорошо, если есть возможность создать сзади нейтральный фон
(лучше серый холст, в крайнем случае — белый, но только не темный), а
Впереди устроить подобие старинной рампы со свечами. Может быть,
|
|
Впереди хорошо было бы создать из реек и фанеры изящную
Сценическую зеркало-рамку, куда будет вписываться композиция «живой
Картины».
Хорошо, если режиссер будет пользоваться шумами и даже музыкой,
Которую он может записать на магнитофон или изобразить вживую. Все
Шумовые аппараты студент сделает сам при помощи товарищей. Для
Показа и репетиций «картин» можно использовать обыкновенную
институтскую аудиторию, совсем не обязательно идти на сцену.**
Заранее намеченная и отработанная серия мизансцен, из которых и
Состоят «живые картины», делается по условному сигналу (колокол,
Хлопок, удар в доску, в рельсу или что-нибудь другое). Переходы от одной
Мизансцены к другой можно осуществлять в темноте, но еще лучше,
Чтобы зритель видел, как готовятся исполнители, как сразу по сигналу
Все организуется в эмоциональный рывок, — это самое дорогое и
Любопытное в «живых картинах».
* Спектакль «Федра» Расина поставлен М.Т. в 1969 году.
** Кстати, именно с такой обыкновенной 11-ой аудитории и началась Театральная
Мастерская М.Туманишвили, ставшая впоследствии Театром киноактера при студии
«Грузия-фильм».
205
Таким образом были поставлены «Тартюф», «Ромео и Джульетта»,
«Макбет»*, и во всех случаях, на мой взгляд, они неплохо получились.
Самое главное, что «живые картины» — это способ проверить
Выстроенный воображением режиссера событийный ряд, который
Пунктирно выявляет суть авторского и режиссерского замысла.
|
|
Во время создания «живых картин» режиссер «лепит» свой
Сценический рассказ только из того, что ему обязательно нужно
Высказать. Он «лепит» этот рассказ, находясь среди актеров, в самой
Гуще их коллектива и вместе с ними, а не сидя за режиссерским
Столиком. Он находится всегда в самой середине своего «живого
Пластилина», который мыслит, действует, чувствует, сопротивляется.
Если они договорятся, если актеры пойдут за режиссером, тогда они
Поведают людям нафантазированные ими рассказы о секретах
Человеческого бытия, о взаимоотношениях людей, об их чувствах и
Переживаниях, расскажут о людях посредством людей, ради их самих. А
Ведь это и есть суть режиссерской профессии.
Очень любопытный опыт был проделан на материале пьесы «Дон
Сезар де Базан» (третья картина), когда «вылепливались» картины-
Фазы, по которым намечалась линия сквозного действия и логики
Поведения всех действующих лиц, даже бессловесных. Это было
Реально ощутимое выстраивание действенных ходов — тут же, на
Середине площадки, когда включены одновременно тело и психика,
Разум и подсознание.
Такого рода работа, конечно, подразумевает обязательный контроль
Пьесой.
Заключение
В данной главе приведены лишь некоторые из упражнений на
Импровизацию, которые используются на практике, в работе по
Воспитанию творческого воображения у студента в той сфере
Творчества, которая является основной в театральном искусстве, — при
Выстраивании действенных линий и поведения героев на сцене.
Результатом таких импровизаций будет то, что студент по первому
Сигналу руководителя вскочит со стула и всем своим телом и психикой,
Своими нервами, руками и ногами, всем своим нервным аппаратом
Начнет действовать на середине класса, а не будет во время застольного
Периода сидеть в мягком кресле и, не спеша и позевывая, рассуждать и
спорить о пьесе вообще. А как наши актеры это любят!
Актер должен мыслить в действии, так же, как канатоходец, прямо на
Канате, а не теоретически, напоминая этим плохих научных работников-
Демагогов. Сфера нашего искусства — воображение действованием.
Воспитывая студентов, мы обязаны приучать их именно к этому.**
* Речь идет о студенческих работах на курсе M.T.
** Для того, чтобы процесс «практической режиссуры», как это называет М.Т., стал
Понятнее читателю, в Приложении к книге мы печатаем его более подробный план-
Конспект ведения учебного процесса со студентами.
Для заметок
ПРИЛОЖЕНИЕ
208
Глава I
НАУКА И ИСКУССТВО
Разбираясь в сложных обстоятельствах окружающего нас мира, в
Формулах и законах творческого процесса, мы обычно мысленно
Обращаемся к «детству человеческого рода», которое наука называет
Палеолитом.
Вспоминая, по прочитанному и изученному, потребности и
Стремления первобытного человека, обнаруживая причинные связи и
Нормы его поведения, мы, тем самым, как бы упрощаем сложные модели
И докапываемся до сути явлений и процессов современного общества.
Во всяком случае, пытаемся докопаться.
В такие минуты в воображении возникают самые невероятные
Картины и видения. Человек, который сегодня «звучит» так гордо, когда-
То голышом с дубинкой в руках бродил по планете Земля в поисках пищи
И пристанища. Это было приблизительно миллион лет тому назад.
Может быть, немножечко меньше.
Вот он, наш прародитель, идет, озираясь по сторонам, окруженный
|
|
Миром, который, чаще всего, несет ему смерть, холод, голод, подвергает
Невероятному количеству опасностей. Они подстерегали его на каждом
Шагу, и, для того чтобы выжить, чтобы миллион лет спустя смогли