Составляется рассказ режиссера, выявляют идею, волнующую его

Ритмическое ощущение событий, изображен ных в пьесе,

Эмоциональный настрой по отношению к фактам и, что самое главное,

Определяют его возможности сочинять пластический образ будущего

Спектакля через актеров.

Делаются «картины» обычно так. Студенты одеваются в черные

Облегающие рабочие костюмы, к которым добавляются, в зависимости

От литературного материала, необходимые элементы (плащи,

Воротнички, шляпы, шпаги и т.д.). Лучше, если эти детали будут в цвете,

Это всегда оживляет общий рисунок «картины». Вообще, таких деталей

Должно быть как можно меньше — только самое необходимое. Кроме

Этого, студенты могут использовать кубики, стулья, кресла, столы и все,

Что понадобится. Иногда одна точная деталь сразу создает необходимую

Атмосферу и настроение.

Хорошо, если есть возможность создать сзади нейтральный фон

(лучше серый холст, в крайнем случае — белый, но только не темный), а

Впереди устроить подобие старинной рампы со свечами. Может быть,

Впереди хорошо было бы создать из реек и фанеры изящную

Сценическую зеркало-рамку, куда будет вписываться композиция «живой

Картины».

Хорошо, если режиссер будет пользоваться шумами и даже музыкой,

Которую он может записать на магнитофон или изобразить вживую. Все

Шумовые аппараты студент сделает сам при помощи товарищей. Для

Показа и репетиций «картин» можно использовать обыкновенную

институтскую аудиторию, совсем не обязательно идти на сцену.**

Заранее намеченная и отработанная серия мизансцен, из которых и

Состоят «живые картины», делается по условному сигналу (колокол,

Хлопок, удар в доску, в рельсу или что-нибудь другое). Переходы от одной

Мизансцены к другой можно осуществлять в темноте, но еще лучше,

Чтобы зритель видел, как готовятся исполнители, как сразу по сигналу

Все организуется в эмоциональный рывок, — это самое дорогое и

Любопытное в «живых картинах».

* Спектакль «Федра» Расина поставлен М.Т. в 1969 году.

** Кстати, именно с такой обыкновенной 11-ой аудитории и началась Театральная

Мастерская М.Туманишвили, ставшая впоследствии Театром киноактера при студии

«Грузия-фильм».

205

Таким образом были поставлены «Тартюф», «Ромео и Джульетта»,

«Макбет»*, и во всех случаях, на мой взгляд, они неплохо получились.

Самое главное, что «живые картины» — это способ проверить

Выстроенный воображением режиссера событийный ряд, который

Пунктирно выявляет суть авторского и режиссерского замысла.

Во время создания «живых картин» режиссер «лепит» свой

Сценический рассказ только из того, что ему обязательно нужно

Высказать. Он «лепит» этот рассказ, находясь среди актеров, в самой

Гуще их коллектива и вместе с ними, а не сидя за режиссерским

Столиком. Он находится всегда в самой середине своего «живого

Пластилина», который мыслит, действует, чувствует, сопротивляется.

Если они договорятся, если актеры пойдут за режиссером, тогда они

Поведают людям нафантазированные ими рассказы о секретах

Человеческого бытия, о взаимоотношениях людей, об их чувствах и

Переживаниях, расскажут о людях посредством людей, ради их самих. А

Ведь это и есть суть режиссерской профессии.

Очень любопытный опыт был проделан на материале пьесы «Дон

Сезар де Базан» (третья картина), когда «вылепливались» картины-

Фазы, по которым намечалась линия сквозного действия и логики

Поведения всех действующих лиц, даже бессловесных. Это было

Реально ощутимое выстраивание действенных ходов — тут же, на

Середине площадки, когда включены одновременно тело и психика,

Разум и подсознание.

Такого рода работа, конечно, подразумевает обязательный контроль

Пьесой.

Заключение

В данной главе приведены лишь некоторые из упражнений на

Импровизацию, которые используются на практике, в работе по

Воспитанию творческого воображения у студента в той сфере

Творчества, которая является основной в театральном искусстве, — при

Выстраивании действенных линий и поведения героев на сцене.

Результатом таких импровизаций будет то, что студент по первому

Сигналу руководителя вскочит со стула и всем своим телом и психикой,

Своими нервами, руками и ногами, всем своим нервным аппаратом

Начнет действовать на середине класса, а не будет во время застольного

Периода сидеть в мягком кресле и, не спеша и позевывая, рассуждать и

спорить о пьесе вообще. А как наши актеры это любят!

Актер должен мыслить в действии, так же, как канатоходец, прямо на

Канате, а не теоретически, напоминая этим плохих научных работников-

Демагогов. Сфера нашего искусства — воображение действованием.

Воспитывая студентов, мы обязаны приучать их именно к этому.**

* Речь идет о студенческих работах на курсе M.T.

** Для того, чтобы процесс «практической режиссуры», как это называет М.Т., стал

Понятнее читателю, в Приложении к книге мы печатаем его более подробный план-

Конспект ведения учебного процесса со студентами.

Для заметок

ПРИЛОЖЕНИЕ

208

Глава I

НАУКА И ИСКУССТВО

Разбираясь в сложных обстоятельствах окружающего нас мира, в

Формулах и законах творческого процесса, мы обычно мысленно

Обращаемся к «детству человеческого рода», которое наука называет

Палеолитом.

Вспоминая, по прочитанному и изученному, потребности и

Стремления первобытного человека, обнаруживая причинные связи и

Нормы его поведения, мы, тем самым, как бы упрощаем сложные модели

И докапываемся до сути явлений и процессов современного общества.

Во всяком случае, пытаемся докопаться.

В такие минуты в воображении возникают самые невероятные

Картины и видения. Человек, который сегодня «звучит» так гордо, когда-

То голышом с дубинкой в руках бродил по планете Земля в поисках пищи

И пристанища. Это было приблизительно миллион лет тому назад.

Может быть, немножечко меньше.

Вот он, наш прародитель, идет, озираясь по сторонам, окруженный

Миром, который, чаще всего, несет ему смерть, холод, голод, подвергает

Невероятному количеству опасностей. Они подстерегали его на каждом

Шагу, и, для того чтобы выжить, чтобы миллион лет спустя смогли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: