Стиль эпохи, он никогда не найдет точной сценической формы. Режиссер

Должен уметь «читать стили», — это одна из сторон его профессии.

История человечества — это и есть история стилей. А разве не то же

Самое происходит и в современном искусстве отдельных театральных

Коллективов? Меняется время, меняются направления и стили. За какие-

Нибудь пятьдесят лет в Театре Ш.Руставели изменился стиль и лицо

Театра. Возьмем для примера несколько спектаклей, которые

Характеризуют изменение манеры игры и постановки спектаклей в этом

театре:

* Сандро Ахметели — основоположник грузинского режиссерского театра наряду с Котэ

Марджанишвили. Его судьба, и личная, и творческая, во многом сходна с судьбой

Вс.Мейерхольда.

222

Это путь тенденций. Это смена школ и направлений в одном театре.*

Стиль — это одна из проблем, которую должен освоить режиссер.

Если хотите, уровень режиссерской образованности можно определять

По степени его осведомленности в стилях. Это очень важно для театра.

Стиль надо изучить в подробностях, точно знать все нормы, все

Особенности его. Надо хорошо разбираться в школах и направлениях

Театра, начиная с самого древнего и до сего дня, — и не только театра, а

И живописи, музыки, скульптуры и архитектуры.

«Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги,

Спектакль К.Марджанишвили (1922)

«Анзор» С.Шаншиашвили, спектакль С.Ахметели (1928)

* «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги — самый знаменитый спектакль

К.Марджанишвили (1922). «Анзор» С.Шаншиашвили — один из самых известных

Спектаклей С.Ахметели (1928). «Отелло» В.Шекспира — скорее всего, речь идет о

Спектакле актера и режиссера А.Васад-зе (1948). «Царь Эдип» Софокла — спектакль

Д.Алексидзе (1956). «Такая любовь» П.Когоута — спектакль М.Туманишвили (1959).

«Кваркваре» П.Какабадзе — спектакль Р.Стуруа (1974), в котором режиссер уже нащупал

Стиль того театра, с которым московский зритель, широкая публика познакомились по

«Кавказскому меловому кругу» Б.Брехта (1975). Каждый из вышеперечисленных

Режиссеров был в разные годы главным режиссером Театра имени Ш.Руставели.

223

Глава III

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Всякая мифология преодолевает, подчиня-

Ет и формирует силы природы в воображе-

Нии и при помощи воображения.

Карл Маркс

Человек стремится познать мир, чтобы его упорядочить. Для этого он

В своем воображении сочиняет модель будущего мира таким, каким он

Хочет его увидеть.

Греческие мифы создали грациозную и стройную картину

Мироздания, модель государственного устройства, какой мечтали ее

Увидеть и представляли себе древние греки: штаб-квартирой

Всемогущих богов является гора Олимп, отсюда, с высоты этой горы-

Курорта, боги решают судьбы людей. Верховный владыка богов и людей

— великий Зевс: он повелевает громом и молниями, устанавливает на

Земле и среди богов порядок и законы. Рядом с громовержцем восседает

Его супруга, покровительница брака и рождения Гера и любимая дочь их

Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. Тут же — повелитель

Морей, брат Зевса Посейдон с волшебным трезубцем. Богиня любви

Афродита, родившаяся из пены морской, золотыми гребешками

Расчесывает свои великолепные волосы. А ее сын, шалунишка Эрот,

Мечет свои стрелы в сердца богов и людей, точно так же, как греческие

Мальчики стреляют из рогатки по воробьям. Почетное место здесь

Занимает богиня охоты Артемида и ее сияющий брат, бог света Аполлон

— бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. У него обширные

Знакомства — он меценат, покровитель поэтов, музыкантов, художников.

При нем — его заместители (прямо как в современных министерствах),

Девять муз, среди которых Мельпомена, покровительница трагедии,

Талия — комедии, Терпсихора — танца, Каллиопа — эпической поэзии и

Другие. На Олимпе восседает и кровожадный бог войны Арес (министр

Обороны и вооруженных сил), и покровитель торговли, изворотливый и

Хитрый Гермес. Рядом с ним пирует и веселится бог виноградной лозы

Дионис.

Олимп населен множеством богов, которых греки представляют себе

В виде людей, только людей более совершенных, чем они сами,

Обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во

Всем остальном они ничем не отличаются от людей: так же проводят

Время в наслаждениях и пирах, без ограничения поглощая пищу (в

Данном случае, особую, божественную, — амброзию и нектар),

Враждуют, страдают, любят, даже развратничают (вспомним Зевса,

Совершившего много всякого рода непристойностей), веселятся.

Это и есть модель идеального мироустройства рабовладельческой

Формации: патриции повелевают и покровительствуют, плебеи

Трудятся, производят и подчиняются. Во всяком случае, древним грекам

Эта модель казалась идеальной. Об этом, конечно, можно спорить, но

Нельзя не согласиться, что это великолепный художественный образ.

Олимп — плод людской фантазии, продукт творчества. Созданный

Воображением человека, он выступает как бы соединительным звеном

Между действительностью и мечтой, воплощает вечное стремление

224

Человека как можно лучше устроить свою жизнь в этом мире. Ведь

Говорит же пословица: «Ноги на земле — взор к звездам».

Образ сочетает в себе непосредственное, живое созерцание мира со

Способностью к абстрактному мышлению. Художественный образ

Мышления всегда отличается конкретностью. Произведение искусства

Лишь тогда полноценно, когда оно заставляет поверить в себя как в

Реальное явление жизни. В Венеции, во дворце Дожей, в зале Сената,

один из туристов вполне серьезно спросил гида:

— А с какого места произнес свою речь Отелло? И получил

смущенный ответ:

— В Сенат Венецианской республики имели право входить только

Чистокровные аристократы. Мавра никто бы сюда не пустил. Так что, все

это выдумки Шекспира!

В прекрасной Вероне вам показывают «дом Джульетты», «дом

Ромео». А в испанском селении Ламанче вы нанесете глубокое

Оскорбление жителям, е сли выкажете сомнение в подлинности

Существования не только Дон-Кихота, но даже его домика.

И совсем не случайно, что общество людей, желая подчеркнуть

Подлинную реальность любимых образов, ставит им памятники. Всем

Известны памятники мальчишкам — героям Марка Твена, Фаусту и

Мефистофелю, Рыцарю печального образа и многим другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: