Которые обычно сосредотачивались вокруг выдающихся мастеров или

Целой группы мастеров, имели свои особенности в художественном

Методе и занимали в стиле свое неповторимое место.

В каждом стиле — десятки школ, и каждая из них — разновидность

Одного стиля. Есть направления прогрессивные, подготовляющие и

Предугадывающие будущие перемены, и есть школы, которые сами по

Себе не создают великого искусства, но готовят почву для этого. В этом

Вечном противоречии и противодействии — закономерность развития и

Движения.

Школы очень отличаются друг от друга, хотя и не теряют

Художественных связей со своим стилем. Не надо путать их, а надо

Очень подробно изучать и, что самое главное, как можно точнее

Определять связь школы с общественной жизнью ее страны и народа,

И тогда постепенно перед нашим взором возникнет весь грандиозный

Горный массив человеческой культуры. Для того, чтобы изучить его и

Понять, разобраться в нем, нужна, вероятно, не одна жизнь.

Вот вокруг величайшей вершины (РЕАЛИЗМ) — ореол

Разновысотных гор. НАТУРАЛИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (Гоголь,

Достоевский), СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Сквозь мягкую дымку

Просматривается реалистическое направление чистого цвета, давшее

Миру Ван-Гога, Сезана, Гогена, Ренуара, Дега, Родена, а в театре —

Макса Рейнгарда.

Это ИМПРЕССИОНИЗМ, великое открытие. К концу XIX и в начале XX

Веков рождается очень много направлений и школ. Между отдельными

Группами художников возникают противоречия в понимании роли и

Назначения искусства в общественной жизни. Между ними отсутствует

Единая стилистическая направлен ность. Это период, когда

Выкристализовываются устои нового мира. Человечество взбудоражено,

Человечество ищет новых путей в будущее. Этот процесс проявляется

По-разному. Возникают и, не успевая развиться и утвердиться, исчезают

ЭКСПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ФУТУРИЗМ, К УБИЗМ,

АБСТРАКЦИОНИЗМ, СЮРРЕАЛИЗМ, МАНЬЕРИЗМ. Можно выделить

Еще НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОРОМАНТИЗМ. По сути дела, их все и не

Перечтешь.

Как бабочки над цветами, мы пропорхали над этими главными

Стилистическими царствами человеческой культуры. Все они отражают

Конкретные эпохи, конкретные взаимоотношения членов общества и их

Конкретные мировоззренческие позиции.

И стоят эти царства стилей совершенно обособленно друг от друга,

Каждое обладает своей неповторимой стилистикой. У ворот этих царств

Большие надписи: «Возрождение», «Импрессионизм», «Готика»,

«Классицизм», «Египет — древнее царство», «Эпоха «бури и натиска» и

Т.п. И хотя все они возникали в связи друг с другом, выходя одно из

Другого, влияя друг на друга, постепенно каждое выкристаллизовалось в

Особенное, неповторимое царство стиля, и на всех — печать их

Идеологии.

Мы говорим «Византия» — и сразу перед глазами возникает базилика

И мозаика. Говорим «Антика» и вспоминаем Парфенон, готика

Связывается у нас с Нотр-Дамом, мавританское искусство

Ассоциируется в нашем сознании с прекрасным арочным дворцом в

Кордове. Мы говорим «Поликлет», и вспоминаем эпоху расцвета

Греческой античной демократии, мы говорим «Давид», и связываем имя

Этого художника с Французской революцией.

Но что же такое СТИЛЬ? Этим латинским словом древние греки

Называли ма неру письма, способ изложения. Почему? Говорят,

Что стилем называли метал лический карандаш, которым греки

Писали на восковых дощечках. Я беру крат кий словарь по эстетике

И выписываю отт уда: «Стиль - исторически сл ожившая-

221

Ся относительно устойчивая общность образной системы, средств и

Приемовху-дожественного выражения, обусловленная единством

Идейного содержания искусств». Если сказать по-другому, то стиль в

Искусстве — это взятые вместе особенности произведений, отличающие

Эпоху или искусство целого народа. СТИЛЬ — это единство в

Многообразии. СТИЛЬ — это мировоззрение определенной эпохи,

Определенных классов, выражаемое через художественные образы.

СТИЛЬ — это идеология в искусстве, продукт идеологии.

Натурализм — не жанр, а стиль. Когда Мейерхольд обвинил

Станиславского в натурализме, шел разговор о стиле. Мейерхольду

Казалось, что этим стилем (способом) нельзя отражать те грандиозные

Революционные процессы, которые происходили в то время в

Государстве. Фактически, это был спор, борьба. В поисках более точной

Художественной позиции Вахтангов даже придумал себе стиль —

фантастический реализм. То же самое происходило и с Ахметели*. Его

Приверженность романтико-героическому стилю (такого стиля не

Существовало в природе, но это надо понимать, как романтический,

Исследующий «исключительные характеры в исключительных

Обстоятельствах») — это идеологическая его позиция, а не просто выбор

Художественных средств самих по себе. Это очень важно.

Итак, экономический базис эпохи, а над ним возвышается его

Надстройка — идеология данного базиса. Эта идеология выражается в

Искусстве через определенный стиль.

Но было бы ошибкой думать, что стили (и направления) возникали

Сразу, как по команде, в ответ на смену системы производственных

Отношений. Эти процессы — постепенные, длительные, которые в

Каждом государстве возникают в особых условиях и проявляются в

Разных формах. Точно так же смена формации в разных странах и

Государствах происходила в разное время и по-разному.

С т и л ь н а щ у п ы в а л с я н е з а м е т н о, о р г а н и з о в ы в а л с я,

Выкристаллизовывался медленно, а потом наиболее ярко выражался в

Искусстве гениального художника, становясь эталоном подражания для

Других, маяком целого стиля-направления. Один художник в данном

Стиле обогащал другого, а вокруг множились эпигоны-ремесленники.

Режиссеру необходимо точно знать и уметь «читать» стили.

Это так

Же необходимо, как музыканту — чувствовать и знать стилевые

Отличия музыки Генделя и Гайдна, Баха и Моцарта, Шуберта и Шопена,

Понимать разницу между, например, полифоническим строгим стилем и

Венской классической школой.

Ведь если режиссер, работая над постановкой классического

Произведения, не способен «вычитать» его стилистические

Особенности, если не сможет в эскизах художника точно определить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: