Зывать посредством воображения. И
Ничего больше.
Микеланджело Антониони
Пытливый наблюдатель видит мир таким, каков он есть на самом
Деле, а не таким, каким он лишь кажется. Когда во время какого-нибудь
Происшествия мы просим человека стать его свидетелем, мы, тем
Самым, заставляем его наблюдать за происшествием с большей
Заинтересованностью. Мы просим его сконцентрировать свое внимание
На чем-то не для того, чтобы только смотреть, но и видеть насквозь,
Отделить важное от второстепенного, существенное от случайного. Если
Свидетель не сконцентрирует своего внимания на главном, если впос-
Ледствии не сумеет рассказать о сути события, то может, сам того не
Желая, стать лжесвидетелем и спровоцировать неправильное решение
Судей. Он должен видеть суть явления. Яблоки всегда падали с дерева,
Но только Ньютон увидел в этом факте закономерность и вывел
Формулу.
Художник, как и ученый, способен выявить суть явления и выразить
Эту суть в конкретном образе. Если он при этом еще и очень талантлив, то
Его образы будут иметь такую же уникальную ценность, как и научная
Формула.
Восприятие явлений действительности есть отражение их свойств. В
Результате восприятия этих явлений (вещей) рождается представление,
Образы того, что воспринималось раньше. Образ — продукт фантазии,
Воображения.
Воображение есть производное от реального. Самая невероятная
Выдумка всегда имеет под собой реальную основу. Действительность,
Словно трамплин, дает толчок фантазии. Никогда никто не видел в жизни
Кентавра, никогда никто не встречался с Мельпоменой или Терпсихорой,
Но наше воображение создало их и «населило» ими наши понятия о
Мудрости, трагедии и танце.
Прекрасна и точна формула творческого воображения в присказке
Грузинской сказки «Было то или не было», где сочетаются реальность и
Вымысел, правдоподобие и необыкновенное. Из этих двух элементов и
Рождается совершенно новое, доселе небывалое производное.
Впоследствии самостоятельно существующее.
225
Механизмы сбора, обработки и хранения жизненных впечатлений
Обеспечивают мышление и воображение человека материалом, который
Он использует при необходимости, а умение пропускать через себя
Накопленный при наблюдении за жизнью материал (факты, эмоции,
Впечатления, поведение людей и животных) и есть творческое
Воображение. Воображение помогает дополнять, уточ нять,
Организовывать явление, жизненный факт, помогает преображать его
Для того, чтобы легче было его освоить, подчинить себе, объяснить его
Суть. «Подобно математикам и физикам, я создаю себе модели
Всевозможных человеческих взаимоотношений», — пишет Дюрренматт.
Трудно назвать вид деятельности человека, в котором бы в меньшей
Или большей степени не участвовало воображение. Идея, рожденная в
Технике, обычно находит свое отражение в искусстве. Используя
Вымысел, создавая образ, который является отражением технического
Открытия, искусство намечает перспективу, рисует мечту о будущем,
Выявляет стремление человека «объять необъятное». Разве великий
Фантаст Жюль Берн не создал модели летающих и плавающих
Снарядов? Разве греки в своих мифах не создали прообразы будущих
Машин (Икар — идея самолета, огнедышащие быки — идея трактора и
Т.п.). «Воображение преодолевает неясности, заполняет пробелы и
Детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая
Соответствующие образы, влияет на наше поведение», — пишет
Р.Натадзе в своей книге «Воображение как фактор поведения».
Каковы же источники воображения? Это воспоминания,
Внешние и внутренние раздражители.
Так же, как во сне, в воображении человека сплетаются между собой
Видения прошлого и настоящего. Человек во сне перемалывает
Жерновами своего воображения миллионы видений, запечатленных в
Его памяти, подсознательно конструирует случайные ряды событий и
Образов. Комбинации и вариации этих впечатлений создают
Полуреальные видения. Великий физиолог И.М.Сеченов говорил, что
Сновидения — это небывалые сочетания из бывалых впечатлений.
Но если во сне это происходит бессознательно, то во время
Творчества процесс становится волевым. Человек заставляет свое
Сознание выискивать в складах своих запоминающих устройств
Эмоциональные видения и факты, вытаскивать нужные из них в данном
Случае, а затем, складывая и вычитая, умножая и деля, монтирует и
Конструирует из отдельных деталей невидимые доселе образы и
Небывалые события.
Виды творческого воображения могут быть разными: или это
Мечтания вообще, больше имеющие сходство со сновидениями, или же
Они активны, творчески подчинимы конкретным желаниям и руководимы
Ими, потребностью, идеей. Так же, как математики, художники и поэты
Создают свои произведения гармоничными и точными только в том
Случае, если они составлены из идей.
«Вопрос: Как начинается процесс работы?
Ответ: С темы, маленькой идеи, которая развивается во мне.
Идея следующего фильма, который я собираюсь снимать в Америке,
Пришла ко мне так, что я не могу объяснить, — это значило бы рассказывать
Фильм. Но кто-то рассказал мне абсурдный эпизод. Я пошел домой и начал
Думать об этом, и на маленьком эпизоде начал строить и строить, пока не
Понял, что у меня получилась целая история. Это огромное количество
Материала собирается от наблюдений и замечаний. Лучший мой отдых —
Наблюдение. Вот почему я люблю путешествовать, смотреть на новые
Вещи, на лица. Я могу часами стоять. Смотреть, наблюдать, запоминать.
Знаете, когда я был мальчиком, я забирался на подоконник и смотрел в
Чужие окна. Да, я был сумасшедшим, хотел видеть все,
226
Что происходило за окнами. История, которую ты выдумываешь,
Вырастает инстинктивно из наблюдений, разговоров, созерцаний»
(Микеланджело Антонио-ни. Из интервью).
Каков механизм этого процесса? Как жизненный факт превращается в
Художественный образ?
Возьмем, для примера, одну из самых популярных сказок о Красной
Шапочке. Многие исследователи видят в основе этой сказки
Использование древнейших мифов. Например, видят в Красной Шапочке