Мое дело - рассказывать истории, расска-

Зывать посредством воображения. И

Ничего больше.

Микеланджело Антониони

Пытливый наблюдатель видит мир таким, каков он есть на самом

Деле, а не таким, каким он лишь кажется. Когда во время какого-нибудь

Происшествия мы просим человека стать его свидетелем, мы, тем

Самым, заставляем его наблюдать за происшествием с большей

Заинтересованностью. Мы просим его сконцентрировать свое внимание

На чем-то не для того, чтобы только смотреть, но и видеть насквозь,

Отделить важное от второстепенного, существенное от случайного. Если

Свидетель не сконцентрирует своего внимания на главном, если впос-

Ледствии не сумеет рассказать о сути события, то может, сам того не

Желая, стать лжесвидетелем и спровоцировать неправильное решение

Судей. Он должен видеть суть явления. Яблоки всегда падали с дерева,

Но только Ньютон увидел в этом факте закономерность и вывел

Формулу.

Художник, как и ученый, способен выявить суть явления и выразить

Эту суть в конкретном образе. Если он при этом еще и очень талантлив, то

Его образы будут иметь такую же уникальную ценность, как и научная

Формула.

Восприятие явлений действительности есть отражение их свойств. В

Результате восприятия этих явлений (вещей) рождается представление,

Образы того, что воспринималось раньше. Образ — продукт фантазии,

Воображения.

Воображение есть производное от реального. Самая невероятная

Выдумка всегда имеет под собой реальную основу. Действительность,

Словно трамплин, дает толчок фантазии. Никогда никто не видел в жизни

Кентавра, никогда никто не встречался с Мельпоменой или Терпсихорой,

Но наше воображение создало их и «населило» ими наши понятия о

Мудрости, трагедии и танце.

Прекрасна и точна формула творческого воображения в присказке

Грузинской сказки «Было то или не было», где сочетаются реальность и

Вымысел, правдоподобие и необыкновенное. Из этих двух элементов и

Рождается совершенно новое, доселе небывалое производное.

Впоследствии самостоятельно существующее.

225

Механизмы сбора, обработки и хранения жизненных впечатлений

Обеспечивают мышление и воображение человека материалом, который

Он использует при необходимости, а умение пропускать через себя

Накопленный при наблюдении за жизнью материал (факты, эмоции,

Впечатления, поведение людей и животных) и есть творческое

Воображение. Воображение помогает дополнять, уточ нять,

Организовывать явление, жизненный факт, помогает преображать его

Для того, чтобы легче было его освоить, подчинить себе, объяснить его

Суть. «Подобно математикам и физикам, я создаю себе модели

Всевозможных человеческих взаимоотношений», — пишет Дюрренматт.

Трудно назвать вид деятельности человека, в котором бы в меньшей

Или большей степени не участвовало воображение. Идея, рожденная в

Технике, обычно находит свое отражение в искусстве. Используя

Вымысел, создавая образ, который является отражением технического

Открытия, искусство намечает перспективу, рисует мечту о будущем,

Выявляет стремление человека «объять необъятное». Разве великий

Фантаст Жюль Берн не создал модели летающих и плавающих

Снарядов? Разве греки в своих мифах не создали прообразы будущих

Машин (Икар — идея самолета, огнедышащие быки — идея трактора и

Т.п.). «Воображение преодолевает неясности, заполняет пробелы и

Детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая

Соответствующие образы, влияет на наше поведение», — пишет

Р.Натадзе в своей книге «Воображение как фактор поведения».

Каковы же источники воображения? Это воспоминания,

Внешние и внутренние раздражители.

Так же, как во сне, в воображении человека сплетаются между собой

Видения прошлого и настоящего. Человек во сне перемалывает

Жерновами своего воображения миллионы видений, запечатленных в

Его памяти, подсознательно конструирует случайные ряды событий и

Образов. Комбинации и вариации этих впечатлений создают

Полуреальные видения. Великий физиолог И.М.Сеченов говорил, что

Сновидения — это небывалые сочетания из бывалых впечатлений.

Но если во сне это происходит бессознательно, то во время

Творчества процесс становится волевым. Человек заставляет свое

Сознание выискивать в складах своих запоминающих устройств

Эмоциональные видения и факты, вытаскивать нужные из них в данном

Случае, а затем, складывая и вычитая, умножая и деля, монтирует и

Конструирует из отдельных деталей невидимые доселе образы и

Небывалые события.

Виды творческого воображения могут быть разными: или это

Мечтания вообще, больше имеющие сходство со сновидениями, или же

Они активны, творчески подчинимы конкретным желаниям и руководимы

Ими, потребностью, идеей. Так же, как математики, художники и поэты

Создают свои произведения гармоничными и точными только в том

Случае, если они составлены из идей.

«Вопрос: Как начинается процесс работы?

Ответ: С темы, маленькой идеи, которая развивается во мне.

Идея следующего фильма, который я собираюсь снимать в Америке,

Пришла ко мне так, что я не могу объяснить, — это значило бы рассказывать

Фильм. Но кто-то рассказал мне абсурдный эпизод. Я пошел домой и начал

Думать об этом, и на маленьком эпизоде начал строить и строить, пока не

Понял, что у меня получилась целая история. Это огромное количество

Материала собирается от наблюдений и замечаний. Лучший мой отдых —

Наблюдение. Вот почему я люблю путешествовать, смотреть на новые

Вещи, на лица. Я могу часами стоять. Смотреть, наблюдать, запоминать.

Знаете, когда я был мальчиком, я забирался на подоконник и смотрел в

Чужие окна. Да, я был сумасшедшим, хотел видеть все,

226

Что происходило за окнами. История, которую ты выдумываешь,

Вырастает инстинктивно из наблюдений, разговоров, созерцаний»

(Микеланджело Антонио-ни. Из интервью).

Каков механизм этого процесса? Как жизненный факт превращается в

Художественный образ?

Возьмем, для примера, одну из самых популярных сказок о Красной

Шапочке. Многие исследователи видят в основе этой сказки

Использование древнейших мифов. Например, видят в Красной Шапочке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: