Базилик и мозаичных портретов мучеников. Строится великий памятник

— храм Св.Софии в Константинополе. Театр находится под запретом.

ФУКЕ. В XI веке начинаются крестовые походы за спасение от

Нехристей гроба Господня. Идеология христианства, раньше

Проповедовавшая смирение, становится все воинственней. Поются

Мессы Спасителю, прославляют Господа бога, но Спаситель уже требует

Мести за свою кровь и муки. Европа покрывается кострами, на которых

Жгут еретиков. В искусстве это время отражено в стиле готики. Строятся

Монументальные, потрясающие мрачным величием храмы, уносящиеся

Ввысь к небесам: Нотр-Дам, Кельнский собор.

Греки, изучая мир, как разведчики, пытались найти закономерности в

Построении целого, объединить частности в единое миропредставление.

Средневековые ученые, уединившись в кельях монастырей, наоборот,

Стараются разложить мир на части и изучить каждую из них в

Отдельности. Оттачиваются приемы и способы лабораторного

Экспериментирования.

Каждая попытка обобщить частности в единую систему кончается

Костром.

217

ШЕКСПИР. ТЕАТР «ГЛОБУС». Крестовые походы дали возможность

Людям увидеть другие миры и другую жизнь, понять другие законы и

Узнать другую мораль. Много веков сознание, погруженное только в

Созерцание Бога и самого себя, как великое открытие восприняло все то,

Что оно увидело на Востоке. Появляются смельчаки-мореплаватели,

Которые открывают новые континенты, создают новые модели

Устройства планеты. Под видом поиска философского камня, ищут и

Находят составные элементы вещества. В результате опытов, накопив

Знания частностей, ученые Возрождения снова стараются восстановить,

Наподобие греков, уже обогащенную сведениями и законами модель

Мироздания. Возникает потребность понять, что является секретом

Бытия, природы вещей.

Это не могло не отразиться в искусстве. Оно заинтересовалось

Человеком. Художники начали изучать анатомию, пропорции,

Перспективу. Данте пишет свою великую «Божественную комедию»,

Джотто создает фрески, где мученики постепенно оттаивают и

Превращаются в живых людей. Боттичелли, Леонардо, Микеланджело,

Рафаэль, Тициан создают величайшие памятники культуры. Наступает

Эпоха ВОЗРОЖДЕНИЯ наук и искусств, торговли и открытий. Человеку

Захотелось пересмотреть систему своих убеждений и создать новую...

Каждый век предъявляет свои требования к театру, театр эпохи

Возрождения — это площадные представления гистрионов, это

Ярмарочные народные спектакли, это мистерии и миракли, сценическое

Изображение библейской истории и сцен из жизни Христа. Они были

Связаны с торжественными общегородскими театрализованными

Процессиями, в которых принимал участие весь город и все близле-

Жащие селения.

Время Шекспира рождает свой театр, в Испании — театр Лопе де

Руэда, Сервантес пишет для этого театра свои остроумные комедии. В

Италии процветает замечательный театр масок — КОМЕДИЯ ДЕЛЬ

АРТЕ. Возникла новая идеология: Богу противопоставлен человек.

Но все это не выходит за рамки науки и искусства, во всем остальном

Экономические отношения остаются без изменений, вассал должен во

Всем подчиняться своему сюзерену, так как зависит от него материально.

Наоборот, использовав все то, что открыло и создало человечество в

Этот период, феодализм стал сильнее, просвещеннее и богаче.

Постепенно возникает АБСОЛЮТИЗМ и все вытекающие из него

Последствия.

БАРОККО и классицизм рождаются и формируются параллельно, как

Стили единой эпохи, как художественные системы, в которых с

Различных позиций и различными средствами решаются задачи своего

Времени.

Образы барокко становятся более подвижными, активными,

Появляется энергичная, глубокая светотень, преувеличенные формы.

Образы становятся более конкретными и реальными, появляется явная

Связь с натурой. Эта эпоха представлена такими именами, как Веласкес,

Рембрандт, и самое сильное, что создала эпоха испанского

Абсолютизма, — барокко Эль Греко.

КЛАССИЦИЗМ. Во Франции царство классицизма. Корнель, Расин,

Мольер... Буало, теоретически обосновавший классицизм как стиль,

Пишет в своей «Поэтике»: «Но берегите взор от низменных предметов».

В стиле появляется строгий порядок, все по закону. Повышается интерес

К человеку и его психологии. Великий Мольер и его комедии начинают

Взрывать застывшее, вымеренное, напуд ренное. Идеология

абсолютизма — «Государство — это я!».

XVIII ВЕК. Период наибольшего расцвета АБСОЛЮТИЗМА.

Активизируется так называемое третье сословие. Против господствующего

Общественного строя выступают представители буржуазных слоев

Общества — просветители, отчего очень часто это время называют эпохой

ПРОСВЕЩЕНИЯ. Вольтер, Дидро, д'Аламбер выдвигают идеи

Преобразования феодального общества. Вольтер громит инкви-

218

Зицию. «Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах»,

— заявляет Жан-Жак Руссо. Так, внутри старой формации готовится

Идеология новой формации, капиталистической. Надстройка готовит

Смену базиса и принимает в этом процессе самое активное участие.

Великий Бомарше пишет комедию «Женитьба Фигаро». Это уже

Стрельба по зданию абсолютизма прямой наводкой. Об этой комедии

Наполеон потом скажет: «Революция в действии». В Веймаре творит

Гете. Молодой Шиллер становится во главе направления «бури и

Натиска». Моцарт сочиняет свою божественную музыку. Появляется

Новый театральный жанр — МЕЩАНСКАЯ ДРАМА. Для театра пишут

Шеридан, Гольдони, Лессинг. Театр старается приблизиться к

Повседневности. Просветители, призывая к царству разума,

Предвосхитили Французскую революцию.

ЛУИ-БАЛЕТ. Последние годы феодальной формации, всего какие-

Нибудь 60— 70 лет, и возникает стиль РОКОКО. Живопись лишается

Силы и глубины, но она красива и изящна. Декоративное искусство

Стремится к тому, чтобы восхищать взоры. Зеркала обрамляют нежной

Тонкой резьбой с изящными завитками, а в будуарах царят мягкие тона.

Женщины носят воздушные ткани, развевающиеся ленты, сажают на

Щеки задорные мушки, и румянят щеки, и красят губы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: