Особенности деятельности национально-культурных объединений

(на примере НКО Пермского края).

1. Исторический профиль. В данном профиле создаются специальные общеобразовательные школы на территории субъектов РФ, где формируется патриотическое воспитание, изучается история народа, культура, язык, литература.

Например: в ходе проекта «Пермский край – территория дружбы» дети различных этнокультурных групп (русских, коми-пермяков, татар, марийцев), посетили в течение нескольких дней специальные и общеобразовательные детские учреждения. «Дети получили возможность познакомиться с народной культурой территории, а также провели вместе игровые, психологические тренинги, мастер-классы по хореографии, акробатике, современному танцу, театральному искусству».

2. Краеведческий профиль. Создание музеев, клубов, библиотек, парков итд., при экспериментальных площадках при Центре этнопедагогики и развития народов. Например при такой площадке в Пермском крае был создан музей «Русская изба».

Работа музея построена по трём направлениям: научно-просветительская (мероприятия, связанные с традициями русского народа, народными праздниками), экспозиционная (выставки, встречи с народными умельцами), организационная (выявление, отбор, учёт, изучение и хранение музейных собраний). Данные учреждения формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.

3. Художественный профиль. В данном профиле открываются новые направления в учреждениях культуры, а также иногда и новые учреждения. Они представляют собой мероприятия, включающие народное игровое искусство, которое в свою очередь преобразуется в театральное явление. Так, например, в том же самом музее «Русская изба» была введена Этнотеатрализация. «Таким образом, этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания школьников способствует возникновению таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, которые позволяют приобщить учащихся к этническим ценностям и, как следствие, сформировать у них духовно-нравственные качества».

4. Спортивно-оздоровительный профиль. Данный профиль связан с физическим развитием людей разных национальностей и культур. Это могут быть различные мероприятия, конкурсы, интерактивные игры итд., имеющих статус международные. Примером может выступать Олимпийские игры.

Тема №7. Проведение фольклорных праздников и фестивалей

Ермакова О. В.

ФЕСТИВАЛИ народного художественного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождение национальных обычаев, традиций, ремесел.

Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры, способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в конкретном регионе, важным средством формирования этнической толерантности.

Содержание фестиваля народного художественного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и обмениваются самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были обусловлены их вековыми обычаями.

§ Востребованным и широко использованным способом формирования культуры межнациональных отношений в России стал фестивальный туризм, который предполагает посещение различного рода фестивалей: музыкальных, фольклорных, этнических, танцевальных с проведением дегустаций, участием в конкурсах и массовых весельях.

Проведение различных видов фестивалей в последние годы прочно вошло в повседневный обиход жизни современного общества, и стал одной из самых популярных и востребованных в мире форм массовых мероприятий. Фестивали условно разделились по жанрам, по видам, а также разделяют их в зависимости от времени и места проведения, от масштабности, от идейной направленности, от основной аудитории, от вида искусств. Фестиваль может функционировать и как систематически повторяемая культурная акция и как акция единовременная.

§ Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран Баренцева Евро-арктического региона; гранты самих культурных организаций и средства их национальных комитетов; средства национальных комитетов.

Фестивали народного художественного творчества динамично входят в жизнь больших и малых городов, а также поселков и деревень, становясь их важной культурной частью. Организация и проведение фестивалей народного художественного творчества имеет огромное значение и для сохранения и трансляции этнокультурного наследия.

ПРАЗДНИКИ. Совокупность народных традиций выражает собой способы построения праздника, художественно-выразительные средства, формы символического поведения и способы драматизации. В таких представлениях наблюдается переход обряда в игру, а обрядовая поэзия меняет свои функции и прикрепляется к массовому действу. Народные традиции и фольклор позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности и наделяют его массовым характером.

§ Следует отметить, что в современных массовых праздниках фольклорные принципы (традиционность, вариативность, коллективность и т. п.) позволяют найти оригинальные сценарно-режиссерские решения, заключающиеся в приемах реализации праздничного настроя, выборе места и времени, поиске образности и сценографии.

Особое место в активизации праздничной аудитории принадлежит традиционным народным персонажам: скоморохам, коробейникам, зазывалам, ряженым и т. п. В целом ряде сценариев функция этих персонажей сводится к тому, чтобы с первых минут праздника создать атмосферу радости и веселья, стимулировать активность аудитории: вовлечь в игру, в участие в традиционных конкурсах и забавах, молодецких игрищах.

Другие игры и забавы - прыгание через костер, игры «в горелки», поцелуйные игры - ассоциируются у зрителей-участников с праздником Ивана Купалы. Разнообразие состязаний, таких, как перетягивание каната, бег в мешках, силовые конкурсы, которые могут иметь место во многих сценариях массовых праздников, становятся уже, можно сказать, «общим местом» в современной празднично-игровой традиции. Таким образом, включенность публики в площадное действо является давней традицией и стремлением человека к игре, позволяющей перевоплощаться и раскрепощаться от условностей и повседневности.

Следует отметить, что еще одним аспектом активной деятельности, характерной для театрализованного фольклорного действия, является коллективная импровизация, которая выражается в спонтанной реакции человека на происходящее действо. Как правило, она выражается в массовых танцах, пении, играх. Потребность в такой импровизации свойственна любому человеку и отражается прежде всего в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация, которая является кульминационным моментом многих массовых праздников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: