Выполните лабораторный практикум, запишите уравнения соответствующих химических реакций, дайте ответы на контрольные вопросы

Для студентов 1 курса специальности 34.02.01 сестринское дело

Горловка 2019


Составители: Соловьянова Н.А. преподаватель органической химии высшей категории

 

Является методическим указанием к практическим работам по курсу "Химия" для студентов отделения 34.02.01 Сестринское дел

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии профессионально-ориентированных дисциплин специальности фармация

Протокол №____________от ______________________

Председатель ЦК ________________________________ Н.А.Соловьянова




Правила работы в лаборатории

 

1. Приступать к выполнению лабораторного практикума разрешается только после того, как студенты внимательно ознакомятся с темой работы,сделают краткую запись содержания опытов и уравнения соответствующих реакций в рабочей тетради.

 

2. В химической лаборатории разрешается работать только при наличии белого халата, шапочки или косынки. Каждому студенту отводится постоянное место работы, которое он должен держать в чистоте, не загромождать его посторонними предметами, не имеющих отношения к данной работе.

 

3. Каждый студент получает необходимые для работы всей группы приборы и реактивы и размещает их на рабочих местах. Концентрированные кислоты, щелочи, летучие вещества помещают в вытяжной шкаф. Выносить их из вытяжного шкафа запрещено.

 

4. Сыпучие реактивы следует набирать только сухим шпателем. Избыток вещества нельзя снова высыпать в стакан с реактивом, чтобы не пачкать его. Чтобы не спутать пробки и крышки от стаканов с реактивами необходимо после отбора реактивов их немедленно закрывать.

 

5. После выполнения опытов содержимое пробирок необходимо выливать в стакан с надписью "Сливы реагентов", которая находится в вытяжном шкафу.

 

6. Категорически запрещается выполнять опыты, которые не относятся к данной лабораторной работе.

 

7. После окончания работы необходимо помыть пробирки, сдать их дежурному, убрать свое рабочее место, выключить нагревательные приборы, электрическое освещение, воду, газ, вымыть руки.

 

Техника безопасности

1. Все опыты с ядовитыми, сильнопахнущим, летучими веществами, концентрированными кислотами и щелочами, а также нагревание и прокаливание необходимо выполнять только в вытяжном шкафу.

 

2. Опыты с веществами, которые легко воспламеняются, необходимо проводить вдали от огня.

 

3. При нагревании и кипячении растворов в пробирке надо пользоваться пробиркодержателем и держать пробирку так, чтобы ее отверстие было направлено в противоположную сторону от тех, кто работает рядом.

 

4. Нельзя наклоняться над пробиркой, в которой нагревают или кипятят жидкость, чтобы брызги не попали в лицо.

5. При необходимости определить запах газообразного вещества необходимо легким движением руки направить в себя струю воздуха и осторожно вдохнуть.

 

6. Щелочные металлы и кристаллические щелочи необходимо принимать только пинцетом или специальными щипцами. Необходимо надевать очки или специальную маску.

 

7. При разведении концентрированных кислот надо вливать кислоту в воду (а не наоборот!) Небольшими порциями по стеклянной палочке, непрерывно перемешивая раствор.

 

8. В случае возникновения пожара необходимо выключить все горелки, засыпать огонь песком или накрыть одеялом. В случае необходимости использовать огнетушитель или вызвать пожарную команду.

 

Оказание первой помощи

1. При ожогах концентрированными кислотами место ожога надо промыть сильной струей воды, затем-раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей 2%, после чего наложить повязку, смоченную раствором перманганата калия с массовой долей 2-4%.

2. При ожогах концентрированными растворами щелочей место ожога надо промыть сильной струей воды, затем-раствором борной или уксусной кислоты с массовой долей 1-2%.

3. При термических ожогах на обожженную зону необходимо сделать примочку из раствора перманганата калия или этилового спирта, а затем нанести мазь от ожогов.

4. При попадании кислоты, щелочи или других реактивов в глаза их следует промыть струей воды, а затем обратиться к врачу.

5. При отравлении сероводородом, хлором, парами брома, диоксидом азота, оксидом углерода (2) пострадавшего следует вывести на свежий воздух и направить к врачу.

6. В каждой лаборатории должна быть аптечка первой помощи.

7. В начале каждого семестра преподаватель проводит инструктаж группы студентов о соблюдении правил работы в химической лаборатории и техники безопасности. Студенты подтверждают знание правил безопасности. Студенты поддерживайте знание правил безопасности собственными подписями в журнале.



Практическое занятие № 2

По химии

Для студентов 1 курса 34.02.01 Сестринское дело

Дата:

Тема:" Качественные реакции на, спирты, фенолы, альдегиды. карбоновые кислоты.

Практические навыки:

· Составление формул изомеров спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот. Название их по номенклатуре ИЮПАК;

· Запись уравнений соответствующих реакций, характеризующих химические свойства спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот

· Соблюдать правила ТБ и охраны труда во время работы с ядовитыми веществами, работе со стеклом, работе с газовыми приборами

 

Выполните лабораторный практикум, запишите уравнения соответствующих химических реакций, дайте ответы на контрольные вопросы

ВНИМАНИЕ! ОПЫТЫ ПРОВОДИТЬ В вытяжном шкафу!

 

К работе допущен________________________________

 

№ опыта   Техника и алгоритм выполнения лабораторной работы Уравнение реакции Наблюдения и выводы
  №1     2     3     4   5     6   7   8   9 Опыт № 1. Окисления спирта этилового калий дихроматом в кислой среде(хромовая смесь). 1. В пробирку поместите 2 мл этанола, 2 капли 5% раствора дихромата калия и каплю 10% раствора серной кислоты. Полученный оранжевый раствор слегка нагрейте.над пламенем горелки до начала смены цвета, характерного для солей хрома (III). Одновременно ощущается залах уксусного альдегида (запах прелых антоновских яблок). 2. Запишите схему реакций окисления этанола. 3. Какой окислитель использован в данном опыте? По какому признаку можно судить, что происходит восстановительная реакция этого реагента? Опыт № 2. Свойства глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. 1. В пробирку поместите 2 капли 2% раствора сульфата меди (II) и 1 мл 10% раствора гидроксида натрия. Образуется голубой желеобразный осадок гидроксида меди (II). Добавьте 3 капли глицерина и встряхните раствор. Осадок гидроксида меди переходит в раствор, который приобретает интенсивно синий цвет. 2. Напишите химическую реакцию, лежащую в основе растворения осадка гидроксида меди (II). 3. Какой структурный фрагмент должен находиться в молекулах спиртов, растворяющий гидроксид меди (II)? 4. С какой целью можно использовать эту реакцию? 5. Можно ли использовать эту реакцию в случае необходимости различения глицерина и этанола?   Опыт № 3. Цветные реакции фенолов с Ферум( III )хлоридом. 1. Приготовьте 4 пробирки. В первую пробирку поместите одну каплю 3% водного раствора фенола, во вторую - 3 капли 1% раствора пирокатехина, в третью - 3 капли 1% раствора резорцина, в четвертую - 3 капли 1% раствора гидрохинона. В каждую пробирку добавьте по 1 капле 1% раствора хлорида железа (III). В первой пробирке появляется сине-фиолетовая окраска, во второй - зеленая, в третьей- сине-фиолетовая, в четвертой - зеленая, быстро переходящая в желтое. 2. С какой целью используются реакции фенолов с хлоридом железа (III) в фармацевтическом анализе. Опыт № 4 Получение уксусного альдегида реакцией окислением спирта этилового меди( II )оксидом . В пробирку поместите 1-2 мл этилового спирта. Медную спираль нагрейте в пламени газовой горелки до образования на поверхности спирали черного оксида меди (П) и быстро опустите в пробирку со спиртом. Такую операцию проведите несколько раз. Обратите внимание на запах образованного альдегида и изменения, происходящие с медной спиралью. Запишите химические реакции. Объясните, какой реагент является окислителем? Опыт № 5. Окисление формальдегида реактивом Толленса,   1. В чистую вымытую раствором соды пробирку поместите 1 мл 2% раствора нитрата серебра и добавьте по каплям 5% раствора аммиака до появления легкой мути (если во время встряхивания муть не исчезает, добавьте еще каплю аммиака. Добавьте каплями около 0,5 мл 1 % раствора формальдегида. Немного подогрейте пробирку над пламенем горелки до начала побурения раствора. Далее реакция идет без нагревания и металлическое серебро выпадает на стенках пробирки в виде блестящего серебряного зеркала. Чувствуется острый запах муравьиной кислоты. 2. Напишите схему реакций окисления формальдегида. 3. Какая функциональная группа обусловливает восстановительные свойства формальдегида? 4. Какой реагент используется как окислитель в данной реакции? 5. С какой целью используется реакция "серебряного зеркала" в фармацевтическом анализе? Опыт № 6. Окисление формальдегида: меди( II )гидроксидом. 1.В пробирку поместите 5 капель 10% раствора гидроксида натрия и 5 капель очищенной воды. Добавьте по каплям 2% раствор CuSO4 при этом выпадает осадок какой вид? Гидроксида меди (П) добавьте 3 капли 5% формальдегида и встряхните пробирку. Держа пробирку наклонно над пламенем горелки, осторожно нагрейте верхнюю часть раствора почти до кипения (кипятить не надо). В нагретой части пробирки начинает выделяться жидкий желтый осадок гидроксида меди (I), который затем краснеет вследствие образования оксида меди (II) красного цвета. Если пробирка была чистая, то на ее стенках может даже образоваться "медное зеркало" - налет металлической меди. Чувствуется запах муравьиной кислоты. 2. Какое вещество образуется в результате окисления формальдегида? Напишите химизм реакции. 3. Наличие какой функциональной группы в молекуле обуславливает восстановительные свойства формальдегида? 4. Какой реагент использован в данном опыте в качестве окислителя? 5. Какие признаки указывают на восстановление гидроксида меди (I)? Напишите схему реакции. 6. Сравните реакции взаимодействия формальдегида с гидроксидом Cu (II) и аммиачным раствором оксида серебра. Чем они похожи? Опыт № 7. Сравнение кислотных свойств карбоновых кислот на примере уксусной и бензойной кислот. В пробирки отдельно помещают по несколько капель, или кристаллов уксусной и бензойной кислот и добавляют к ним по 2 мл. воды. Если кислота не растворяется, смесь нагревают. С помощью чистой стеклянной палочки, смоченной раствором кислоты, наносят полоски на сухую индикаторную бумагу Когнго красный. Наблюдают появление окрашенных полос различной интенсивности. При воздействии слабых кислот индикаторная бумага Конго красный окрашивается в коричнево-черный цвет, впоследствии бледнеет. При действии более сильных кислот - в синевато - черный, сильных - в устойчивый синий цвет. Интервал перехода окраски Конго красного рН = 3,0 -5,0 (синий- красный) Опыт № 8. Качественная реакция на ацетат- -ион с ферум( III )хлоридом. 1. В пробирку поместите 2 мл 10% раствора ацетата натрия, каплями добавьте 1% раствор хлорида железа (III).Смесь окрашивается в темно - зеленый цвет. При нагревании образуется студенистый осадок гидроацетата железа.Затем происходит его гидролиз. 2. Напишите химические реакции, сделайте вывод о применении FeCl3 в качественном анализе одноосновных карбоновых кислот и их солей. Опыт № 9. Качественная реакция на бензойную кислоту и ее соли. В пробирку внесите 0,05 г бензойной кислоты, добавьте 6-8 капель 10% NaOH, встряхните пробирку, затем долейте 2 - 3 капли 1% раствора FeCl3, образуется розово - желтый осадок основного бензоата железа. Напишите схему реакций. Наблюдения запишите.        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: