Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

Федоров Алексей Александрович, Лалетин Александр Сергеевич

студентов 4 курса кафедры Уголовного права и Криминологии                                                                                     

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

Ерахтина Елена Александровна

научный руководитель

к.ю.н., доцент, зав. кафедры УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА,
КРИМИНАЛИСТИКИ И ОСНОВ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск

 

Аннотация: Статья посвящена изучению причин совершения преступлений в сфере незаконного оборота янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга. Характеризуется состав незаконного оборота драгоценных металлов, а также драгоценных камней.  

Ключевые слова: преступность, незаконный оборот, драгоценные металлы, драгоценные камни, экономическая сфера, уголовное законодательство.

Как известно, в настоящее время в России наблюдается довольно большой рост преступности в экономической сфере и сфера незаконного оборота драгоценных металлов и камней не является исключением, что соответственно имеет свои негативные тенденции. На наш взгляд, основными причинами активного развития преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и камней считаются деформация экономического, также семейно-бытового сознания. А деформациями экономического сознания, как правило, считаются различные виды корысти, также убеждение в невозможности правомерными путями решить стоящие перед человеком проблемы обеспечения достойного уровня жизни.

Деформация семейно-бытового сознания активно проявляется в столкновении интересов различных поколений, индивидуализме, эгоцентризме, психологической несовместимости людей, возникновении между ними конфликтов, осознании людьми ненадежности своего служебного и материального положения, а также социального статуса.

Наряду с указанными причинами необходимо обратить внимание на условия, которые оказывают влияние на негативные тенденции в динамике преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, а также драгоценных камней: во-первых, это спад производства, во-вторых, нарастание официальной, а также и скрытой безработицы, в-третьих, закрытие нерентабельных поселков и ограниченное финансирование государством социальной сферы.

На наш взгляд, в юридической литературе вопросам квалификации незаконного оборота драгоценных камней и металлов уделяется мало внимания. Итак, вопросам незаконного оборота янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга посвящена статья в Уголовном кодексе РФ – статья 191 «Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга» [5, с. 211]. Объектом преступления считаются общественные отношения по поводу правомерного оборота драгоценных металлов, а также природных драгоценных камней либо жемчуга.

В качестве предмета преступного деяния выступают драгоценные металлы, а также природные драгоценные камни и жемчуг. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. (в ред. от 13.12.2019) № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся серебро, золото, платина, а также металлы платиновой группы (иридий, палладий, рутений, родий и осмий) [2]. Указанный перечень драгоценных металлов может быть изменен исключительно федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом виде, состоянии, а также и в самородном, также и аффинированном виде (в сплавах, сырье, промышленных продуктах, полуфабрикатах, химических соединениях, ювелирных и других монетах, изделиях, отходах и ломе производства и потребления) [3, с. 197]. Драгоценными камнями считаются природные изумруды, алмазы, сапфиры, рубины и александриты, также и природный жемчуг в сыром (т.е. естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравнены уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. По существу жемчуг тоже относится к драгоценным камням. Но поскольку современные технологии позволяют изготовить искусственный жемчуг, в связи с этим  он и выделен отдельно. К жемчугу как предмету преступления в соответствии со ст. 191 УК РФ относится лишь жемчуг «ориенталь» и речной, масса которого измеряется исключительно в  каратах [4, с. 145]. Остальные виды жемчуга не считаются предметом рассматриваемого преступления.

В соответствии с действующим уголовным законодательством РФ (ст. 191 УК РФ) не относит к предмету вышеуказанного преступления бытовые и ювелирные изделия, также лом таких изделий, что противоречит норма Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Объективная сторона преступного деяния выражается непосредственно в совершении сделок с драгоценными камнями либо с жемчугом в нарушение правил, которые установлены законодательством России, и в их незаконном хранении, перевозке либо пересылке. Необходимо различать хранение, пересылку, а также перевозку драгоценных камней, металлов, природных (драгоценных) камней либо жемчуга.

Таким образом, в соответствии с правилами совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, жемчугом, а также исключения из них устанавливаются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Состав преступного деяния – формальный, поскольку деяние окончено с момента совершения хотя бы одного из предусмотренных в диспозиции вышеуказанной статьи действий. При всем этом обязательным признаком деяния считается размер совершаемого оборота, который должен быть только крупным.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Виновный осознает, что совершает незаконные манипуляции с драгоценными камнями и металлами, также желает совершить деяние такого рода. Субъектом считается физическое вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет. В соответствии со п. 2 ст. 191 квалифицированы виды состава:

– совершение деяния организованной группой либо

– группой лиц по предварительному сговору [1].

В целях снижения преступности в данной сфере разработаны ряд законодательных актов и практических рекомендаций, однако существует ряд некоторых проблем (причин, которые указаны в статье).

Таким образом, основными задачами государства и силовых структур являются:

1. выявление, а также пресечение ведения «теневого» бизнеса на рынке драгоценных камней и металлов (в частности, хозяйственной деятельности субъектов в отсутствие государственной регистрации предпринимательской деятельности);

2. обеспечение безопасности ведения бизнеса в сфере производства, добычи и использования драгоценных металлов и камней всеми хозяйствующими субъектами;

3. первоочередная защита от бандитизма, рэкета, а также рейдерства субъектов малого бизнеса;

4. помощь частному бизнесу в борьбе с хищениями драгоценных металлов и камней на предприятиях;

5. борьба с оборотом контрафактной ювелирной продукции;

6. борьба с контрабандным ввозом ювелирных изделий (продукций);

7. защита потребителей, а также участников рынков драгоценных камней и металлов от мошенничества с учетом специфики технического регулирования оборота данных товаров, участие в разработке, а также контроле за соблюдением технических регламентов, требуемых рынку драгоценных металлов и камней;

8. выявление и соответственно пресечение преступных деяний в сфере оборота драгоценных камней и металлов «теневых» и «серых» схем хозяйствования, фактически эквивалентных контрабанде.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: