Краткая схема кампании

39. В виду превосходства русских в сухопутных войсках всякая наступательная операция [против них] носит определенно рискованный характер. Если решение о проведении сухопутной наступательной операции будет все же принято, для достижения эффекта максимальной внезапности с тем, чтобы выбить русских из равновесия, можно с учетам вышеизложенного сделать вывод о целесообразности нанесения двух главных ударов двумя следующими армейскими группировками:

- на севере по оси Штеттин-Шнейдемюль-Быдгощ;

- на юге по оси Лейпциг — Коттбус-Познань и Бреслау.

40. Первоочередной целью здесь стал бы [выход на] линию Одер - Нейсе. Далее возможно наступление по общей линии Данциг - Бреслау. Однако степень продвижения на восток от линии Одер - Нейсе зависит от результата главного танкового сражения, которое, как показано выше, может произойти в этой зоне, то есть, на участке Шнейдемюль - Быдгощ - Бреслау - Глогау.

41. Следует учитывать, что если русские не отойдут из Богемии и Моравии, то по мере развертывания нашего наступления будет растягиваться и наш южный фланг, за которым нам придется пристально следить. В силу протяженности гор, начиная от Герлица, с юга на восток протяженность фронта будет возрастать по мере нашего продвижения вперед.

42. Следовательно, если к осени мы достигнем линии Данциг-Бреслау и боевые действия по-прежнему продолжатся, мы можем оказаться в сложной ситуации, перед выбором: либо мы продвигаемся вперед, растягивая в тяжелых погодных условиях наши коммуникации, либо в течение [длинной] восточноевропейской зимы удерживаем слишком протяженный для имеющихся в наличии сил фронт. Если продвижение за эту линию неизбежно, мы вполне можем оказаться втянутыми в фактическую тотальную войну, а стало быть, следуя посылке, на которой строится анализ, нам необходимо одержать победу, достаточную для того, чтобы заставить русских подчиниться нашим условиям, западнее генеральной линии Данциг — Бреслау.

Выводы

43. Итак, мы приходим к следующим заключениям.

а) Кампания в ее начальном виде будет носить характер сухопутной операции в Северо-Восточной Европе. [110]

б) Воздушные операции будут осуществляться в форме прямой поддержки наземных операций. Нам нужно быть готовыми нанести жестокое поражение русским ВВС и создать серьезные проблемы на железнодорожных коммуникациях в тылу у русских.

в) Нам придется на деле упрочить свое военно-морское преимущество на Балтике и быть готовыми предотвратить любое движение русских в сторону Швеции или Дании.

г) Главные сухопутные операции будут носить характер союзного наступления к северу от линии Цвиккау-Хемниц-Дрезден-Герлиц, а остальная часть фронта будет удерживать оборону.

д) Какими именно силами для наступления мы будем располагать, в значительной степени зависит от неизбежных отвлекающих обстоятельств, связанных с обеспечением функционирования союзных коммуникаций на разрушенных немецких территориях.

В вышеозначенном (см. пункт «г») регионе мы, скорее всего, столкнемся с превосходством противника по танкам — в два раза и по пехоте — в четыре раза.

е) Ввиду такого превосходства [русских] любая наступательная операция приобретает рискованный характер.

ж) В том случае, если, добившись эффекта неожиданности и выбив русских из состояния равновесия, [нами] будет признана возможность дальнейшего продвижения на восток, результат будет зависеть от исхода главного танкового сражения, которое может произойти восточнее линии Одер-Нейсе. Превосходство в управлении войсками и в авиации, возможно, позволит нам выиграть эту битву, но нашу стратегическую позицию нельзя будет назвать в основе своей сильной, и фактически мы вынуждены будем сделать ставку на тактический исход одного-единственного большого сражения.

з) В условиях продолжающихся боевых действий всякое продвижение за линию Данциг — Бреслау чревато опасными осложнениями. Не сумев одержать необходимую победу к западу от названной линии, мы, фактически, окажемся ввязанными в тотальную войну.

Приложение II. Силы русских и их дислокация

Экономика

1. В настоящее время Россия производит огромную массу военных материалов для своих сухопутных и военно-воздушных сил. Львиная доля их транспортируется в армейские части по протяженным и разреженным линиям коммуникаций, особенно уязвимым для ударов с воздуха.

2. Ее [России] военный потенциал существенно возрастет в первой половине 1945 г. за счет промышленных ресурсов и сырья оккупированных ею территорий, в особенности за счет Верхней Силезии. Эти территории ныне реорганизуются русскими, и большая часть промышленного оборудования, согласно донесениям, ныне находится в процессе демонтажа и транспортировки в Россию. Следовательно, русские не получат немедленного выигрыша от приобретения этих ресурсов и не смогут восполнить соответствующим образом утрату союзных поставок. С другой стороны, военные силы русских получат некий немедленный выигрыш от захвата германского снаряжения — в особенности автотранспорта и противотанкового оружия.

3. В закончившейся войне из продукции, на союзные поставки которой Россия полагалась в самых широких масштабах, назовем автотранспорт и высокооктановый авиационный бензин, импорт которого составил примерно половину всех поставок. Для поддержания массового производства военной продукции на нынешнем уровне Россия ныне в значительной степени нуждается в союзных поставках, в особенности взрывчатых материалов, каучука, меди, окиси магния и некоторых ферросплавов. Тем [111] не менее, даже если она лишится этих поставок, нельзя будет с уверенностью утверждать, что она не сможет, если примет такое решение, с помощью военных трофеев продолжать войну с неубывающей к всеохватывающей эффективностью на протяжении периода в несколько месяцев. Наиболее ощутимы будут ее потери в таких областях, как техническая оснащенность самолетов, военный транспорт и взрывчатые материалы.

4. Россия, вероятно, сумеет сохранить свой нынешний уровень рационирования в отсутствии продовольственных поставок союзников, даже если для этого, возможно, придется пойти на взыскание тяжкой контрибуции со всех оккупированных ею в Европе территорий.

5. Россия окажется перед исключительно серьезной задачей полного восстановления коммуникаций к 1 июля. Подавляющая часть мостов будет по-прежнему представлять собой временные деревянные конструкции, не удастся восстановить железнодорожную сеть к востоку от Вислы и сменить ширину колеи на ней — возможно, за исключением главных магистралей, ведущих с Востока на Запад. Последние будут уязвимы для ударов с воздуха.

Она [Россия] будет страдать от возрастающей нехватки локомотивов и автотранспорта, вызванной их износом и ударами авиации. Нехватка эта будет усиливаться по причине вынужденно длинного прогона из основных промышленных регионов, [расположенных] на Урале и к востоку от Москвы.

У русских не возникнет проблемы сокращения живой силы для работ внутри России благодаря возвращению военнопленных и перемещенных лиц и широкомасштабному призыву на военную службу рабочей силы на оккупированных территориях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: