Семья и брак: с точки зрения психологии и церкви

Для того, чтобы говорить о природе семьи и брака, посмотрим, как определяют значение этих понятий различные источники. Перед этим хотелось бы привести обзор метафорических представлений о семье, предложенных школьниками старших классов. По их мнению, семья — это:

— город, который нам предстоит построить и сохранить;

— психологически замкнутый круг;

— веник, который трудно сломать;

— четыре ножки стола, объединенных общей столешницей;

— гавань, где тебя ждут;

— моя тень в солнечный день;

— красивый букет;

— ванна, наполненная теплой водой и обильной мягкой пеной;

— гнездо ласточки;

— грибница опят;

— те люди, с которыми хорошо в жизни;

— молекула;

— оркестр, играющий одну музыку;

— раковина;

— зонтик, который защищает от дождя;

— моя крепость;

— маленькая вселенная.

Можно заметить, что практически все определения содержат общие признаки. Во-первых, это целостность; во-вторых — защита. Эти характеристики можно отметить и в традиционных определениях семьи и брака. Вот наиболее распространенные из них.

В современной психологии семейных отношений общепринятым является определение Н.Я. Соловьева. По мнению автора, семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Понятно, что это определение не охватывает всей полноты семейных отношений, в нем не хватает нескольких важных звеньев. В Российской педагогической энциклопедии говорится: «Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Таким образом, подчеркивается не только общность быта и кровного родства, но и взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе.

В православной традиции семья — это «малая церковь». Почему именно церковь? Вспомним, что понятие «церковь» изначально означает собрание, объединение, единство людей в Боге. Поэтому и христианскую семью можно понимать как единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленное живой верой в Бога.

Мы знаем, что Церковь никогда не была гарантом благополучия, безмятежного спокойствия. С момента своего основания она подвергалась непрерывным гонениям, переживала беды, падения, но неизменно выживала, укреплялась за счет единения и живой веры ее членов. Так и семья: ей приходиться переживать и бури, и трудности, а иногда и лишения. Но эти невзгоды в любящей семье лишь еще больше укрепляют ее членов и позволяют им духовно возрасти.

В основе семьи лежит брачный союз. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь, но в сути этих понятий есть и немало специфического. Социальный психолог А.Г. Харчев определяет брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Данное определение, конечно, не раскрывает всей полноты и глубины брака, который есть, прежде всего, таинство, тайна. В христианской традиции брак «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

Таинство брака состоит в свободном соединении двух личностей, но личностей разного пола. Само слово «пол», как отмечает игумен Георгий (Шестун), означает «половина». Бытие полноценное, которое каждый человек ищет, обретается через благодатный союз мужчины и женщины, когда два будут «одна плоть».

Брак, по словам апостола Павла, «тайна сия великая есть». И семья — это естественное раскрытие тайны пола в нас. Все богатство, вся полнота личности раскрывается в браке, когда супруги начинают видеть окружающий мир через призму личности другого, тем самым расширяя свое восприятие и делая его более объемным.

С проблемой брака тесно связана проблема двуединства человеческой природы, которую подробно раскрывает ИА Подоровская. В чем заключается смысл двуединства человеческой природы? Обратимся к Священному Писанию, которое повествует нам о том, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. В Бытии (1,26) говорится: «И сотворил Бог человека (в единственном числе), мужчину и женщину сотворил их (число множественное)». Согласно первой книги Бытия, изначально человек представлял собой две человеческие ипостаси (мужскую и женскую), существующие в единстве природы.

Все творение Божие «весьма хорошо». Это вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как Бог, завершая творение мира, создает высшее существо, венец творения — человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал, и говорит: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2, 18). «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 22). Таким образом, Бог берет часть человеческих качеств (свойств) от Адама и творит Еву, т. е. берет от Адама Еву.

Единое человеческое существо, полнота становится разделенной на две половины, на две взаимодополняющие части. Образуется два пола: мужской и женский. И эти две половины стремятся отныне соединиться вместе онтологически, бытийно. Из этого можно сделать следующий вывод о том, что разделил Бог, то только Он и может соединить снова. И это происходит в таинстве венчания. По словам игумена Георгия (Шестуна), в таинстве венчания два отдельных человека умирают, но рождается новое «существо» — семья, «мы».

После того как среди животных не нашлось Адаму помощника соответственного ему, Бог приводит к нему жену, и Адам говорит: «Вот плоть от плоти моей, и кость от кости моей». Интересно, что слово «вот», в славянском переводе «се» является в данном случае бледным переводом с еврейского. В еврейском тексте стоит междометие, выражающее восклицание, при этом наиболее точным его переводом на русский язык является восклицание «Ура!».

Таким образом, как отмечает иерей Олег Давыденков, анализ Священного Писания позволяет сделать вывод о том, что разделение полов совершается с целью удовлетворения потребности в общении и соединения в любви свободных и отличных друг от друга ипостасей, созданных по образу и подобию Божию. Как предвечно соединяются между собой энергиями любви Три Ипостаси Божиих, так и человек призван соединиться со своей половиной.

В синодальном переводе говорится о жене как о помощнице, которая сотворена для мужа. Однако некоторые исследователи-библеисты считают, что правильнее было бы перевести: сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним.

Профессор Троицкий в книге «Христианская философия брака» замечает, что в Священном Писании говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена, прежде всего, нужна мужу, как его alter ego, второе «я». Итак, библейское повествование постулирует истину о двуединстве человека, реализуемого в брачном союзе мужчины и женщины как равносущных, соединенных любовью ипостасей.

Значимость брака высока, о чем свидетельствует Святое Евангелие: Господь Бог свое первое чудо по претворению воды в вино совершил именно на бракосочетании в Канне Галилейской.

Однако существует и другой, альтернативный вариант бытия — монашество, который является уделом избранных. В этом случае через единение с Богом человек еще при жизни обретает ангельские свойства и полноту своей личности. Профессор, протоиерей Глеб Коледа говорил о том, что монашество подходит для тех, кто богат любовью, человек же обычный научается любви в браке.

Для того чтобы рассмотреть цели брака и условия его существования, необходимо коснуться положений психологии и христианской антропологии о строении личности.

Дух, душа и тело

Мы знаем, что в психологии понимание личности зачастую зависит от того угла зрения, под которым ее рассматривает исследователь. Именно он, руководствуясь своими субъективными критериями, будет определять значимость тех или иных фрагментов личности. Понятно, что подобный подход значительно сужает ее восприятие и не дает возможности увидеть целостную картину.

Понимание личности в христианской антропологии значительно отличается от светского психологического: раздвигая рамки ее узкого мирского восприятия, оно говорит о том, что личность — это прежде всего духовное проявление человеческой природы.

И, как отмечает игумен Георгий (Шестун), «личность является показателем человека как особенного творения Божия. Личность — это перерастание человеческой природы». Именно выход за рамки врожденных, исходных данных, прорыв в вертикальную систему координат, духовное возрастание делает человека личностью.

Духовность в традиционном психологическом и православном понимании имеет разный смысл. Так, в «Кратком психологическом словаре» духовность определяется как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».

Современные отечественные психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев констатируют тот факт, что «в философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры». При этом духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, театра. Таким образом, в психологии духовный человек — это прежде всего культурный человек.

С точки зрения христианской антропологии духовный уровень личности рассматривается как системообразующий компонент, интегрирующий человека в единое целое, в личность, созданную по образу и подобию Божию. Дух, духовность, по словам Григория Богослова, есть «частица Бога», которая есть в каждом человеке, и делает человека действительно человеком.

Дух не является материальным, однако мы можем «узнать» его по следующим проявлениям. Это голос совести, служение, способность к самопожертвованию, безусловной любви, патриотизм, страх Божий, жажда познания Бога.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что «обычно дух человека находится в неком спящем состоянии, ибо погребен нашими страстями и как бы оцепенел, омертвел. В сердечной молитве пробуждается человеческий дух». Именно молитва способна восстановить разрушенную духовную связь человеческого духа с божественным духом, ту связь, которая была разорвана в результате грехопадения.

Святитель Тихон Задонский пишет, что «духовный человек — внутренний человек. Рождается он в момент крещения от воды и духа. Духа никто не может поработить, связать, пленить, и поэтому все духовные — свободны». Сходным образом высказывается епископ Игнатий Брянчанинов: «Человек называется духовным, если имеет в себе духа Божия».

Таким образом, духовные люди в православном понимании, это не те, кто включен в мир культуры (хотя понятно, что одно другому не мешает), а кто родился духом и стал человеком духовным, обладающим духовным умом, духовно открытыми очами. Раскрытие духовного уровня в личности происходит по мере воцерковления, очищения души от страстей постом, смирением, Таинством покаяния.

К сожалению, в настоящее время частым бывает наличие латентной духовности, пребывание ее в некоем «дремлющем», подавленном, вытесненном состоянии. Это та ситуация, когда человек, возможно, и не подозревает о наличии духовности или имеет об этом весьма слабое представление, руководствуясь в своей повседневной жизни голосом страстей наличного «я». Это весьма типично для невоцерковленного современного человека, нацеленного на приобретение жизненных благ «здесь и теперь» в этой временной, земной жизни, далекого от Церкви и Бога.

И эта ситуация представляется чрезвычайно опасной. Многочисленные исследования подтверждают, что в основе многих семейных и личностных проблем лежит глубинное подавление именно духовного уровня человека. Невозможность увидеть и осознать себя как творение Божие формирует устойчивые стереотипы «твари» с соответствующими эмоциональными и поведенческими комплексами вне морали и нравственности, во главе угла которых — удовлетворение любых своих желаний и потребностей, несмотря ни на что, жизнь по принципам «хочу» и «мне».

Поэтому очень важным видится «взращивание» духовного уровня личности. Это позволит человеку услышать голос Бога в своей душе и перейти из горизонтальной в вертикальную систему координат, в которой определяющей станет именно духовное возрастание.

Важнейшим в этом процессе будет и иерархическое выстраивание личностных уровней, о которых подробно говорят отцы Церкви. И эта иерархия: дух — душа — тело. Так, Святой Иустин писал: «Тело есть жилище души, а душа — жилище духа; и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога».

Душа, душевный уровень соприкасается как с вышележащим Духовным, так и нижележащим телесным. Ее внутреннее содержание включает: чувства (аффекты), волю, разум, которые связаны между собой духовно-нравственными стержнями. При ослаблении этих связей происходит распад этого уровня и всей личности в целом.

Человек, имеющий иерархическое устроение личности с доминантой на душевном уровне (душевный человек) ограничен рамками земного бытия и нацелен на развитие в горизонтальной плоскости: карьера, профессия, развитие способностей, эмоциональная жизнь — все это, будучи оторванным от духовного контекста, может увести далеко в сторону от жизни вечной. Апостол Павел так говорил о душевном человеке: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 15).

Телесный уровень в личности — инстинктивный уровень, который нацелен, прежде всего, на удовлетворение потребностей в еде, крове, продолжении рода. В то же время, это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа. Человек, центрированный на этом уровне (плотский человек), ограничен потребностями тела и, как правило, не замечает в повседневной жизни проявлений Божественного. Апостол Павел так говорил о плотских людях: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3, 1-3).

Как отмечает профессор В.В. Медушевский, правильное устроение человека иерархично. Слово «иерархия» переводится как священноначалие. Ведущее место, как отмечалось выше, должен занимать дух человеческий, который, питаясь Духом Святым, одухотворяет душу, которая, в свою очередь преображает и освящает тело.

А каким образом может воплощаться иерархичность личности в супружеских отношениях? Следует отметить, что проблема иерархичности находится на пересечении двух глобальных категорий: личности и семьи. Они являются тесно сопряженными между собой, т. к брак, лежащий в основе семьи, как отмечалось выше, — это встреча и соединение двух личностей разного пола в единое целое. При этом и семья и личность являются непостижимыми рациональным путем тайнами, которые тесно переплетены.

Хочется сделать акцент на том, что современная семья страдает в большой степени потому, что в ней встречаются душевные или плотские люди с усеченной духовностью. Они искренне предполагают, что наипервейшая задача в браке — удовлетворить собственные потребности и нужды, и если этого не происходит, начинают искать причину неудовлетворенности в своей половине. С этой позицией сопряжен целый комплекс психологических проблем и сложностей, в основе которых лежит эгоцентрическая нацеленность супругов. Именно она толкает их на поиск «виновного» в семейных проблемах. Однако такая установка изначально проигрышна, т. к вне духовного роста супругов приводит к хроническим семейным конфликтам и зачастую к распаду семьи. Поэтому духовный рост отдельной личности есть предпосылка к сохранению всей семьи. И если супруги встанут на этот путь, то постепенно они смогут открывать друг в друге образ Божий, который является ядром личности.

И еще один аспект проблемы воплощения иерархичности в семье обусловлен тем, что в браке могут соединяться люди с противоположным иерархическим устроением. В этом случае возникает другой комплекс проблем, в основе которых лежит несоответствие базовых потребностей супругов. Например, одна половина тяготеет к духовному, живет церковной жизнью, любит молитву и пост, а вторая имеет преобладающие телесные или душевные потребности. Как говорил в этой связи апостол Павел «мне вас жаль», так как такой брак неизбежно содержит страдание, обусловленное мощным взаимовлиянием и взаимопроникновением личностей супругов.

Поэтому еще до создания брака важно оценить, с кем будет создаваться единое целое. Однако здесь содержится антиномия, которая определяется тем, что чудо и тайна брака в том и состоит, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое. И это происходит неслучайно.

В связи с этим святые отцы говорили, что «неверующий муж спасается через верующую жену» и наоборот. Это происходит тогда, когда более духовный супруг или супруга сумеет смириться с тем, что «отстающий» не принимает их ценностей и будет терпеливо молится за свою половину и любить безусловно. И в этом случае, возможно, Господь рано или поздно откроет духовные очи «отстающего» и поможет ему стать «новым» человеком.

И если супруги не оставят путь духовного самораскрытия, то они смогут построить действительно крепкую семью.

А если более духовный супруг не желает смиряться и его тяготит крест семейной жизни? В этом случае возможен развод и поиск новых, более гармоничных отношений. Однако, как показывает практика, в новом браке разведенные супруги сталкиваются с теми же проблемами, которые были не разрешены в предыдущей семье, возможно, даже в более тяжелом варианте. И тогда опять человек встает перед дилеммой: смиряться, любить и просить помощи Божией или разрывать отношения и искать что-то другое. Каждый человек определяется сам в своем выборе, так как обладает величайшим даром свободы.

Соответственно трем уровням в личности человека можно выделить и три стороны в браке. Это телесная (биологическая), душевная (социальная) и духовная стороны. В свою очередь этим трем сторонам соответствуют основные цели в браке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: