Наказание: общие понятия

Словарь В.И. Даля дает слово «наказание» во многих значениях: это и совет, и предписание, и наставление, и приказ, и даже просто обучение. В «Полном церковно-славянском словаре» этот термин имеет следующие значения: наставление, учение, образование, ученость, и приводятся его производные — наказанный- наставленный, наказатель — наставник — учитель, наказую — научаю, наставляю, наказываю — поучаю, смиряю — повергаю.

Наказание всегда напрямую связано с такими понятиями, как образование, просвещение, воспитание, личность, которые были фундаментом русской школы.

Слово «образование» происходит от древнерусского слова образ, «личность» от слова лик. Сами значения русских слов задают и подсказывают нам миссию и цель образования. Она в том, чтобы помочь человеку найти в своих близких людях образ Божий и стать личностью.

Просвещение имеет корень «свет», то есть обозначает высветление самого лучшего, что есть в человеке, всех его даров и талантов, просвещение всех сил и способностей. Просвещение является богопознанием и богообразованием.

Вдумаемся в слово наказание. Корень его «каз», он тот же, что и в словах наказ, показ. Наказать — по существу означает дать наказ, научить. Т.А. Флоренская отмечает, что если еще глубже заглянуть в этимологию этого слова, его корень «каз», то можно увидеть, что сам он состоит из приставки «к» и древнерусского «аз», что означает «я». Автор приходит к выводу: а не значит ли это, что смыслом всякого научения, наказания является приближение к своему «я»? И в связи с этим возникает следующий вопрос: а к какому «я»?

Вспомним о том, что в личности любого человека присутствуют, сосуществуют два совершенно различных «я»: это «я»-на- личное, реальное, искаженное страстями. Это тот уровень «я», который является результатом наследования изначальной поврежденности человеческой природы в результате падения прародителей. Этот уровень «я» действует в первую очередь по принципу эгоизма и удовлетворения своих желаний и потребностей, по принципу жизни по страстям. Это есть в каждом. Но в каждом из нас есть и другой уровень «я» — «я»-духовное, образ Божий в душе человека. Это тот уровень «я», который существует в нас изначально, независимо от среды и воспитания; это то «я», которое несет в себе отблеск уникальности и неповторимости, заложенной в нас Богом. Это наше истинное предназначение.

Итак, можно попробовать посмотреть на родительские наказания как на помощь ребенку в переходе с уровня «я»-наличного на уровень «я»-духовное. Другими словами, основная функция наказаний — отсечение в детской душе сорняков страстей, выкорчевывание глубинного эгоцентризма и эгоизма, содействие в том, чтобы ребенок «пришел в себя», к своей настоящей индивидуальности и неповторимости, освобожденной от налета страстной греховности.

Хорошего родителя можно сравнить со скульптором, который создает произведение искусства, отсекая все ненужное и неуместное, или с садоводом, который, выращивая растение, убирает лишние побеги, пропалывает сорняки и в итоге выращивает прекрасный цветок. Таким родителем движет любовь. Наверное, по-другому нельзя, и если все пустить на самотек или воспитывать ребенка только в духе поощрений, то его душа быстро зарастет сорняками страстей и эгоизма. «Добренькие», все разрешающие родители, бабушки, дедушки на самом деле калечат душу ребенка, не дают ей выйти из сети страстей, а только лишь подпитывают эгоистичное наличное «я». Почему так происходит?

Во-первых, одной из психологических причин может выступать неуверенность родителя в роли воспитателя, попросту говоря, родитель сам не знает: а как воспитывать своего ребенка? В данном случае может помочь педагогическое и духовное просвещение родителей, знакомство их с основными закономерностями развития ребенка и его личности.

Во-вторых, причиной может выступать собственный негативный родительский опыт, что привело к формированию бессознательного страха в отношении наказаний и появлению установки: «Своего ребенка я воспитаю по-другому».

В этом случае воспитание без наказаний выступает как изживание собственного психотравматичного детского опыта. Но ребенок тем не менее может страдать. Помочь в этом случае может грамотная консультация специалиста, который способен содействовать в осознании корней проблемы и выработке более реалистичного подхода к воспитанию.

…Ирина воспитывалась излишне требовательными, деспотичными родителями, которые ругали, а иногда и били ее за каждую провинность. Ей запрещали то, что особенно хотелось: дружить с теми, кто нравится, заниматься тем, чем нравится. В итоге Ирина твердо решила: «Своего ребенка я точно воспитаю по-другому». И воспитала, практически не наказывая, поощряя буквально все его начинания, оправдывая любые его прегрешения. Результат оказался не таким, каким его ожидала увидеть мать: вместо счастливой, гармоничной личности, выросла счастливая, но эгоистичная личность, которая совершенно не интересовалась ни проблемами матери, ни проблемами семьи…

* * *

В-третьих, в качестве причины неадекватного отношения к наказаниям может выступать столь широко бытующее мнение, что наказание — это всегда жестокость, насилие, зло. Поэтому некоторые родители предпочитают вовсе не наказывать своих детей и даже не запрещать им ничего. Как правило, итоги таких экспериментов оказываются плачевными.

Например, тринадцатилетняя Марина, воспитанная в таких традициях не только родителями, но и бабушкой с дедушкой, стала жить по «принципу колобка»: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от мамы ушел, я от папы ушел». Пользуясь тем, что у нее масса любящих родственников, девочка выбрала эту удобную тактику: как только кто-то из родных просил ее помочь, она тут же собирала вещи и говорила: «Пойду поживу… я тоже обещала им помочь, они так нуждаются в моей помощи». В итоге, родственники так и не могли дождаться помощи от любимой девочки.

* * *

Т.А. Флоренская отмечает, что за внешне привлекательной идеей воспитания без наказания нередко кроется гуманистическая иллюзия о том, что человек по природе добр, прекрасен, и, дав ему полную свободу проявления, родители смогут способствовать полному раскрытию этой природы. Однако, любя детей, не нужно идеализировать детства. Прекрасны его лучшие проявления, но откуда берутся жестокость, зависть, эгоизм?

Поэтому предоставить свободу самораскрытия значит не помочь, а воспрепятствовать раскрытию подлинного, духовного «я». Родители должны помочь ребенку в борьбе между лучшими проявлениями и эгоизмом. В этой борьбе несомненно позитивную роль играет наказание. Поэтому родителям крайне важно увидеть реальную ситуацию, реальную картину личности ребенка без иллюзий.

Таким образом, духовный и психологический смысл наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков определенным морально- нравственным нормам и правилам. Другими словами, родитель выступает своеобразным «зеркалом», отражающим для ребенка, что же такое «хорошо» и что такое «плохо».

Что влияет на выбор способа наказания?

Способ наказания

Вопрос состоит в том, каким мы хотим видеть нашего ребенка? Что мы хотим получить в результате воспитательного воздействия: удобное для родителя поведение или уникальную личность? От ответа на эти вопросы зависит и способ наказания.

В психологии есть понятие «образ ребенка глазами родителя». Это внутренний идеал, который присутствует в сознании родителей и формирует определенную модель взаимоотношений с ребенком. Если он целостный, если родители видят реального ребенка со всеми его плюсами и минусами, то основная движущая сила родителей, скорее всего, любовь. Настоящая любовь — это, прежде всего забота. Настоящая любовь строга. Строгость необходима как резец скульптору, освобождающему образ от всего того, что мешает. Наказывая, родителям приходится проявлять твердость, настойчивость, верность своему слову.

Святые отцы при наказании детей советовали избегать двух крайностей: суровости, непримиримости, и невнимания к поводам грехов, которые можно заблаговременно предотвратить. Настоящая любовь — это постоянное нежное внимание к самым разным проявлениям детской души, подлинный интерес к ребенку. Настоящая любовь — это любовь, которая сохраняется даже тогда, когда ребенок совершает неблаговидные поступки, и не вписывается в наши представления и эталоны.

Святой старец Паисий Святогорец говорит о том, что если ребенок не слушается или ведет себя плохо, то вполне возможно он это делает не из каких-то негативных побуждений, а потому, что дома слышит неприличные разговоры или видит неприличные сцены. Он своим поведением воспроизводит внешний мир. И ругать его за это будет совершенно бесполезно, нужно, прежде всего, родителям посмотреть на свою жизнь, на себя и ответить на вопрос: а что я делаю не так, как можно улучшить отношения в нашей семье? И если произойдут изменения в самих родителях, то, вполне вероятно, проблемы у ребенка исчезнут.

Игумен Евмений в этой связи высказывался так: «Отношения детей к родителям — это зеркальное отношение родителей к Богу. Чтобы изменились дети, прежде всего перед Богом необходимо измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя, гораздо легче и проще… Дети бунтуют, потому что родители бунтуют против тех, кто поставлен Богом над ними: против властей, против начальников на работе, против пастырей Церкви. Дети непокорны вам, потому что вы непокорны Богу. Дети равнодушны к вам, потому что вы стали равнодушны к Богу. Дети не видят в вас духовного авторитета, потому что Бог перестал быть вашим Покровителем. Дети — зеркало своих родителей».

Итак, родителю необходимо прежде всего начать с себя и, самое главное, с любовью воспитывать свое дитя. Ведь на первом плане не хорошие оценки, а теплые любящие отношения между родителями и детьми.

К сожалению, в наших семьях дети мало насыщаются любовью. Часто бывает так, что уставшие родители после работы идут к телевизору, газетам, совершенно не замечая ребенка, который нуждается в их внимании, общении: ему хочется поделиться новостями, хочется, чтобы ему почитали сказку, приласкали. Но родитель никак не реагирует, в итоге ребенок может по-другому пытаться обращать внимание на себя: шаля, совершая проказы.

Очень часто такой механизм лежит в основе формирования различных отклонений в поведении детей и подростков, особенно если это происходит регулярно и родители «подкрепляют» подобное поведение, реагируя на ребенка, делая ему замечания и обращая на него, пусть таким путем, свое внимание. В итоге «вырастают» различные дезадаптации: отклоняющееся поведение, неврозы и т. д. И, как правило, изолированное лечение ребенка в таких случаях не помогает, так как задействованы несколько членов семьи, и вся семья нуждается в помощи.

Итак, мы говорим о том, что «образ ребенка» влияет на систему наказаний и все отношение в целом. К сожалению, не всегда родители могут реально увидеть своего ребенка. Часто этому мешают:

— их духовная незрелость, инфантилизм;

— низкий уровень педагогической и психологической культуры;

— собственные неразрешенные психологические трудности и проблемы;

— желание решить свои проблемы, удовлетворить свои потребности с помощью ребенка.

Во всех этих случаях родитель воспринимает образ ребенка искаженно, не видит нюансов его личности, индивидуальности,

но исходит из неких безличных стандартов. Вдумаемся в слово «безличность»: без «лика», без «лица» — это страшно. Что будет, если родитель не видит лика своего ребенка — как правило, возникают серьезные психологические и поведенческие трудности, так как ребенок может бессознательно противиться такому обращению и пытаться проявить себя, свою индивидуальность, если имеет для этого силы, если нет, то, к сожалению, чаще всего идет уход в болезнь: психосоматику, неврозы.

Мистификация

Неадекватный «образ ребенка» в глазах родителей оказывает на него крайне негативное влияние. Это происходит посредством так называемой мистификации, т. е. внушения родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание родителями детям неадекватной системы представлений о себе.

Формы «мистификации» включают:

— приписывание;

— инфантилизацию;

— инвалидизацию.

Приписывание ребенку определенных качеств, позитивных или негативных, нередко приводит к искажению развития личности ребенка. Так, при некритичном, восторженном отношении родителя к ребенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у него может сформироваться неадекватный образ «я», чувство превосходства и неуважения к окружающим, излишняя демонстративность, импульсивность.

При приписывании ребенку слабости, испорченности наблюдается снижение самооценки, самопринятия, дисгармоничность развития «я», как правило, невротическое развитие личности.

…Молодая семья погрязла в ссорах и конфликтах. Причина конфликтов всегда была одна и та же: супруга хотела полностью господствовать над своим мужем, который, естественно, этому сопротивлялся. В родительской семье Вероники (так звали жену) отец был комической фигурой, всем верховодила мать. Именно она решала, что хорошо и что плохо для всех членов семьи и относилась к мужу только как источнику доходов. Мать считала свою дочь неповторимой и привлекательной. Когда она вышла замуж, то главная мысль, которую проводила мать, была: «Он должен быть благодарен за то, что женился на такой красавице.»

Мать не ценила своего зятя и считала, что дочь заслуживает большего, так как заработки зятя были ниже, чем хотелось бы. Она подстрекала дочь развестись и устроить свою жизнь лучше. Дочь не соглашалась на развод, однако разделяла позицию матери в том, что муж обязан испытывать огромную благодарность за их брак и совсем запустила домашнее хозяйство, свалив все на мужа.

Муж (Анатолий) вначале потакал капризам жены и даже радовался им, считая, что молодая жена еще не повзрослела, но со временем приуныл, видя, что ситуация не меняется. Не изменилась она и после рождения ребенка. Жена стала все больше и больше требовать от мужа, перекладывая все заботы на него. В итоге все закончилось разводом. Мать стала подыскивать более выгодную партию любимой дочери…

* * *

Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать, стремится законсервировать ребенка в его личностном развитии. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком, как с маленьким, не по возрасту одевает, что также серьезно искажает его личностное развитие.

…На консультацию к психологу пришла женщина, которая жаловалась на проблемное поведение своего 17-летнего сына. С ее слов, он часто испытывал беспричинные страхи. Буквально боялся выходить из дома, предпочитал одиночество. На приеме мать старалась произвести впечатление любящей и заботливой, занималась самовосхвалением, противопоставляя себя мужу. При беседе с сыном выяснились следующие детали. Родители состояли в трудном браке и не разводились только из-за страха перед общественным мнением (они считались респектабельной и благополучной парой).

Мать часто предпринимала длительные путешествия, в которых ее сопровождал сын. Он всегда выполнял роль маленького кавалера, которую усиленно ему навязывала мать. У него была всего лишь одна функция — почитать свою мать и восхищаться ею, при этом внутренний мир сына мать особо не волновал. Связь сына с отцом постепенно разрушалась, мать с ревностью реагировала на все попытки ребенка обратиться к отцу. Отец чувствовал себя отстраненным от процесса воспитания, но ничего изменить не мог. Ребенок все больше и больше замыкался в себе и невротизировался, не понимая, что, по большому счету, мать использовала его как орудие мести мужу за неудавшийся брак, за разочарование.

* * *

Еще один вариант негативного влияния на ребенка — инвалидизация, представляющая собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, нередко приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества. При таком «воспитании» личность ребенка серьезно страдает и не получает возможности полноценного развития.

…Павел, юноша 17 лет, постоянно болел, врачи поставили ему массу различных диагнозов — начиная от хронического бронхита и кончая хроническим туберкулезом. Семья Павла необычная: его растит папа, творческий человек, известный писатель. Он постоянно «творит», отца сын почти не видит. Как у многих творческих людей, у отца была сложная личная жизнь. С матерью Павла отец развелся давно, когда мальчик был еще совсем маленький, дальше пошла череда постоянно меняющихся жен, которые тоже не обращали внимания на ребенка. Последняя жена решила всерьез взяться за воспитание: так как Павел не отличался здоровьем, она стала водить его к врачам, скрывая за чрезмерной заботливостью антипатию к мальчику. Ему был приписан постельный режим, он должен был длительное время без всяких оснований лежать в постели, предоставленный сам себе.

Не удивительно, что в результате такой «заботы» Павел еще больше стал уходить в болезнь. Он действительно находил у себя все больше и больше симптомов и все больше и больше тревожился за здоровье. Врачи выставляли диагнозы и выписывали различные препараты, за употреблением которых следила мачеха, но никто и не задумался о том, что мальчику, скорее всего, нужно совсем другое — свежий воздух, общение со сверстниками, движение. Но физическое и личностное развитие мальчика было буквально задушено таким воспитанием и «заботой»…

* * *

Чаще всего в основе искажения образа ребенка лежит его явное или скрытое отвержение. И по большому счету все варианты мистификации — не что иное, как попытка оправдать себя, свою нелюбовь к ребенку. В этом случае родители, наказывая ребенка, пытаются уложить его в прокрустово ложе собственных оценок, взглядов, стандартов. При этом страдает ребенок, его уникальность, которая искажается в этих калечащих условиях. Итогом такого воспитания может стать болезнь, угасание истинного «я» ребенка. Сколько времени потом потребуется, чтобы залечить эти детские раны! Но с Божьей помощью все возможно. Воцерковление ребенка, его приход ко Христу может серьезно скомпенсировать и даже исцелить психологические травмы, полученные в детстве. Какие же формы наказаний и поощрений бывают?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: