Православное воспитание

Протопресвитер Василий Зеньковский полно и емко характеризует смысл православного воспитания: «Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей; помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем». Прекрасные слова! Итак, цель и смысл воспитания ребенка — приведение его ко Христу, восстановление целостности личности и формирование правильной иерархии: дух — душа — тело.

Игумен Георгий (Шестун) подчеркивает: «Воспитание — это питание, а культура — это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей — все время сеять. Если не посеют родители — сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут и даже урожай не соберешь…»

Мы знаем, что в настоящее время сеют в души детей многие и не с самыми добрыми побуждениями. Телевидение, реклама, пресса буквально заполоняют детские души терниями страстей насилия, эротики, потворствования своим желаниям. Постоянно идет видимая и невидимая борьба за влияние на помыслы и чувства детей. Кто в ней победит? Зависит, в первую очередь, от родителей, от уровня их духовной зрелости.

Таким образом, основная задача родителей — постоянно засевать душу ребенка. В связи с чем сразу возникает вопрос: а чем засевать? Для человека православного этот ответ очевиден. Сеем духовное, вечное, христианские ценности: любовь, смирение, прощение, милосердие, жертвенность и, главное, способность различать добро и зло с помощью внутреннего указателя — совести. И, как отмечает М.Я. Дворецкая, «православных детей нужно готовить к неприятию зла мира, его страстей и соблазнов, а не к уходу из него, в них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи и греха».

Закон опережающего развития нравственности над интеллектом был известен еще очень давно, но успешно был «забыт» после Октябрьской революции 1917 года. Отделением школы от Церкви, а затем от нравственной психологии в нашей стране в 30-е годы XX века было окончательно подорвано духовное основание педагогики.

Воспитание невозможно без опоры на фундамент нравственности, что противоречит многим современным теориям воспитания, постулирующим относительность норм и правил и призывающим к опоре на свою «самость», потребности и желания. И если им вразрез идут общепринятые морально-нравственные критерии — нужно их обойти, они же мешают в достижении поставленных целей. Человек ведь должен быть свободен. Вот так все просто.

Однако о том, каков итог данного подхода, как правило, идеологи подобных теорий умалчивают. Своеволие, безнравственность, беззаботность плюс атеистическое воспитание или оккультное мировоззрение, уродливые проявления женской эмансипации и мужской феминизации — все это плоды бездуховных и безнравственных современных подходов в образовании.

Итак, воспитание способствует формированию узнавания, различения добра и зла, что влечет за собой обретение истинной свободы — свободы выбора, так как перед тем, как выбирать, нужно понять: из чего и что мы выбираем. Если ребенок в процессе воспитания получит представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, можно считать, что посажены очень важные семена, которые в определенное время дадут свои всходы.

Можно привести множество примеров того, как многие дети, вырастая, уходили с прямого пути православия, начинали блуждать по мирским лабиринтам и прилепляться к земным благам и страстям, однако это зароненное в детстве зерно могло совершенно неожиданно дать свои всходы даже тогда, когда, казалось бы, всякая надежда была уже потеряна. Огонек веры разгорался в сердце и приводил «в чувство» заблудшего. В качестве примера можно привести небольшую историю.

«…Знала я одну семью, в которой была благочестивая мать и молодой сын, офицер. На службе он, забыв Бога, повел разгульную жизнь. Мать, сколько ни пыталась, не могла на него повлиять и лишь усердно молилась Божией Матери о спасении его души.

Умирая, она призвала к себе сына и просила его дать ей слово исполнить ее последнюю волю. Сын согласился. Мать заповедала ему после ее похорон пойти в церковь и приложиться к чудотворному образу Царицы Небесной.

Поразила сына эта просьба умирающей матери. При его тогдашней разгульной жизни и настроенности души исполнение этой просьбы казалось ему чем-то ужасным, так как вера в нем погасла еще не совсем, и он понимал, что такое кощунство.

Мать умерла. Несмотря на глубину падения и ужас перед святыней, сын не считал возможным нарушить слово офицера и заставил себя пойти в церковь.

Чем ближе он подходил к церкви, тем труднее становилось ему идти. Но чувство долга, сохранившееся в нем, заставило его дойти до церкви. Он увидел ту икону Царицы Небесной, к которой он должен был приложиться. С большим усилием сделал он шаг вперед и снова остановился. Расстояние до иконы в несколько шагов он преодолел лишь через час, и когда, наконец, собрав остатки сил, он приложился к иконе, то тут же упал без чувств.

Когда пришел в себя, он был уже другим человеком. Он увидел всю глубину своего падения и всю горечь, которую причинял матери. Он совершенно изменил свою жизнь, стал посещать церковь и горячо молиться о прощении своих грехов и об упокоении души своей матери, молитвами которой был спасен».

* * *

Важно связать воспитание с темой спасения, показать ребенку единственно правильный путь. Но сделать это с помощью лишь одних нравоучений, наставлений вряд ли удастся. Лишь живой родительский пример, совместные молитвы, посещение богослужений, праздников, да, по большому счету, вся родительская жизнь, пронизанная верой, любовью, есть та матрица, которая, часто бессознательно, закладывается глубоко в душу ребенка. Как отмечает игумен Георгий (Шестун), нельзя насильно научить верить, любить, можно лишь показать ребенку эту сторону жизни, зажечь его своим примером. И тогда детская душа сама потянется, останется только лишь немного в этом помочь.

Что касается второго вопроса о том, чего мы хотим добиться от ребенка с помощью воспитания?

По этому поводу святитель Феофан Затворник пишет: «…Нужно воспитать тело его, доведши до того, чтобы оно было и крепко, и живо, и легко. Мало предоставлять все природе; должно и самим действовать по плану с целью, пользуясь опытами других и пособиями здравой педагогики. Но еще больше нужно позаботиться о воспитании духа. Благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется. Себе же оставленный будет страдать от тела крепкого. В сем отношении должно образовать ум, нрав и благочестие. Но всякого долг — научить символу, заповедям, молитве и дать познать христианскую веру».

Таким образом, в результате воспитания православный родитель хочет достичь целостности личности, о чем говорилось выше, но с ведущей ролью духа над душой и телом. Это и есть гармония. Большую ошибку совершают те родители, которые развивают отдельные стороны личности, например, души, желая видеть в своих чадах выдающихся музыкантов, художников; или тела — и тогда ребенок усиленно развивается физически, посещает различные секции, ездит на сборы. Все это прекрасно. Однако не стоит забывать о том, что никакое самое лучше воспитание души и тела не заменит собой духовного стержня, который является определяющим и именно на него «нанизываются» все остальные составляющие личности.

Очень часто родители, чрезмерно озабоченные всесторонним развитием личности ребенка, перегибают палку и отдают малыша во всевозможные кружки, художественные школы и секции без учета его возможностей. При этом они бессознательно могут решать свои застарелые психологические проблемы: в детстве один из родителей хотел получить музыкальное образование, не удалось, пусть теперь ребенок это сделает вместо него.

Итог такого подхода, как правило, плачевен: в лучшем случае стойкое отвращение у ребенка ко всяким «искусствам» и спорту, в худшем — невротизация и возникновение психосоматических расстройств.

Итак, подводя итог, можно отметить, что конечная цель воспитания в рамках православного подхода к ребенку — формирование гармонии тела, души и духа с ведущей ролью духа.

Об этом прекрасно пишет святая мученица и страстотерпица царица Александра:

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны отказываться от своих желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет боль и вред, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж много и нужно — слово одобрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы быть сильными и независимыми».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: