Виды наказаний, их влияние на личность

В психологии существует подробное описание различных наказаний и поощрений. Многими авторами проведен их детальный анализ с точки зрения педагогического и психологического воздействия на личность ребенка. Остановимся на основных формах.

Арсенал наказаний достаточно широк и включает такие виды, как:

— физическое наказание;

— вербальная агрессия;

— аффективное воздействие на ребенка;

— лишение родительской любви;

— ограничение активности ребенка;

— лишение благ и привилегий;

— инициирование чувства вины;

— принуждение к действию;

— наказание естественными последствиями;

— логическое объяснение и обоснование.

Физическое наказание является камнем преткновения для гуманистически настроенных людей, которые считают, что оно в любом виде недопустимо. Однако по этому поводу существуют различные точки зрения. Конечно, лучше, если физических наказаний в жизни семьи не будет. Но бывают ситуации, когда словесное вразумление и другие варианты не действуют, и остается лишь физическое воздействие. Игумен Георгий (Шестун) подчеркивает, что если ребенку грозит опасность, можно и силу применить, но делать это надо не с раздражением, а без злобы, заботясь о ребенке и его благополучии.

Отцы Православной Церкви однозначно высказываются в пользу физического наказания. Детям, как Божьим цветам, нужны греющее солнце, то есть любовь, нежность и ласка, но вместе с тем и влага — наставления и вразумления, а подчас и гроза — наказание. Приведем высказывания некоторых по этому поводу.

Еще Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11).

Святые отцы высказывались сходно.

Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит следующее: «Не должно, наконец, забывать смирительного и вместе с тем самого действительного средства исправления — телесного наказания. Душа образуется через тело. Бывает зло, коего нельзя изгнать из души без уязвления тела. Отчего раны и большим полезны, тем паче малым. Любяй сына своего, участит ему раны, говорит премудрый Сирах (30,1). Но само собою разумеется, что к такому средству нужно прибегать в случае крайней нужды».

Тихон Задонский отмечает: «Юные не наказанные и возраст пришедшие, суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христиане, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем и похвальна, и потребна».

Святой Иоанн Златоуст высказывается так «Те, которые детей своих не наказывают и не учат целомудрию, те строже разбойников осудятся. Разбойник тело смерти предает, а нерадивый отец — душу».

Итак, наказания необходимы. Конечно, иначе оценивается ситуация, когда физическое наказание становится стилем взаимоотношений родителя и ребенка, когда по поводу и без повода родители поднимают на него руку. Это недопустимо. Последствия такого жестокого обращения бывают самыми плачевными.

Применение регулярных физических наказаний приводит к развитию у ребенка безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, особой житейской изворотливости, лжи, агрессивности. Известный семейный психолог Р. Кэмпбелл считает, что частые и суровые физические наказания приводят к снижению чувства вины у ребенка и тем самым препятствуют формированию моральной саморегуляции и здорового самосознания. Физические наказания ведут к значительному росту агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.

Вот пример из практики детского психиатра-психотерапевта Н.А. Дробышевской.

На стационарное лечение в психиатрическое отделение был направлен девятилетний второгодник Алеша с диагнозом: «патохарактерологическое формирование личности». В его характеристиках отмечалось следующее: «Алексей в школе-интернате с первого класса. За время обучения в школе Алексей зарекомендовал себя как ребенок с повышенной агрессивностью. Каждый день избивает детей в присутствии воспитателя, на замечания которого не реагирует. В порыве гнева может ударить и воспитателя. Во время сна он душит детей руками, кусает руки до синяков… после отбоя он режет постельное белье и рвет рубашки».

Известно следующее: у Алексея родители алкоголики, мальчика постоянно избивали. Мать умерла. После смерти матери стал буквально неуправляемым. По рассказам бабушки, дома мальчик уничтожил всю посуду, мебель. Отец всегда «воспитывал» ребенка с помощью жестоких побоев. Когда врач спросила мальчика, где он так научился драться, он ответил: «Да по видику». Алеша на вид обычный мальчик. Но в своем сознании он запечатлел мысли, слова и образ поведения своих родителей с их постоянными попойками, драками, телепросмотрами. И вскоре он сам, естественно, начал все запечатленное воспроизводить.

* * *

Вербальная агрессия представляет собой распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. Основное негативное последствие — нарушение личностного развития, формирование низкой самооценки, скрытности, зависти. Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, навешивание ярлыков приводит к переживанию чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

Аффективное воздействие на ребенка (гнев, ярость, крик) ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, состраданию, вызывают чувство страха, защитные реакции. В конечном итоге теряется авторитет родителя. Наказывая подобным образом, родители, скорее, самовыражаются, выплескивают на ребенка свои негативные эмоции, чем воспитывают и вразумляют его. В данном случае вразумление нужно, скорее всего, самому родителю. Жизнь буквально наполнена такими примерами, когда родители жалуются на детей и говорят, что они их попросту не воспринимают, родитель делает замечания, пытается усмирить ребенка, а он как будто не слышит родительских слов.

…Одна мама говорила, что дочь не реагирует на ее слова. Просьбы убраться в комнате, выучить уроки остаются без ответа. В итоге мать вынуждена переходить на крик и силовыми методами «вразумлять» дочь. Мать обеспокоена тем, что дочь не любит ее, не уважает, и поэтому не реагирует на замечания, но причина оказалась в другом. Дело в том, что мама длительное время «воспитывала» свою дочь, постоянно срываясь на крик, не редкими были и оскорбления девочки. Поначалу девочка пугалась и начинала делать то, что требовала от нее мать, но потом привыкла и перестала реагировать на вспышки гнева. У нее сформировалась стойкая защитная реакция, которая буквально помогала не слышать криков и упреков, остальных требований матери…

* * *

Лишение родительской любви. Родитель, в случае нарушения ребенком требований, демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Или же избегает контакта с ребенком (физического, эмоционального), стремится уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, подчеркнуто с ним не разговаривает. Исследования показывают, что эта форма наказания абсолютно неприемлема, так как вызывает у ребенка серьезные нарушения: переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности, что в конечном итоге ведет к невротизации и повышенному риску возникновения психосоматических заболеваний.

Ограничение активности представляет собой такие действия родителя, которые уменьшают возможность активности ребенка. Его ставят в угол, запирают в комнате, лишают прогулки и т. д. Этот вид наказания может дать хорошие результаты, но только если оно используется редко. Регулярное использование такого наказания вызывает у ребенка чувство обиды, формирует беспомощность и зависимость от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций. Запирание ребенка в темных помещениях может вызвать возникновение страхов, фобий, усиливать тревожность.

Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний подразумевает введение временного запрета на те права, которыми уже обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить домой позже определенного времени. Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Возможно, этот вариант наказаний является действительно эффективным, особенно если ребенок понимает, за что его наказывают.

Инициирование чувства вины. В данном случае родитель внушает ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок с целью вызвать переживание чувства вины и стыда. В позитивном смысле чувство вины может рассматриваться как показатель усвоения моральных ценностей. Однако переживание вины не должно быть чрезмерным. Главное, не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности.

Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола родителя. Здесь существуют два возможных отрицательных следствия для личностного развития ребенка — формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований или пассивная покорность и подчинение. Поэтому важно объяснять ребенку смысл того, на чем родитель настаивает.

Наказание естественными последствиями. В случае причинения ущерба ребенок обязан сам его исправить. Например, разлил что-то — убрал, получил двойку — исправил оценку, что-то разорвал — сам зашил. Такой вид наказания представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации причинения ущерба. Использовать его лучше совместно: взрослый может в игре, в совместных делах показать ребенку, как можно исправить ситуацию.

Логическое объяснение и обоснование. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях результатов его действий для себя и других. Родитель информирует ребенка о возможных последствиях его поведения. Конечно, этот вариант является позитивным, так как позволяет избежать необдуманных поступков.

Таким образом, у родителя в руках много методов воздействия на ребенка. Для того чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд условий, о которых говорят как отцы церкви, так и психологи:

— важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка. Понятно, если ребенок маленький, то логические объяснения и обоснования вряд ли будут ему близки и понятны, нужно использовать что-то другое в контексте возрастных особенностей;

— наказание не должно быть отложено родителем надолго, так как оно может породить страх, тревогу, депрессию, состояние ожидания у ребенка;

— нельзя наказывать ребенка, когда сам родитель находится в состоянии аффекта, возбуждения. Понятно, что в таком состоянии действия родителя, скорее всего, будут неадекватными. Поэтому родителю необходимо вначале успокоиться самому, а лишь потом вразумлять ребенка;

— не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми, особенно при ребенке. Лучше не выносить сор из избы, пусть проступок ребенка

останется внутри семьи. В этом случае ребенок будет больше доверять своим родителям;

— наказывая ребенка, родители должны дать ему почувствовать, что и в этот момент он любим. Святой старец Паисий Святогорец подчеркивает, что если ребенок чувствует любовь со стороны родителей, даже если он убежит из дома, то все равно вернется домой, когда увидит, что в других местах он находит не любовь, а лицемерие;

— важно, чтобы родители показывали ребенку, что они расстраиваются из-за его проступка, переживают за него. Но, как подчеркивает святой старец Паисий Святогорец, «пусть они не давят на него и молятся». Надо помнить, что даже самый серьезный проступок ребенка не должен приводить в отчаяние родителей, так как «грех сегодня вошел в моду»;

— родители не должны ругать своих детей вечером, чтобы не довести их до отчаяния, когда ночью проступок будет прокручиваться в голове;

— в любом случае, наказывая ребенка, нужно задавать себе вопрос: а в чем он сейчас испытывает потребность, в чем нуждается? Может быть, плохое поведение ребенка связано с тем, что в данный момент он чувствует себя одиноким, несчастным, подавленным и пытается привлечь внимание к себе и пытается привлечь внимание к себе, совершая проказы, шаля? В любой момент мы должны чувствовать внутренний мир своего ребенка.

Интересна позиция самих детей в отношении возможности наказаний. В связи с этим психологами было проведено обследование 200 детей старшего дошкольного возраста. Детям задавали два вопроса: можно ли наказывать детей? Если можно, то как?

И, что характерно, практически все дети были согласны с тем, что их нужно и можно наказывать, например, за плохое поведение, непослушание. Самым «излюбленным» способом наказания детей является ограничение активности. Этот способ воспринимался как адекватный и действенный. Детям крайне не нравятся крик и брань. Они предпочли бы, если бы вместо крика их «шлепали по попе». Некоторые говорили о том, что лучше бы просто им объяснить, в чем заключается их ошибка. Вот такие мудрые дети у нас, нужно только нам эту мудрость в своих детях видеть.

В чем же конечный итог воспитания ребенка?

Помощь своему ребенку в построении иерархии внутреннего мира, формировании упорядоченности. Такая упорядоченность формируется только путем послушания ребенка родителю. Игумен Георгий (Шестун) подчеркивает, что «вечные проблемы «отцов и детей» сохраняются потому, что дети не хотят выполнять заповедь «чти отца своего и мать свою». Но отношения, Богом установленные, нужно поддерживать, потому что через родителей Господь Свою волю на детей изливает. А личность, которая не знает места в иерархии семейной, в иерархии государства, в иерархии социальной, представляет опасность для общества, потому что это человек, плохо управляемый и внутренне, и внешне».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: