Тема: Особенности развития представлений о величине у детей дошкольного возраста.
ПЛАН:
Содержание понятий «величина» и «измерение».
2. Значение развития у дошкольников представлений о величинах.
Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятий «величина» и «измерение»
Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, время, температура.
Первоначальное представление о величине связано с созданием чувственной основы, формированием представлений о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту.
Основные свойства величины:
· - сравнимость
· - относительность
· - измеряемость
· - изменчивость
Значение развития у дошкольников представлений о величинах
• Знакомство с различными величинами расширяет представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
|
|
• Оценка размера как одного из пространственных признаков предмета
• Умение выделить величину как свойство предмета, дать ее название.
• Отражение размера как пространственного признака предмета связано с развитием сенсорного восприятия, участвуют анализаторы: зрительный, осязательный, двигательный и др.
• Формирование представлений о величинах положительно влияет на умственное развитие.
• Отражая в речи способы сравнения величин, результаты их измерения, связи и отношения.
• В процессе сравнения и измерения размеров предметов развивается глазомер ребенка.
• Выделение различных параметров размеров предметов учит дифференцировать пространственные признаки предметов (длину, ширину, высоту, объем).
• При измерении объема жидких и сыпучих веществ дети познают качественные признаки вещей.
• При формировании представлений о различных величинах у ребенка тесно взаимодействуют и развиваются сенсорные, мыслительные и речевые процессы.
• Измерительная деятельность способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
• В процессе сравнения и измерения размеров уточняются геометрические представления.
• Работа с величинами углубляет понимание многих математических тем: отношение «часть и целое», равенство и неравенство, свойство транзитивности отношений «больше —
меньше», «длиннее — короче» и др. (А< В и В< С=> А< С), взаимно обратные отношения (А < В <=> B >A), арифметические действия.
• Работа с величинами, их сравнение и измерение подводят к пониманию величины как математического понятия.
• Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины.
|
|
Особенности развития представлений о величине у детей дошкольного возраста.
Особенности развития представлений о величинах у детей | Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ |
Трудно воспринимают сущность величины | Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам |
Легче воспринимают размеры предмета, находящегося близко, чем на расстоянии | Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению |
Легче воспринимают сравнение контрастных величин | Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине |
Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким | С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раздаточного материала |
Детям свойственно закрепление признака величины за конкретным предметом: «маленький мяч», «большой мишка» | Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Раскрываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона» |
Дети не соотносят размеры предметов с размерами своего тела, игнорируют этот признак | Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложением (примериванием) |
«Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма) | Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знакомим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера |
Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных | Только когда усвоится плоскостное сравнение, переходим к объемным предметам |
Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины | Сначала рассматриваем предметы с ярко выраженным одним параметром, а затем объясняем, что предмет можно характеризовать по нескольким параметрам: «Ленты одинаковые подлине, но разные по ширине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий» |
Не соблюдают пропорции в рисунках | Тренируем в изображении предметов разной величины и обговариваем соответствие их размеров |
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности:
1. Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.
2. Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.
3. Измерительная деятельность.
Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Из книги Метлиной Л.С. «Математика в детском саду» выписать основные параметры величины (младшая группа) и последовательность в которой знакомят дошкольников с ними.
Основные параметры величины: длины, ширины, высоты, толщине.
При первичном выделении того или иного признака сопоставляются предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятия «длиннее — короче», подбирают вещи одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся одна от другой только длиной.
|
|
Выделить отдельные измерения помогает жест рукой. Спрашивая детей о том, какой предмет длиннее (короче), педагог одновременно проводит рукой вдоль предмета (слева направо). Сравнивая ширину, он проводит рукой поперек предмета (по ширине), а при сравнении высоты — снизу вверх, от основания до верхнего края предмета. Показ производится широким жестом, повторяется 2 — 3 раза. Толщина сравнивается путем обхвата предметов пальцами обеих рук или одной руки.
Большое значение придается обучению детей способом сравнения размеров: приложению или наложению (о которых им уже известно). Вначале малышей учат пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (лучше с левой); пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние их края. Если конец предмета выступает, можно сказать, что этот предмет длиннее. Если ни один конец не выступает, то предметы равные (одинаковые) по длине. При сравнении вещей по ширине совмещают (подравнивают) верхние или нижние их края; сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. Выделенный признак обозначается точным словом. «Какая ленточка длиннее (шире)? Какая ленточка короче (уже)?» — спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов длиннее — короче, шире — уже и др., обозначающих сравнительную величину предметов.
С самого начала тщательно отрабатываются умения пользоваться способами наложения и приложения. Педагог задает вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Что ты делаешь? Как прикладываешь?»
Для закрепления знаний используются разнообразные упражнения. Например, предлагают посмотреть, какая полоска короче (уже), и поставить на нее одну уточку, а после посмотреть, какая полоска длиннее (шире), и поставить на нее много уточек. Если вначале им дают одноцветные предметы, то в дальнейшем, по мере усвоения знаний, можно предлагать предметы разного цвета. Теперь, сравнивая размеры предметов, детям приходится отвлекаться от других их признаков. Этим достигается элементарное обобщение знаний. Сопоставление предметов контрастных размеров позволяет научить детей более расчлененно воспринимать размеры предметов и давать им соответствующие определения («длиннее — короче», «выше — ниже» и др.).
|
|
Появляется возможность познакомить детей с равенством предметов по длине, ширине, высоте и научить их пользоваться выражениями: «одинаковые (равные) по длине», «равные по ширине». Для этого проводят игры типа «Найди ленточку (карандаш) такой же ширины (длины)». (Выбор из 2 — 4 пар.) Подбирая вещи, дети должны точно указывать признак, по которому можно судить о равенстве.
В младшей группе вне занятий целесообразны игры с различными дидактическими игрушками: башенками, состоящими из 5 — 6 колец и шаров, с разборными игрушками Благоприятные условия для упражнений детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокий и низкий заборчики.
2. Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах (см. пункт выше)