Изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возрастаа

В настоящее время недостаточно внимания отводится сенсорному развитию детей раннего возраста в дошкольном учреждении. В связи с данной ситуацией, мы считаем, что Ннеобходимо так организовать сенсорное развитие детей, чтобы оно могло удовлетворять определенные жизненные потребности – потребности, возникающие в ходе выполнения разнообразных задач: игровых, изобразительных, конструктивных и других. Овладение тем иным сенсорным актом (зрительным, моторным) должен связываться у ребенка с результатом деятельности.

Проблема сенсорного развития детей освещена многими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами психологами: Фребель, Ф., Монтессори, М., Декроли, О., Венгер, Л.А. и др.

Все ученые единодушны, что такая сложная психическая деятельность как сенсорное развитие не может существовать у ребенка от рождения. Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка. В раннем возрасте в роли такой деятельности выступает предметно-игровая деятельность под непосредственным педагогическим руководством со стороны взрослых. В предметной деятельности ребенка усваивает общие знания, принцип действия, свойства и качества предмета.

Организация сенсорных процессов внутри содержательной деятельности формирует у детей обобщенную ориентировочную деятельность, делает целенаправленным и сенсорный опыт ребенка [9].

Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей малыша.

Сущность понятий «сенсорного развития» связано непосредственно с сенсорным воспитанием.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание неразрывно связано с деятельностью органами чувств. Посредством ощущений и восприятия происходит чувственное познание действительности. В раннем возрасте развитие ощущений и восприятий происходит интенсивно. На основе ощущений и восприятия формируются представления о предметах, их свойствах и особенностях, сходстве и различий между предметами, становится возможным дифференцировать предметы, выделять один из множества других. Полноценные представления о предметах формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами [3;110].

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорные эталоны – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонах цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои дары эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звук высотные отношения), свои – во вкус, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамки дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит правильно называть то или энное свойство. Иначе говоря –это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление формы цвета и величины составляет основное содержание сенсорногое воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности [2;4].

Сенсорное развитие-это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания [11;1].

Если не создавать необходимых условий для своевременного и полноценного сенсорного развития малыша, не использовать важнейшую особенность психики, которой обладает маленький ребенок –сензитивность, т. е. особую сенсорную чувствительность при восприятии свойств предметов, то может возникнуть отставание ребенка в развитии. Становится очевидно, что взрослые и в семье, и в детском учреждении, создавая условия для формирования сенсорного (чувственного) опыта, решают важнейшую задачу своевременного развития ребенка. Осуществляется эта работа путем организации зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов ближайшего окружения, игрушек и дидактических материалов [3;111].

В каждом возрасте перед сенсорным развитием и воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление превращается в овладение пространством.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участие мыслительных процессов приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, большое — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

С полтора до двух с половине лет жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств четырьмя цветами спектра (красный, желтый, зеленый, синий) и, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.

В два с половины года ребенку можно знакомить с другими цветами (оранжевый, розовый, голубой, салатовый.). В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребенку

найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;

• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет; закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т.д.). А к трем годам ребенок может знать весь цветовой спектр [17,6].

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

• практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее;

• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка

знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;

• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.

Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет, в дошкольном возрасте.

Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:

• используя специальные игрушки;

• рассматривая эталоны форм — плоские и объемные фигуры;

• рассматривая реальные предметы простой формы;

• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.) [17,16].

От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить плотную (например, между объемными предметами). Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: