double arrow

Комплексная модель человека

ЛЕКЦИЯ 1 ОПП 2020-21 Качество жизни населения

 

Структура модели человека в социально-экономических системах. Понятие качества жизни. Цели и смысл жизни, ценности и природа человека.Система ценностей человека. Исследование природы человека, добра и зла, природной агрессивности, альтруизма. Основные цели деятельности человека: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование. Динамика развития процессов развития цивилизации и роста качества жизни. Эволюция представлений о показателях качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Индекс ожидаемой продолжительности жизни. Повышение качества жизни российских граждан как национальная идея и цель деятельности органов управления государством в Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

 

Структура модели человека в социально-экономических системах.

Каждый человек так или иначе участвует в экономических процессах. Все мы что-то производим (в том числе товары, услуги, знания), что-то покупаем, продаем, обмениваем, сдаем в аренду, копим, инвестируем, кем-то управляем, кому-то подчиняемся. Поэтому каждого человека можно считать объектом исследования экономических наук.

Естественно, что человек - существо общественное, наделенное чертами социальности, приверженности коллективному началу, доброты, любви к ближнему, альтруизма. Но нельзя не признать, что в нем эгоизм сочетается с альтруизмом, антисоциальное начало - с социальным, индивидуализм с коллективизмом, гедонизм с эвдемонизмом, агрессивность с миролюбием.

Анализ процессов восхождения человека из стадного состояния и его трансформации в Homo sapiens и субъекта истории не оставляет сомнений в правоте тех авторов, по мнению которых агрессивное поведение людей является одним из врожденных инстинктов человека. Как показал выдающийся австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц, агрессия — не просто реакция на определенные внешние условия, а подлинный первичный инстинкт, проявляющийся спонтанно и направленный на сохранение вида.

Вместе с тем уже более 150 лет экономисты-теоретики обсуждают весьма специфическую конструкцию под названием «экономический человек».

В книге Марка Блауга отмечается, что в очерке Джона Стюарта Милля «О предмете политической экономии», написанном в 1836 г., «впервые появляется многострадальная концепция «экономического человека.»

СЛАЙД 2

«Человек рассматривается политической экономией «лишь как существо, желающее обладать богатством», «полностью абстрагируется от любых проявлений человеческой страсти или мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно - отвращения к труду и желания поскорее насладиться дорогостоящими излишествами...».

«В отношении тех моментов человеческого поведения, когда богатство даже в принципе не является целью, политическая экономия не претендует на справедливость своих выводов. Однако существуют определенные области человеческой деятельности, где получение богатства является главной и осознанной целью»

Как показал опыт, идея Адама Смита создания модели «экономического человека» оказалась неудачной, цели создания модели были не реализованы, модель эволюционировала до модели «человека экономико-социологического», которая стала стратегической моделью экономического планирования.

СЛАЙД 3

Несмотря на мнения классиков и многих современных специалистов, продолжаются попытки модификации «экономического человека» с различными наборами характеристик.

Наряду с моделями «экономического человека» предложены модели «социологического человека», «психологического человека», «политологического человека». Эти понятия употребляются в социологии, психологии и политологии (как и в экономической теории) в двух аспектах: в качестве объекта исследований соответствующей науки и для выражения определенных характеристик человека.

СЛАЙД 4

 

СЛАЙД 5

Попытки реанимации модели «экономического человека» во второй половине XX в. были предприняты в рамках так называемого «экономического империализма». Наиболее известным из авторов этого направления является лауреат Нобелевской премии Говард Беккер, который известен также как один из создателей так называемой теории человеческого капитала.

Эта теория позволила лучше понять проблемы эффективности инвестиций в образование и повышение квалификации.

Марк Блауг дает следующую оценку: «Исследовательская программа человеческого капитала в 1980-е гг. продолжала деградировать, бесконечно перерабатывая все тот же материал без продвижения в понимании проблем образования и обучения; одним словом, не произошло ничего нового, и сам предмет уже «зачерствел»... [Блауг. 2005. С. 334—335].

Важным достоинством понятия «человеческий капитал» является то, что оно позволило лучше понять суть общего понятия «капитал». После работ Г. Беккера стало модно писать о «социальном капитале», «интеллектуальном капитале» и других «капиталах». Капиталом стали называть любой ресурс, который может быть источником дохода (например, внешность поп-звезды).

Критика модели «экономического человека» является одним из важных аспектов публикаций Даниеля Конемана (Израиль), за которые он вместе с Верноном Смитом (США) получил в 2002 г. Нобелевскую премию по экономике. О том, что далеко не каждый человек и не всегда ведет себя как «экономический человек», писали также нобелевские лауреаты Герберт Александер Саймон и Морис Алле.

Все трудоспособное население планеты так или иначе участвует в экономических процессах, при этом одни производят или обменивают материальные блага, другие занимаются наукой, третьи пытаются проявить себя в искусстве, четвертые — в духовной сфере и т. д. Значительная часть населения занимается противоправными действиями, а также действиями, направленными против этих действий.

NB!

При обосновании модели человека в экономических системах исходят из того, что действия людей определяются прежде всего целями, которые они перед собой ставят, и ценностями, которые так или иначе ограничивают множество способов достижения этих целей.

Цели и ценности человека существенно влияют на его потребности и потенциал (знания, умения, нравственность и другие личные качества).

Комплексная модель человека

Из принципа комплексности следует, что в модели человека должны быть отражены как экономические, так и этические, социальные, экологические и другие аспекты. Этому требованию отвечает комплексная модель человека, включающая четыре основных блока:

·  ценности и цели;

·  потребности;

·  потенциал;

·  мотивы деятельности.

Взаимосвязи между указанными блоками представлены на рисунке. Как видно из рисунка, три блока модели человека связаны между собой прямыми и обратными связями. Блок «мотивы деятельности» имеет обратную связь только с блоком «действия». Причины этого связаны с механизмом формирования мотивов деятельности человека.

СЛАЙД 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: