Вторая форма помещичьего производства

Важнейшим фактором перехода к преимущественно интенсивной фазе развития стала личность царя - Петра I. Будущий государь с раннего возраста стал приобретать профессиональные навыки. Уже с трех лет развлечениями для него были оружие и многолюдные военные забавы [16]. Это заложило в нем живейший интерес к новинкам техники и к наукам, а также развило способности к управлению людьми. 

Здесь надо обратить внимание на мудрость монархической организации общества. Пока образование недоступно для основной массы населения придворные стараются вложить как можно больше профессиональных знаний в наследника престола. Это позволяет одному образованному монарху обеспечить разумное развитие государства, в котором подавляющая часть населения неграмотна.

Важнейшей реформой Петра I является его рекрутская реформа. Реформа освободила дворян от солдатской службы и превратила их в руководящий класс общества, а созданная Петром система образования обеспечила руководящий класс требуемыми знаниями. Таким образом, в дополнение к одному просвещенному и деятельному Петру Россия получила тысячи его двойников. В этом была главная причина высоких достижений России в эпоху Петра I

Рекрутская реформа сократила потребность армии в дворянах. В 1727 г. правительство решило, при отсутствии военной угрозы, отпустить по домам 2/3 «офицеров, урядников и рядовых», «чтобы они деревни свои в надлежащий порядок привесть могли» [17, том VII. 1723 — 1727 гг., с.743, закон 5016]. Рядом последующих законов воинская служба дворян была облегчена, так что на хозяйстве мог оставаться тот или иной член семьи. Преобразование дворянства в правящий класс, его просвещение и освобождение от государственной службы и были теми условиями, которые позволили перевести массу помещичьих хозяйств во вторую форму производства с внутренним разделением труда.

В своих поместьях дворяне завели обширную дворню и обучили ее различным ремеслам. Теперь земледельцы стали поставлять господам продукты в сыром виде, сырье перерабатывалось дворовым людьми, часть готовых изделий вывозилась на рынок. Вот как факт приобщения крестьян к ремеслу помещиками освещал воевода Елецкой провинции: «через обучение из дворовых и крестьян хлебопашцев разным рукодельям, художествам и всяким нужным к обществу мастерствам, заведя разного рода домовые фабрики, почитая главным предметом к получению знатного от их работ и оброков себе прибытку» [18, с. 81]. 

Здесь необходимо обратить внимание, что перенакопление образованного класса привело к интенсификации экономического развития России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: