Тема 7: Русская культура XIX в

Заочная форма обучения

План практического занятия №1

Тема 2: Культура Древней (Киевской) Руси в IX- первой половины XIII в.

Цели занятия: рассмотреть и охарактеризовать культурные достижения дохристианской Руси, проследить развитие духовной культуры (письменность и просвещение), рассмотреть развитие художественной культуры этого периода.

Основные понятия: летопись, глаголица и кириллица, агиография, поучения, фрески, мозаика, иконопись, прикладное искусство.

Время: 1,5 часа.

Вопросы (задачи):

1.Охарактеризовать культурные достижения дохристианской Руси.

2.Проследить развитие духовной культуры Древней Руси: письменность (глаголица, кириллица) и просвещение; литература (летописи, слово, хождения (агиография), поучения и т.д.).

3.Рассмотреть развитие художественной культуры Древней Руси: зодчество (архитектура); живопись (фрески, мозаика, иконопись, прикладное искусство).

 

Темы докладов (мультимедийных презентаций, рефератов):

1.Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси.

2.История возникновения иконы.

3.Стилистический анализ древнерусской архитектуры периода IX- первой половины XIII в.

4.Характерные особенности иконописания IX-X вв.

5.Влияние христианства и язычества на формирование русского менталитета.

 

Ход проведения занятия

Отвечая на первый вопрос, следует понимать, что культура древних славян и языческой Руси дохристианского периода известна нам благодаря археологическим находкам, преимущественно, произведениям декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел. В целом, для культуры этого периода характерны: мифологизм, анимизм, тотемизм и фетишизм. Во втором вопросе следует обратить внимание, что такие имена, как Кирилл и Мефодий известны всем и каждому. Именно с ними ученые и историки связывают появление письменности еще в дохристианский период. Именно Кириллом во второй половине IX века была создана известная глаголица, которая была сформирована по большей части из переводов церковных книг. Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Несмотря на то, что письменность стала использоваться не только в летописях или при переписывании церковных книг, но и в быту, переписка книг все еще велась только в монастырях. Литература. Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси. В третьем вопросе необходимо учитывать, что каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т.к. мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году. Толчков к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии. Киевская Русь на протяжении всего периода своего существования славилась мастерами и умельцами на все руки. Они в совершенстве владели чернью, сканью и эмалью. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся украшения в ювелирном искусстве. Недаром, чужеземцы во все времена искренне удивлялись и поражались творениями наших мастеров. Именно в области декоративно-прикладных ремесел иностранные племена и государства заимствовали умения жителей Древней Руси.

Необходимое оборудование и материалы:

В условиях временного дистанционного обучения необходимы компьютерная техника и доступ в сеть Интернет.

Учебно-методическое обеспечение:

Основная литература

1.Куликов, А. С. История архитектуры. Часть 2. История русской архитектуры: учебное пособие / А. С. Куликов. — Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2017. — 119 c. — ISBN 978-5-8265-1796-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85929.htm  

2.Садохин, А. П. История мировой культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 975 c. — ISBN 978-5-238-01847-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81507.html

Дополнительная литература

1. Ильина Т. В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 370 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07319-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441500

План практического занятия №2

Тема 7: Русская культура XIX в.

Цели занятия: рассмотреть основные достижения русской культуры XIX в. в образовании, просвещении, науке. Определить наиболее значительные достижения пластического искусства, литературы, театрального и музыкального искусства  того времени, дать их характеристику.

Основные понятия: золотой век русской культуры, декабристы, высокий классицизм, «передвижники», «Могучая кучка», идея патриотизма, романтизм, бытовой жанр в живописи, натюрморт, реализм, Серебряный век русской культуры..

Время: 1,5 часа.

Вопросы (задачи):

1.Определить наиболее значительные достижения вобразовании и просвещении того времени.

2.Определить наиболее значительные научные достижения того времени.

3.Определить наиболее значительные достижения пластического искусства того времени, дать их характеристику.

4.Определить наиболее значительные достижения литературы, театрального и музыкального искусства того времени, дать их характеристику.

Темы докладов (презентаций, рефератов):

1. Рост национального самосознания в русской культуре конца XVIII – начала XIX

2.Понятие романтизма как направление в культуре.

3.Деятельность общества передвижников.

4.Деятельность «Могучей кучки».

5.Деятельность Карамзина, Ключевского, Татищева.

6.Идея патриотизма в русском искусстве ХIХ в.

7. Творчество М.Ю. Лермонтова.

8. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

9.Наука, образование, книжное дело и периодика первой половины XIX века

10.Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

11.Музыка и театр первой половины XIX века.

12.Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века.

13.Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года.

14. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.

15.Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.

 16. Архитектура середины XIX века: переход к эклектике в Петербурге, Москве, провинциальных городах.

17.Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и их современники.

18.Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта: С. Ф. Щедрин, И. К. Айвазовский и другие пейзажисты, А. Г. Венецианов и «венецианцы», И. Ф. Хруцкий.

19.Особенности русской культуры второй половины XIX века.

20.Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография второй половины XIX века.

21.Общественно-политическая мысль и литература второй половины XIX века.

22.Театр и музыка второй половины XIX века.

23.Родоначальники передвижничества: В. Г. Перов и И. Н. Крамской.

24.Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. И. Суриков

25.Пейзаж в живописи передвижников: А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан.

26.Достижение в живописных произведениях И. Е. Репина вершин русского реализма.

27.Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В. М. Васнецова. Обращение к русскому фольклору и церковному искусству.

28.Скульптура середины и второй половины XIX века.

29. Культура Серебряного века: наука, литература, театр, кинематограф.

Ход проведения занятия:

В первом вопросе необходимо знать, что в истории русской культуры XIX век занимает особое место. Это было время исключительного подъема духа, творческого взлета. Проблемы, поставленные русскими писателями, художниками, композиторами, оказались в центре внимания деятелей культуры всего мира. Причудливое переплетение традиций и новаторства национальных русских и европейских начал, глубина художественных открытий и прозрений – все это достояние классической культуры XIX в. К концу 50-х гг. всего 6 % населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положение о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало строгой преемственности между начальной и средней школой, но отчасти решило задачу обучения детей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (т.е. педагогические училища), получили распространение трехгодичные земские школы, крестьянские школы грамотности. Центральным звеном образования считались 7-летние гимназии и прогимназии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и готовили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключали до 60 % детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих… ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования значительный круг детей.

  Во втором вопросе нужно учитывать, что вторая половина XIX в. – время мощного подъема естественных наук, с помощью которых человечество надеялось значительно повысить уровень жизни людей и установить более совершенные, справедливые общественно-политические порядки; открыть, подобно физическим или математическим, общественные законы счастливого существования людей. Наконец от создания «своей», отечественной науки зависела независимость России от иностранных ученых и специалистов, ее научно-технический суверенитет. Развитию и успехам наук способствовало и развитие в России капитализма, требовавшее резкого увеличения числа инженеров, техников, разработки новых технологий, создания остроумных изобретений. Прикладные, сиюминутно необходимые отрасли наук не могли развиваться без опоры на фундаментальные знания, что породило целую когорту замечательных ученых. Многие их открытия имели подлинно мировое значение и на долгие годы определили развитие той или иной отрасли науки.

В третьем вопросе необходимо понимать, что искусство начала 19-го века связано с эпохой общественного подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года и антикрепостническим движением, приведшим в 1825 году к восстанию декабристов.

В области художественной культуры данного периода наблюдалась сравнительно быстрая смена направлений: классицизм уступает место романтизму, а романтизм на пути своего развития встречается с усиливавшимся реализмом в искусстве. Правда, это проявилось, в основном, в живописи. Если художники 18-го века стремились к реализму в передаче индивидуальной неповторимости личности, то в 19-м веке они стали изображать и то, что было ценным, что их волновало в общественной жизни. Во второй четверти 19-го века в Европе в большинстве стран уже утвердился капитализм, а в России все еще продолжался распад феодально-крепостнической системы. Однако, и в Европе и в России этот период характерен подъемом бурной общественной жизни - в Европе это, прежде всего, Великая французская революция и ее последствия, а в России нарастающая борьба против крепостничества, особенно после неудачи восстания декабристов.

  В четвёртом вопросе нужно учитывать, что XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление - реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др., А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков - обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова - острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» - революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором - журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века».

При подготовке также необходимо учесть, что эпоха рубежа XIX -XX веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский.

Сере́бряный век— период в истории русской культуры, относящийся к рубежу XIX -XX вв., совпавший с эпохой модерна . Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века»).

 В отличие от общеевропейского fin de siècle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «серебряный век» выраженную эротичность.

Культура России конца XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Литература и искусство. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве.

Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграции достижений русской культуры в культуру мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, Н.А. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки.

Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако "распавшаяся связь времен" не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.

В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление – акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств.

 Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" - футуристов (Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Живопись. Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российской живописи, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура: Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание почтамта — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка. Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: