Понятие «политическое участие»: содержание и формы

       1. Политическое участие - это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

       К политическому участию можно отнести

- действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);

- активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;

- посещение митингов и участие в демонстрациях;

- участие в деятельности партий и т.п.

       Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия:

- во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения;

- во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов);

- в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

       С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

- автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

- мобилизованное участие - вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

       Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

       Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

       2. Классификация форм и типов политического участия

       Политическое участие зависит от политического режима.

       Так, в демократическом обществе это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое государство обеспечивает такое свободное участие правовыми нормами и процедурами, а также относительно равномерным распределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций.

       Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками; по отношению к ним применяются репрессии.

                              Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия.

       Типы политического участия. Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность.

       Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

- участие в деятельности политических и иных организаций;

- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

       Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность – это удел немногих, меньшинства.

       Если активность людей направлена на поддержание существующих порядков, то политическая система ее поддерживает. Если же отдельные группы требуют изменений, то правящие круги могут на них реагировать по-разному в демократических и недемократических странах, даже применяя насилие. Если процесс принятия решений сосредоточен исключительно в кабинетах властей, то отчужденные от политики массы выступают в ней лишь как исполнители. Политическая жизнь может выходить на улицы и становиться народным действием, но и тогда это действие определяется типом общества. При авторитарном или тоталитарном правлении массовые акции – это часть официального ритуала, демонстрирование поддержки и одобрения политики, иногда не без харизматического подъема. В демократическом обществе политика на улице – это необходимый элемент политической жизни, фактор обратной связи власти и народа, форма народовластия. Политическое участие масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Тогда митинги, марши, шествия становятся способом волеизъявления народных движений, партий, широких масс.

       Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.

       К формам политического протеста относятся такие действия, как политическое и гражданское неповиновение, петиции, бойкоты, повреждение собственности, саботаж, убийства, похищения, террор, партизанские действия, революции, войны.

       3. Характеристика легитимных и нелегитимных форм политического участия

Главная цель политического участия граждан - оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основанных вида законного («конвенционального») политического участия:

Голосование; 2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях; 3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы); 4) контакты с официальными лицами на различных уровнях.

       Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:

  1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях); 2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения); 3) отказ повиноваться несправедливым законам.

       Что касается второй тенденции - падения доверия к официальным представителям политики, - то она находит свое выражение либо в форме неучастия в осуществлении этой политики, либо в форме ее радикальной критики.

       Падению доверия к современной политике в немалой степени способствуют следующие факторы:

1) ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей;

2) широкое распространение в сфере современной политики коррупции;

3) отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти;

4) девальвация основных политических ценностей и идеалов.

       Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам:

       1. Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти.

       Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения, и, в-третьих, желанием что-нибудь сделать для решения данной проблемы.

       Факторами дальнейшего включения в политику служат различные жизненные обстоятельства, среди которых особое значение для человека имеют: а) отождествление себя с определенной политической силой в обществе - партией или движением; б) приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения; в) уровень образования: с его повышением уровень, степень участия в политической жизни устойчиво повышается; г) социальный статус - представления человека или социальной группы о своем месте в социальной структуре. По мере повышения социального статуса растет степень вовлеченности в политические отношения; д) различные типы психологической мотивации на участие в том или ином виде политических действий. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

       2. Состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов вне и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой.

       Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых:

- чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий;

- потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить;

- убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей;

- минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе.

       3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат:

- конвенционализм - отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;

- несбалансированное уважение к авторитету;

- перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;

- стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями;

- желание власти и боязнь ее;

- оправдание своего поведения поведением других;

- вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров, конспираций и т.д.

           

 

       Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс.

       Исходя из критерия степени участия в политике выделяют следующие группы:

• аполитичная группа – не участвующие в политике граждане;

• голосующие на выборах члены социума;

• участники деятельности политических партий и других политических организаций, а также проводимых ими кампаний;

• политическая элита, политические лидеры.

       Существуют также формы нелегального политического участия: демонстрации, митинги, пикеты, не санкционированные властями; различные формы протеста против безнравственных действий политического режима (голодовки, самосожжения и т. д.) прямой отказ в повиновении несправедливым законам и политическим решениям.

       В целом политическое участие – это действия предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на господствующую политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти – муниципальном или федеральном. Политическое участие может быть организованным или хаотичным, эпизодическим или постоянным, базирующимся на законных или на незаконным мет

одах.

                                          Выделяют два основных типа политического участия:

       1) автономное – это сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и принимаемые политиками решения. Стимулом автономного участия является осознание степени важности политического решения Данный вид участия распространяется в основном в стабильных, демократических политических режимах;

           

       2) мобилизованное – вынужденное действие, когда участие в политике, например голосование, или в политическом собрании зависит от неполитических стимулов, таких как страх, подкуп и т. д. Этот вид политического участия характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

       Главную роль в политическом участии играют выборы в органы государственной власти.

Свободное голосование является одним из наиболее эффективных методов разрешения политических конфликтов, надежным средством легитимации политического режима, а также средством политической социализации. Однако выборы не всегда выполняют только позитивные функции политического процесса. В обществе, находящемся на стадии реформ, с расколотой политической системой и неустойчивой социальной структурой появляется все больше возможностей для маргинальных слоев общества влиять на политику в негативном плане, тормозить политические реформы, особенно если в государстве преобладает консервативная идеология и отсутствуют общепризнанные политические институты. В таких условиях задачей реформаторов является достижение концентрации власти в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические взгляды.

 

 

БУСЫГИНУ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: