Современная Снегурочка

      Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

  Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно. Но после репрессий 1927 – 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

   Вот так Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

   Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

   На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

   В заключении, хотелось бы сказать, что всем мы обязаны Матушке-природе, ведь так или иначе, она даёт нам жизнь, где-то помогает, где-то учит чему-то новому и помогает получить навыки преодолений трудностей и сложностей.    Снегурочка выступает, как метафора человека, который ищет себя в этом мире. И в разных «авторских воззрениях» всё происходит по-разному,  но несмотря на трагичный конец, Снегурочка «возрождается», потому что она – дитё природы, потомок людей, вызванных к жизни богами.

Жизнь и смерть всегда были едины в круговороте сезонного цветения и увядания, в бесконечной цепи превращений, в поступательном движении ухода и возврата. Уйти – значит вернуться вновь, в объятие Матери-земли и, напитавшись её силами, обрести новую жизнь.

    Так и Снегурочка, имея особое предназначение, уходит, чтобы люди поняли свои ошибки, нашли ответы на жизненные вопросы. «Эволюция» Снегурочки с времён славянской культуры по сей день рассказывает нам о ценности поступков и взаимоотношений людей, о влиянии людей друг на друга, а также о материальности мыслей и влиянии их на атмосферу общества.

    И хотелось бы закончить словами Царя Берендея, чтобы каждый задумался о значении своих поступков и приоритетах в жизни.

                     

«Короче, друг, сердечная остуда Повсюдная -, сердца охладели, И вот тебе разгадка наших бедствий И холода: за стужу наших чувств И сердится на нас Ярило-солнце И стужей мстит. Понятно?»    

 

Этот риторический вопрос царя берендея, обращён не только к его подданным, но он как бы звучит из прошлого для нас, нынешних современников. Отсюда такой интерес к пьесе Островского. Ведь не случайно был снят великолепный фильм с одноимённым названием в 1970г., где звучит прекрасная музыка Римского-Корсакого, а декорации воссоздают образы созданные художником В.Васнецовым. Проблемы человеческих взаимоотношений вечны и Островский, тонко чувствующий связь времён и поколений в своей бессмертной пьесе это прекрасно отразил. А то, что он искал и находил вдохновение и сюжет для своей сказки в народных преданиях, легендах, сказаниях, как мне кажется, я показала.

 

И P. S. В 2012г. На современной сцене театра имени Вахтангова, разыгралась молодёжная драма о любви и предательстве по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка», что еще раз доказывает мою мысль  - Искусство во все времена помогало решать трудные вопросы, открывать различные грани мира, осознавать себя в этом мире, путешествовать во времени и пространстве.

 

Список литературы.

 

1. Петров В.М. и др. Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ "Сфера", 1999. - 144с.

2.  Сайт: «Ведическая культура и русский фольклор»

3. Данилова «Мировая художественная культура». «Дрова» 2007г.

4. Великие художники «В.Васнецов» М. «Директ – Медиа» 2011г.

5. История Русского Искусства 2том М. «Искусство» 1988г.

6. Пьесы Н.Островский «Весенняя сказка «Снегурочка»  М. «Художественная литература» 1998г.

7. Кадры из кинофильма 1969г. «Снегурочка».

Картины: В.Васнецов; А.Васнецов; Б.Кустодиев; М.Врубель; Рерих; И.Глазунов; Б.Ольшанский.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: