Образ Снегурки в русской литературе

 Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году.

В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Первая же авторская ремарка к тексту гласит: «Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена». «Снегурочка» А.Н. Островского – это и мистерия, и национальное предание, и притча, и красивая утопия о счастливом сказочном царстве. История дочери Деда-Мороза и Весны-Красны, живущей среди простых и беззлобных берендеев, погружает нас в гармоничный мир древних языческих поверий, одухотворенной природы. Финал «весенней сказки» трагичен: кроткая Снегурочка расплачивается своей жизнью за радость и «сладкий дар» любви. Погибает и влюбленный в Снегурочку купец Мизгирь. Обречено погибнуть все, что выпадает из привычного, естественного уклада жизни. Показательно, что смерть героев не печалит берендеев. Таким образом, задуманная как феерия, как веселое сказочное представление, пьеса разрастается до пределов глубокой философско-символической драмы.

         Произведение Островского «Снегурочка» - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.            Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский соединил это всё воедино и придал народному творчеству своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры. У Островского Снегурочка предстает в облике прекрасной девушки, способной зажечь сердца юных берендеев.

Берендеи – это жители царства Берендеев, в котором происходит действие пьесы.

     Существует версия, что страна берендеев — не совсем сказочное место. Все, что происходит в «Весенней сказке» Островского,— это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины. Самое имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переяславль-Залесском доныне тянется Берендеево болото, на месте которого, по преданию, будто бы было Берендеево царство. До сих пор в 100 км от Сергиева Посада существует село Берендеево. У Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка» читаем: «... в 50 верстах от села Берендеева режут из дерева известные игрушки, людей, животных; их в торговле зовут берендейками». Имя сказочного царя Берендея хорошо знакомо русскому люду, хотя в истории не было такого человека. Фантазией драматурга создан «мудрый отец» своего народа.

    В этом царстве люди живут по законам совести и чести, стараются не вызывать гнев богов. Большое значение имеет красота всего: окружающего мира, девушек, цветов, песен. Не случайно, певец любви – Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость. Пылкость и горячность.

     Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил немало, поэтому знает многое. Он беспокоится о своём народе, ему кажется, что в сердцах у людей что-то недоброе рождается. Царя не беспокоят деньги и власть, его больше беспокоит состояние душ его подданных. Рисуя такого правителя, Островский подчёркивает идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. Поэтому пьеса, согревая душу читателю, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном, ценить такие качества, как духовная красота, верность и любовь.

      Александр Николаевич затрагивает тему любви во многих своих произведениях, но в «Снегурочке» это тема представлена по иному: в форме волшебной сказке, в которой преподносятся иные истины о ценности любви.

  Идеализированное царство так и живёт, счастливо, потому что умеет ценить любовь. Боги к ним милостивы, пока они не нарушают закон и не оскорбляют великое чувство любви. Но вся идиллия нарушается, с появлением Снегурочки.

В произведении присутствуют все композиционно-стилистические элементы народной сказки: зачин (мотив чудесного рождения, заточения, запрет на солнце, отлучка, нарушение запрета), испытание героя – завязка (наказание ложного героя и награда, брак истинного).

   Все типы героев, действующих в народной сказке  герой-искатель (Снегурочка), герой-даритель (Весна), герой-спаситель (Мизгирь). Однако, Островский, не нарушая композиционно-стилистических функций, переосмысляет их, наполняя современное содержание, подчиняет решению эстетических задач.

  Таким образом, конфликт произведения переводится во внутренний психологический план, борьбу «горячих» и «холодных» чувств, вместо борьбы с тёмными силами. Это и отличает пьесу Островского от народной сказки.

Измену Мизгиря Купаве берендеи воспринимают трагично, воспринимают неблагородное поведение  мужа (состоявшийся мужчина, в пьесе он заезжий купец), как личное оскорбление. Купава обращается к Царю с просьбой наказать Мизгиря. И его изгоняют. Так как для берендеев самое страшное наказание быть отвергнутым, значит потерять милость богов.

Снегурочка, противоречивый персонаж. Живя в лесной глуши,  хочет счастья и по её мнению, счастье обитает в царстве Берендеев. В начале пьесы автор описывает её как пугливого лесного зверька, который из укрытия наблюдает за жизнью селян. А сама как бы и не живёт, а готовится к жизни. Она не понимает, что своим приходом нарушила мерный уклад берендеев, посеяла злобу и зависть. Но в том её вины нет, она не «не знает слов любви», у неё всегда холодное сердце, от Мороза – отца и в тоже время она - нежное и прекрасное дитя Весны отличается от других девушек утончённым чувством прекрасного. Не может ответить на горячие человеческие чувства. В её душе нет тепла, она отстраненно взирать на страсть, которую испытывает Мизгирь. Существо, которое не знает любви, вызывает удивление и жалость. Не случайно никто не понимает Снегурочку.

Снегурочка так сильно привлекает внимание окружающих своей холодной красотой, что  становится девушкой, ради которой можно отдать всё на свете и даже жизнь. Ведь не случайно именно Мизгирь, страстно полюбивший Снегурочку, погибает вслед за ней, так как изгнанному, нет места в селении берендеев. И за свои злые поступки, пусть даже не преднамеренные нужно отвечать и нести наказание.

Сначала Снегурочка равнодушна ко всем, но постепенно начинает испытывать какие-то чувства к пастуху Лелю. Это ещё не любовь, но ей уже тяжело видеть Леля с Купавой. Лель отвергает Снегурочку,  и она решает выпросить у своей матери любовь,  которая прожигает человеческое сердце и заставляет забыть всё на свете.

Весна дарует дочери любовь, но дар оказывается губительным. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - её дочь. Любовь оказывается трагичной, но и  без любви, жизнь ей не мила. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие люди, поэтому она решается пренебречь заветами своего отца, которые предостерегали её от смерти.

Влюбленная Снегурочка открывает для себя мир, неизвестный для неё ранее. Теперь она понимает всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой, но Мизгирь не способен отказаться от намерения престать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы – капризом.

  Необычная развязка в сказке Островского: он изменяет функцию героя-спасателя, подчинив её задаче произведения: показать равенство истинных и ложных форм морали. Цель Мизгиря – не избавиться от девушки, а спасти самого себя. Поняв, что является виновником гибели возлюбленной, Мизгирь бросается в озеро. Свершается праведный суд. Дарованная богами любовь сожгла снегурочку и уничтожила Мизгиря.

Если сравнивать произведение народной сказки изложенной Далем и поэтической весенней сказки Островского, то можно найти некоторую связь между этими произведениями:

1. В обоих произведениях лежит примета фантастического хода – зависимость вымышленных ситуаций и образов идеи, которая лежит в основе сказки.

2. Противопоставление действующих лиц: Снегурочка и Мизгирь, Купава и Лель, а также в фантастическом плане – Весна и Мороз.

3. Остатки обрядовой магии, совпадающие с характером волшебных действий в сказке. Обряды переносятся в современный мир, оставляя изначальную функцию – призывать силы природы. Несмотря на переработку, обряды решают злободневные вопросы.

    Наполнив заимствованный мотив гибели из народной сказки, Островский, наполняет свою сказку новым содержанием. Ему удаётся перенести в сказку жизнеутверждающее начало, связанное с возрождением природы и горячих чувств.

  «Весеннюю сказку» высоко оценили А. И. Гончаров и И. С. Тургенев, однако отклики современников были отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и «прогрессивных» идеалов. Так, один критик В. П.Буренин возмущался по поводу обозначившегося недовольства, назвал героев Островской сказки фальшивыми образами, так как хотелось бы видеть драматурга, как обличителя «тёмного царства».

         Пьеса успеха у тогдашней публики не имела и была забыта на десятилетие, до тех пор, пока её не взял под своё крыло всемирно известный меценат Савва Иванович Мамонтов, который решил её заново поставить на сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера пьесы состоялась под Рождество, 6 января 1882 года. Примечательно то, что эскизы костюмов для пьесы подготовил В.М. Васнецов.

    Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художeственное решение целых картин. Равным образом эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

 По единодушному мнению зрителей первого представления Снегурочки, восторженно принявших удивительную гармонию музыки, декораций, костюмов, либретто, Васнецов «развернул во всю ширь свои таланты», он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, но... заразил своим увлечением и всех участников.

      Вдохновленный творением Островского и постановкой, Н.А.Римский-Корсаков написал в этом же году свою знаменитую одноименную оперу.

«В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

    Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

    Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Ярило-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

  Опера произвела настоящий фурор и подвигла многих известных художников того времени на создание наряда и внешнего облика Снегурочки. Так в 1885 году, продолжая начатую тему, знаменитый художник В.М. Васнецов делает обновленные эскизы для постановки оперы.

Над созданием внешнего облика Снегурочки потрудились еще два великих российских художника.

   Например, небезызвестный М. А. Врубель, в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме А.В. Морозова. Чуть позднее, в 1912году,Н.К.Рерих написал свое собственное видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

   Таким образом, облик современной Снегурочки является совокупностью художественных версий различных живописцев. У Васнецова Снегурочка появляется в светлом сарафане с повязкой на голове, у Врубеля она вся в белом, из пуха и снега, а у Рериха она нарисована в меховой шубке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: